Урок математики "Закрепление темы "Сравнение чисел при решении простой задачи". Задачи на сравнение". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Класс: 1


Цель урока: формировать умение решать простые задачи на разностное сравнение.

Задачи:

  • Формировать умение видеть разницу в решении простых задач двух типов: " На сравнение" и "На нахождение второго данного".
  • Закреплять навыки счёта в пределах 9.
  • Закреплять навыки решения задач по теме: " Сравнение чисел".
  • Развивать речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, документ-камера.

Ход урока

I этап. Организационный момент

Ждут затеи и задачи,
Игры, шутки - всё для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!

II этап. Актуализация знаний

1. Игра "Найди закономерность"

Учитель: Обратите внимание на выражения, которые вы видите на экране.

На экране появляются выражения.

Учитель: 1) Найди значения выражений.

  • 7-4
  • 2+2
  • 8-3
  • 3+3
  • 9-2
  • 1+2
  • 8-4
  • 2+3
  • 9-3
  • 5+2

Дети находят значение данных выражений.

Учитель: Какую закономерность вы заметили?

Дети: Впервой и во второй строке значения выражений увеличиваются на 1.

Учитель: 2) Составьте ещё две суммы и две разности так, чтобы они продолжили эту закономерность. Найдите их значения. Сравните свои выражения с выражениями своих одноклассников. Проверяем в паре.

Дети самостоятельно выполняют задание.

Работа в паре. Затем идёт проверка задания в паре.

В первой строке должна быть запись:

  • 6+2
  • 9-0;

во второй строке:

  • 8-0
  • 5+4.

2. Игра "Увеличиваем или уменьшаем?"

Учитель: Обратите внимание на выражения, которые вы видите на экране.

На экране появляются выражения.

Учитель:1) Спишите, поставив знак действия.

Дети ставят знак "+" или "-", объясняя, почему они это делают.

Дети: Если значение данного выражения увеличивается, то ставим знак "+", а если значение данного выражения уменьшается, то ставим знак "-".

Работа в паре

Учитель: 2) Придумайте задание “Поставь знак действия” и предложи его соседу. Выполни задание соседа, затем проверьте друг друга.

Дети самостоятельно выполняют задание, затем проверяют друг друга.

III этап. Самоопределение к деятельности

Введены новые понятия – начинается новый тип задач

Учитель читает задачу.

Учитель: У Маши 6 синих шаров и 4 жёлтых. На сколько синих шаров больше, чем жёлтых?

Учитель: Как ответить на вопрос задачи? Какое действие надо выполнить?

Дети: Вычитание. Надо из большего числа вычесть меньшее: 6-4=2 (ш.)

Учитель(обращаясь к классу): Какие задачи мы будем решать сегодня на уроке?

Дети: Мы будем решать задачи, когда нужно будет сравнить одно число с другим.

IV этап. Работа по теме урока

Работа по учебнику

№ 1 (с.54)

Введены новые понятия – новый тип задач

Учитель(обращаясь к классу): Составьте задачу по рисунку. Что обозначает на схеме больший отрезок?

Дети: Синие мячи.

Учитель: А меньший отрезок?

Дети: Красные мячи.

Учитель: Как найти разницу?

Дети: Надо из большего числа вычесть меньшее.

В учебнике такая запись: 6 * 4 = _____

Учитель: Поставьте знак, найдите значение выражения.

Дети записывают в учебнике: 6 - 4 = на 2.

Аналогично разбирается вторая задача:

5 - 2 = на 3.

Учитель: Прочитаем правило в рамочке.

Дети (читают вслух правило): Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

Учитель: Подчеркните главное слово, указывающее на то, каким действием будем узнавать, на сколько одно число больше или меньше другого.

Дети подчёркивают слово"вычесть".

Учитель: (обращаясь к классу): Почему правило заключено в красную рамку?

Дети: Его надо выучить, запомнить.

Учитель (обращаясь к классу): Обращаю ваше внимание: когда мы сравниваем предметы, эти предметы должны быть известны, и одно данное и другое, как только что мы сравнивали мячи по цвету: На сколько больше синих мячей? На сколько меньше красных мячей?

Учитель: А какие важные слова в вопросе вас подталкивают в задаче к сравнению обоих данных?

Дети задумались, почти все в классе подняли руки и ответили правильно. Только 4 ученика из класса не увидели этих главных слов"На сколько...?

Ученица: Я думаю, что эти важные слова в вопросе: "На сколько...? А это значит, чтобы сравнить два предмета "На сколько больше? или "На сколько меньше? надо из большего числа вычесть меньшее.

Учитель: Правильно.

Учитель: А те ребята, которые ошиблись в решении задачи, ещё раз прочитают правило, как сравнить два числа на с. 54.

