Все хорошее в детях – из детства!
Как источник добра – пробудить!
Прикоснуться к природе - всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, что б земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши.
Что б для них экология стала,
Не наукой, а частью души!
Цели:
- Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
- Формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
- Ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного и живого мира.
Задачи:
- Воспитываем чувство любви к Родине, бережное отношение к окружающему миру.
- Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за ее сохранность.
- Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них.
- Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
- Формировать у детей бережное, ответственное, доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
- Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Развивать у детей воображение, фантазию, речь, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Обратить внимание родителей на проблемы проектной деятельности, вовлечение их в реализацию проекта и в разнообразные виды деятельности в природе.
Тип проекта: Социальный, информационный, творческий.
Срок реализации: Долгосрочный (сентябрь 2016г. - май 2017г.)
Участники проекта: Дети старшей группы, родители, педагоги.
Охват проекта: Все образовательные области.
Девиз проекта:
“Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам!”
Актуальность проекта:
“Любовь к Родине начинается с любви к природе!” - именно под этим лозунгом проходят все мероприятия экологического движения страны и направлены они, на то, что бы наши дети научились любить Родину, через любовь к окружающему миру. И здесь нельзя не вспомнить высказывание русского педагога В.А. Сухомлинского, который сказал: “Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что познание природы, развитие интереса, любви к Родине, к окружающему миру в дошкольном возрасте возможны в изучении, в исследовании окружающих объектов, при непосредственном взаимодействии с ними. Именно в этом нам и поможет наиболее эффективный метод – метод экологического проекта, который подразумевает совместную деятельность педагогов, родителей и детей.
Основная идея проекта:
Продолжаем развивать умения детей и их родителей отмечать красоту нашей Родины, родного края, любимого города, района. Создать условия для формирования у детей и родителей основ экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к окружающей среде.
Работа с родителями в рамках реализации проекта:
- Проведение родительского собрания: “Цели и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста”.
- Знакомство с планом реализации проекта (обмен мнениями, вопросы, предложения).
- Оформление папок передвижек для информации родителей по темам проекта.
- Привлечение родителей к сбору информации, иллюстраций, фотографий по темам проекта.
- Привлечение родителей к проведению занятий, экологического содержания (по их желанию и возможностям).
- Участие и помощь в организации акций, стенгазет, плакатов по темам проекта.
- Участие в тематических конкурсах, выставок рисунков и поделок (совместно с детьми).
- Привлечение родителей к “Вечерним посиделкам” - чтение художественной литературы, рассказы из личного опыта, проведение мастер - классов для детей группы.
- Совместное посещение музеев, выставок, Зоопарка, Планетария, парков и т.д.
- Разучивание с детьми стихотворений, пословиц, поговорок, закличек, потешек по темам проекта.
- Участие в конкурсе группы: “Лучшая семейная сказка, про Экологию”.
- Активное участие в отчетном мероприятии по реализации проектной деятельности.
Прогнозируемый результат:
- Создание на территории и в помещении детского сада предметно-развивающей среды, которая научит понимать окружающий мир, природу в целом.
- Развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса и инициативности, коммуникативных навыков, образного мышления и творческих способностей.
- Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы.
- Развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- Формирование чувства любви к родине, к малой родине, осознанного правильного отношения к планете земля и к человеку как к части природы.
- Приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру, расширения кругозора детей группы.
- Воспитание экологически безопасного поведения в природе.
- Вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада.
- Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей экологической культуры, патриотических чувств и гражданской ответственности.
- Появление у детей и родителей общих интересов.
- Сплочение детского коллектива.
План реализации проекта
I этап. Подготовительный (информационно-аналитический):
- Составление перспективного плана реализации проектной деятельности.
- Мониторинг основ экологического воспитания каждого ребенка группы.
- Мониторинг детей на тему “Хорошо – плохо”, оценивание поступков героев сказок, мультфильмов и литературных произведений.
- Наблюдение и беседы с детьми на темы проекта.
- Анкетирование родителей на тему “Методы и способы экологического воспитания” детей старшего дошкольного возраста.
- Консультация для родителей: “ Как привить любовь к природе у детей”
- Изучение научной литературы и ФГОС по темам экологического воспитания.
- Подборка художественной литературы, стихотворений, пословиц и поговорок по теме проекта.
- Подборка музыкальных произведений знаменитых композиторов, детских песен экологического содержания.
- Подборка дидактических, сюжетно-ролевых, развивающих, подвижных игр для реализации проектной деятельности.
II этап. Основной (практический):
“Есть одна планета – сад в этом космосе холодном
Только здесь шумят леса, птиц скликают перелетных.
Лишь на ней увидишь ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету!”
Я.Аким
Цель: Воспитываем гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и к окружающему миру в целом.
Формы и методы реализации:
Занятия и разные формы бесед:
- “Мой любимый город”,
- “Дом, в котором мы живем”,
- “Что люблю то берегу”,
- “Земля заботу любит”,
- “Растение – земли украшение”,
- “Лес наше богатство”,
- “Мы за них в ответе”,
- “Любимое Черное море”,
- “Бездомные животные”,
- “Зимушка – зима”,
- “Жизнь птиц зимой”,
- “Заповедники”,
- “Вода это жизнь”,
- “Что значит беречь природу”,
- “Чистый или грязный воздух”,
- “Огород на окне”,
- “Весна идет, весне дорогу”,
- “Комнатные растения”,
- “Красная книга России”,
- “Почему исчезают животные и растения”,
- “Час земли”,
- “Луговые полевые цветы, ты их не рви, а просто посмотри”.
