Цель: стимулировать учащихся к чтению книг.
Задачи: продолжать формировать бережное отношение к книгам; способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач; создать условия для развития у обучающихся коммуникативной культуры.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, музыкальное сопровождение, презентация.
Подготовка: за несколько дней до начала мероприятия классные руководители готовят с детьми стихотворения, сценки, песни о книгах (или инсценировки по знакомым произведениям).
1. Организационный момент.
На экране фильм “В мире столько разных книжек” [8] Приложение 1 (слайд 1)
Ведущий: Дорогие ребята, вы догадались, какая интересная тема у нас сегодня? Верно, ‘это книги! (слайд 2)
“Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!”
(С. Михалков)
2. Ход игры.
В: Сегодня мы с вами поиграем. И первое задание. Попробуйте прочитать что здесь написано.
НТЧЕИЕ – УЕЛЧШЕ УЕНЧИЕ. (слайд 3)
В:Проверим! Прочитайте пословицу, которая получилась:
ЧТЕНИЕ – ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ.
В: Стихотворение “Верный друг” автор А.Марков (читает ученик).
Приходит книга в дом любой.
Коснись ее страниц –
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот.
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей злая вьюга не страшна,
И не страшна распутица,
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а когда взгрустнётся вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший, верный друг,
Развеет скуку книжка.
В: (слайд 4) Книга сопровождает нас всю нашу жизнь. Мы привыкли видеть книги вокруг себя. Сейчас существуют современные книги - электронные. И даже никто не задумывается как трудно издать книгу, а как трудно автору написать новое произведение! Книга это наша связь с прошлым, могут помочь разобраться в настоящем, а с некоторыми мы устремляемся в далёкое будущее. Далёкие времена книгу мог подержать в руках не каждый человек потому, что она стоила дорого. Её создавали очень долго, кропотливым трудом. Изготовление бумаги немного облегчило работу. В России первый начал печатать книгу Иван Фёдоров и его помощники.
В: Посмотрим видеоролик “История возникновения книги” [3] Приложение 2 (ведущий комментирует по ходу слайдов).
В: Сейчас предлагаю вам небольшую викторину. Вместо вопросов я буду читать предложения и подсказки. Вы угадайте, о чём я говорю (слайд 5).
1.Это одна из первых страниц книги, предваряющая текст произведения. Здесь размещаются основные выходные сведения: имя автора, название книги, место издания, название издательства, год издания [5].(Титульный лист)
2.Количество экземпляров печатного издания (книги) одного названия [5]. (Тираж)
3.Двойной лист бумаги, соединяющий книжные листы с переплётом [6]. (Форзац)
4.Волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры) [5]. (Бумага)
5.Специалист издательства, типографии или редакции, вычитывающий тексты, нормализующий грамматику (исправляющий орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки) и типографику[5]. (Корректор)
В: Ребята, давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдем от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
- Посмотрите, какую интересную сценку приготовили ученики (выступление класса).
В:Ребята, а как надо относиться к книге? (слайд 6)
- Кто согласен, что бережно надо относиться хлопните в ладоши один раз! Молодцы!
Игра «Да - нет».
Хочу я вам задать вопрос, А вы над ним подумайте!
Если ответ «да»- хлопайте в ладоши,
Если «нет» - топайте ногами.
1. Книга боится дождя?
2. Книга любит снег?
3. Книга любит путешествовать в портфеле в библиотеку?
4. Книга боится грязных рук?
5. Закладкой для книг может быть карандаш? Пирожок? Закладка?
6. Книга любит, когда её читают во время еды?
7. Книга любит, когда её разрисовывают или расписывают?
8. Книга боится быть порванной?
9. Книга любит, когда на ней обложка?
В: Не всегда дети и даже взрослые соблюдают правила обращения к книге. Посмотрите на сцену.
Выступает ученики ... класса.
Инсценировка стихотворения Ильина «Две книжки» [1].
Автор:
Однажды встретились две книжки.
Разговорились меж собой.
1 книга:- «Послушай, как твои делишки? »-
Автор:Одна спросила у другой.
2 книга:
- Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложки вырвал с мясом,
Да что обложки…Оборвал листы.
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей.
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?