V этап. Закрепление нового материала

Работа по учебнику

№ 2 (с.54)

Учитель: Теперь давайте попробуем решить вторую задачу. Я прошу вас очень внимательно прочитать ее текст. Может быть, вы также найдете там важное слово, которое подскажет вам способ решения задачи:

"У Вани 3 ручки и 7 карандашей. На сколько карандашей больше, чем ручек?

Дети работают над решением второй задачи. Учащиеся ещё раз проговаривают правило и записывают решение. Один ученик решает задачу у доски с подробным комментированием, остальные в тетрадях.

Дети изображают задачу в виде рисунка:

Ученица: (рассказывает условие задачи по рисунку): В задаче известны два данных: ручки и карандаши. Ручек у Вани было три, а карандашей семь. В вопросе задачи я вижу важные слова: На сколько больше карандашей, чем ручек было у Вани? Значит, задача решается вычитанием.

На доске ученица записывает так: 7 - 3 = на 4 (к.) - больше, чем ручек.

Учитель: Ребята, а вы согласны с решением?

Дети (после небольшой паузы): Да, согласны.

Учитель: Давайте ещё раз вспомним, какие важные слова подсказали вам, что в решении задачи нужно выполнять вычитание?

VI этап. Физкультминутка.

Жили наши мыши за трубой на крыше.

Там чудесное местечко, потому что рядом печка.

Сушит печка сухари, мыши ищут крошки.

Знают даже малыши: ищут мышек кошки.

VII этап. Закрепление изученного материала

Решение задачи изученного типа: на нахождение второго данного

Коллизия: зачем?

Учитель: Итак, вы хорошо отдохнули, а теперь решите ещё задачу.

1) У Ани 6 игрушечных мишек и 4 зайчика. На сколько меньше у Ани зайчиков, чем мишек?

Учитель: Обратите внимание на наших героев задачи, которые вы видите на экране.

На экране появляются 6 мишек и 4 зайчика.

Дети решают задачу самостоятельно. Проверка на доске.

Ученик (записывает решение и объясняет его): 6 - 4 = на 2(з.) - меньше, чем мишек.

Учитель: Каким правилом пользовались, чтобы узнать на сколько зайчиков меньше, чем мишек?

Ученик: (рассказывает правило как сравниваются числа).

Учитель: А ваше мнение, ребята, правильно ли решена задача?

Учитель: А теперь послушайте такую задачу.

2) У Пети 6 игрушечных самолётов, а вертолётов на 3 больше. Сколько вертолётов у Пети?

Учитель: Чем похожа эта задача на предыдущую задачу? Чем различаются задачи?(Дети анализируют условие задачи. Серьёзно обращают внимание на вопрос ).

Решите данную задачу.

Ученица:(рассуждает): Игрушечных самолётов у Пети известно - их 6, а вертолётов нет, но сказано, их на 3 больше. Значит, надо искать, сколько вертолётов было у Пети.

Ученица: (записывает решение на доске и объясняет его:6 + 3 = 9 (в.) - было у Пети.

(Остальные дети в это время решают задачу самостоятельно. Затем сопоставляют своё решение с решением данной задачи одноклассницы).

Учитель: Ваше мнение, ребята, правильно решена задача?

Дети: Да, правильно.

Учитель: Различаются ли решения обеих задач?

Дети: Да, различаются.

Учитель: Как вы думаете, почему?

Дети: В первой задаче в её условии оба данных известны и вопрос начинается со слов: На сколько меньше? А это значит, что можно оба числа сравнить.

Дети: А во второй задаче в её условии только одно данное известно - игрушечные самолёты, а другое неизвестно, но про них сказано - на 3 больше. И вопрос начинается со слов: Сколько у Пети было вертолётов. А это значит, что надо искать второе данное как написано, т.е. прибавлять.

Учитель: Правильно. Когда вы сравнили условия и вопросы обеих задач, вы поняли, что задачи разные и решаются они по-разному.

Учитель: Я думаю, что теперь вы не будете ошибаться в решении разных типов задач, а будете внимательно вчитываться в неё и обращать внимание и на условие задачи и на его вопрос.

VIII этап. Рефлексия

Учитель: Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

Дети рассказывают правило, которое уже запомнили на уроке.

Учитель: Оцените свою работу на уроке.

Ученица: Мы внимательно слушали, учились решать задачи разных типов, сравнивали их решение.

Учитель: Кто легко справился со всеми заданиями? Кому что-то показалось трудным, непонятным?

Дети дают ответ.

IX этап. Подведение итогов урока

Учитель: Какие задачи мы решали сегодня на уроке?

Дети: Задачи на сравнение. Поняли разницу в решении двух типов задач.

Учитель: Зачем нужно уметь решать такие задачи?

Дети: Чтобы понимать, что задачи бывают разные и решение их тоже разное.

Учитель: Спасибо, ребята, за вашу активность. Урок окончен.