Творческий экзамен как одна из форм аттестации обучающихся (обмен опытом)

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


В ходе реализации ФГОС каждое образовательное учреждение несёт ответственность за качество предоставляемых услуг. Следовательно, возникает необходимость в принятии и решении управленческих задач. У государства и общества возникает потребность в объективной, достоверной информации о действительных результатах деятельности общеобразовательных учреждений, о росте или понижении динамики образовательного процесса и выявлении факторов, на них влияющих.

ФГОС нацелены не только на то, чтобы обучающиеся освоили конкретный объем учебного материала, но и на то, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно получать новые знания, умели ставить себе конкретные задачи и находить оптимальные пути их решения, а также приобретали необходимые личностные качества и развивали интеллектуальные способности для того, чтобы успешно их применять. Для диагностики различных элементов содержания образования требуются различные формы промежуточной аттестации и соответствующие итоговые экзамены. [2]

В ходе реализации новыхФГОС начального образования в МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района стала выстраиваться целая система мониторинга, в которую входят как национальные, региональные, так и внутришкольные мониторинговые исследования.

Немаловажную роль в школьном процессе играет промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация является формой контроля знаний обучающихся 2-8-х 10-го классов, а также важным средством диагностики состояния образовательного процесса и основных результатов учебной деятельности за учебный год.В начальной школе промежуточная аттестация проводится по математике и русскому языку. Работа включает в себя курс пройденного материала за весь учебный год и пишется 90 минут.

Успешное прохождение обучающимися промежуточной аттестации является основанием для перевода в следующий класс. Но промежуточная аттестация не может определить уровень развития творческих способностей обучающихся. И тогда на помощь приходит нестандартная форма диагностики развития - творческие экзамены по выбору. Данная форма аттестации позволяет каждому ученику выбрать творческую/проектную работу, соответствующую интересам и возможностям.

Цель творческого экзамена - поддержка учебного интереса обучающихся, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, поддержка научно-исследовательских начинаний обучающихся, формирование у обучающихся заинтересованного отношения к интеллектуальной и творческой деятельности и стимулирование познавательной и творческой активности обучающихся в урочное и внеурочное время.

В нашей начальной школе работает 35 детских творческих объединений.

По завершению учебного года обучающиеся самостоятельно выбирают, какой творческий экзамен и в какой форме они будут сдавать.

Обучающийся проходит три этапа подготовки к творческом экзамену.

  • Выбор секций по предметам гуманитарного, естественно-математического, творческого циклов;
  • Форма работы:индивидуальная или групповая, под руководством учителей-предметников, руководителей кружков;
  • Защита творческих работ, рефератов, проектов;

При этом ребёнок может выбирать из уже существующего (предлагаемого) или стать инициатором нового дела. 

Третий этап можно считать результатом сдачи творческого экзамена.

В процессе нахождения решения поставленных задач педагог регулирует деятельность обучающихся посредством “мягкого управления” через ориентацию на жизненный опыт обучающихся, помогает найти выход из возникающих противоречий, анализирует причины ошибок и заблуждений школьников.

Например, результатом работы театрального кружка “В мире сказок”может быть игра в спектакле. Обучающиеся делятся на группы и решают, в какой театральной постановке будут участвовать.

Результатом творческого экзамена кружка “Инфознайки” может являться самостоятельное составление презентации с использованием арт-текстов, картинок, эффектов анимации, гиперссылок.

Результатом творческого экзамена интеллектуального кружка “В мире шахмат” может быть круговой турнир, позволяющий выявить сильнейшего игрока - “гроссмейстера”.

Большим успехом пользуется кружок “Квилли – Твистинг”. На этом кружке обучающиеся создают композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга, твистинга, также выполняют работы в других техниках.

Зачётом творческих экзаменов может являться и результативное участие детей в различных районных и региональных конкурсах, выставках.

В заключение хочется сказать, что творческий экзамен можно осуществлять не только во внеурочной деятельности, но и в учебном процессе. Работа над проектом, с точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности. Эта деятельность позволяет ребятам проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания на практике и показать достигнутый результат развития творческих способностей.

А самое главное, обучающиеся получают удовлетворение от результатов проделанной работы, чувствуют атмосферу праздника от того, что они доставили радость окружающим.

Литература

  1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008г. 
  2. Захарова О. А. Подготовка учащихся начальной школы к экзаменам в условиях ФГОС // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. – 2016. – Т. 19. – С. 279–283. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56301.htm.
  3. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 4.
  4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).