1 книга:
- Твои мне незнакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня.
А посмотри-ка на листочки:
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы
Я молчу-
О них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично».
2 книга:
- Ну, а мой на тройках едет еле-еле
И даже «двойку» получил на той неделе.
Автор:
В басне этой нет загадки,
Расскажут напрямик
И книжки и тетрадки,
Какой ты ученик.
В: Про книгу сложены пословицы (слайд 7,8). Попробуйте сыграть со мной в игру «Доскажи словечко».
1.Книга – источник …знаний.
3.Книги читай, а о деле не …забывай.
4.Книга - лучший …подарок.
5.С книгой жить – век не… тужить.
7.Хорошая книга – лучший… друг.
8.Ум без книги - что птица без …крыльев.
В: Какие добрые слова скажут ученики из следующего класса мы сейчас услышим (выступление ребят).
В:Ребята, я предлагаю вам посмотреть на экран (слайд 9,10,11). Вы видите, что здесь изображены поэты и писатели, с которыми мы с вами уже знакомы. По портрету назовите, пожалуйста, фамилию писателя или поэта. (Портреты: С.Маршака, Н.Носова, С.Михалкова, А.Барто, К.Чуковского, А.С.Пушкина, И.Крылова, Братьев Гримм, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро.)
В: Игра «Секретный ящик» [4] (Музыка из игры “Что? Где? Когда?”, слайд 12,13,14)
- В этой игре надо проявить знание сказок, и смекалку! Задание для всех. Я буду говорить о предмете из русских народных сказок, а вы должны отгадать, что лежит в ящике. Внимание слушаем.
- В секретном ящике находится предмет, с помощью которого можно изготовить самые замечательные вещи, а можно даже уничтожить одного страшного злого персонажа русских народных сказок. (Игла)
- В секретном ящике есть то, что указало путь –дорожку не только Ивану – царевичу, но и одному из мифических героев древней Греции. (Клубок ниток)
- В секретном ящике находится предмет, послушайте его описание: «Трое вошли в зал и сразу увидели этот предмет. Принцесса посмотрела и сказала: «Какая прелесть!» Баба Яга посмотрела и сказала: «Какое страшилище » Колобок посмотрел и сказал: «Я себе такое же куплю!» Этот предмет находится в нашем секретном ящике. Что это? (Зеркало)
- Только тот, кто любит читать смог сегодня ответить на все, даже самые сложные вопросы (слайд 15).
3. Завершение игры. Награждение лучших игроков.
В: Сейчас клятву верности должны мы книгам дать (слайд 16). Я буду вслух читать, а вы за мною повторять:
1. Клянусь быть аккуратным и примерным читателем!
2. Клянусь беречь, любить и уважать книги!
Все вместе исполняют песню “Тот, кто любит читать” [2,7] Приложение 3 (дети разучивают заранее).
“Тот, кто любит читать”
(Тот кто любит читать) 2р
Может столько узнать, увидеть и столько узнать
(может узнать)
Открывать и исследовать новые страны
Переплыть на дельфине моря, океаны
Может сесть в звездолет на луне побывать
(Тот кто любит читать) 2р
Припев:
Возьмите в руки книгу дети,
Мир необъятный рад вас встретить
Помогут книжные страницы
Всему вокруг преобразиться
(Тот кто любит читать) 2р
Кем захочет на свете тем сможет он стать
(может он стать)
Капитаном, врачом, цирковым акробатом,
Доброй феей и волшебником, храбрым солдатом
Может в битве со злом всех врагов побеждать
(Тот кто любит читать) 2р
Припев.
В: Спасибо, что вы к нам сегодня пришли! До новых встреч, до свидания! (слайд 17)
Использованы материалы.
1.http://gigabaza.ru/doc/84323.html
2. http://songspro.ru/15/Pro-knigi/tekst-pesni-Vozmite-v-ruki-knigu-deti
3. https://www.youtube.com/watch?v=eT_IoOzAFic
4. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-igry-puteshestvija-knizhnoe-carstvo-mudroe-gosudarstvo.html
5. https://ru.wikipedia.org/
6. http://enc-dic.com/kuzhecov/
7.https://youtu.be/dyRPv41YoS0>
8. https://youtu.be/pFxf77fJgso