- Презентации по темам проекта:
- “Земля наш общий дом”,
- “С чего начинается Родина”,
- “На прогулку в лес”,
- “Эти удивительные животные”,
- “Синичкин календарь”,
- “Они у нас зимуют”,
- “Час земли”,
- “Красная книга России”,
- “Весенние цветы”.
Оформление плакатов и стенгазет.
“МЫ за них в ответе”, “День защиты животных”, “Район, в котором мы живем”, “Как мы отдыхали на черном море”, “Покормите птиц зимой”, “Мы ходили в Зоопарк”.
Рассматривания репродукции картин великих художников.
В этом разделе нам поможет книга М. Петрова “Картины русских художников. Репродукции и описания” (демоматериал с методичкой).
Прослушивание музыкальных произведений.
За помощью при работе с этим разделом можно обратить внимание на методическую разработку Г.В. Шпотова “Роль музыки в экологическом воспитании детей”.
Тематические выставки.
Организация выставок поделок и рисунков по темам проекта в течении всего года.
Чтение художественной литературы, разучивание стихов, загадок и пословиц:
- Б.Житков “Что я видел”
- Ю. Тувим “Овощи”, Я. Тайц “Послушный дождик”, Э. Хогарт “Мафин и его знаменитый кабачок”, А. Амосов “Андрюха”
- Е. Трутнева “Стало вдруг светлее вдвое…”,
- И. Соколов-Микитов “Листопадничек” Д/и “Кто чем дышит?”, ““Ботаническое лото”, “Вершки-корешки”, “Разрезные картинки”.
- Т. А. Шорыгина “Родник”, “Мурзик, иди сюда!”, ““Почтовая голубка”, “Прозрачный невидимка”, “Южный ветерок”, “Зимний лес”, “Зима”, “Когда дубраве лучше живётся”.
- Н. Рыжова “Вы слыхали о воде?”
- Е. Серов “Град”
- А. Барто “Дождь”
- Г. Ладонщиков “Лёд”, “Что мы видели в лесу”
- Н. Некрасов “Мороз”
- Я. Аким “Облака”
- Н. Михайлова “Пар”
- И. В. Переверзева “На море”
- Г. Х. Андерсен “Русалочка”
- К. Ушинский “История одной яблоньки”
- К. Паустовский “Тёплый хлеб”
- В. Бианки “Синичкин календарь”
- Е. Благинина “Улетают, улетели…”, “Стрижи”
- С. Маршак “Сыплет, сыплет снег охапками…”
Проведение акций:
- “Что люблю – то берегу”,
- “День защиты животных”,
- “24 октября – Российский день без бумаги” (рисунок на асфальте и работа с бросовым материалом),
- “Поможем деревьям подготовиться к зиме”,
- “Моё любимое черное море” (поделки из ракушек и камней),
- “Покормите птиц зимой”,
- “Синичкин день”,
- “Международный день рек. Наша река Москва - чистой быть должна” (Прогулка в парк и уборка сухого мусора по берегу реки),
- “День земли”,
- “День подснежников”,
- “Украсим наш участок”.
- “Посадка каштанов на территории детского сада и приурочена к Всероссийскому дню посадки леса”.
Организация просмотров тематических мультфильмов, видеофильмов и слайдов:
Мультфильмы: “Бемби”, “Мальчик и земля”, “Это совсем не про это”, “Клад”, “Паровозик из Ромашково”, “Сказка о белой льдинке”, “Рыжая кошка”, “Сказка старого дуба”.
Продуктивная деятельность (экспериментирование, опыты, ручной труд, рисование, лепка, аппликации).
Экспериментирование и опыты:
- “Из чего состоит почва?”,
- “Почему дует ветер?”,
- “Свойства воздуха”,
- “Свойства воды?”,
- “Твердая вода”,
- “Песок влажный и сухой”,
- “Нюхаем, трогаем, слушаем”.
Различные игры (дидактические, развивающие, имитационные, подвижные, сюжетно-ролевые):
Подвижные:
- “Ходят капельки по кругу”,
- “Земля, вода, огонь, воздух”,
- “Ручеек”,
- “Кот и птички”
- “Летает, плавает, бегает”,
- “Я знаю” (игра с мячом)”,
- “Воздух, земля, вода” (игра с мячом)”
- “У меня в огороде” с мячом”,
- “Мошки и ласточки”,
Дидактические и развивающие:
- Настольно-печатная игра “Пирамидки” (“Птицы в природе”),
- “Выбери правильно дорогу”,
- “Зоологическое лото”,
- “Ботаническое лото”,
- “Какая? Какой? какое?”,
- “Что умеют делать звери?”,
- “Что это за птица?”,
- “Где, что растет?”,
- “Так бывает или нет”,
- “У кого кто?”
- Словесные игры:
- “Я начну, а ты продолжи”,
- “Хорошо – плохо”,
- “Закончи предложение”.
Театрализованная деятельность и проведение экологических праздников:
Инсценировки сказок с экологическим уклоном.
- “Осенины”,
- “Наши питомцы”,
- “Зимушка – зима”,
- “Всемирный день снега” (Спортивный праздник на улице),
- “Весну встречаем, песни распеваем”,
- “Как птицы весну встречают”,
- “День земли”,
- “Международный день Матери Земли”.
Наблюдение и труд в природе:
Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.
III этап. Заключительный.
- Оформление выставки детских работ “Мы любим природу”,
- Подготовка презентации педагогами группы на тему: “Наши добрые дела”,
- Проведение отчетного мероприятия с участием родителей “Будем природу мы беречь!”.
- Награждение семьи придумавшим : “Лучшую сказку про Экологию”