Цель:
- познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными;
- развивать умение осознавать роль языка и речи в жизни людей, слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме, определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Оборудование: ПК, учебник “Русский язык” для 2 класса, 1 часть, В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Просвещение, 2015 г., карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Назовите имена девочек
(Анна, Сергей, Алла, Юрий, Инна, Коля, Жанна, Римма, Геннадий)
- Запишите их.
- Что интересного вы заметили в написании имен?
- Какие буквы-близнецы встретились?
- Как называются эти буквы?
- Что они обозначают?
- Какое еще слово выпишите? Почему?
- Подчеркните удвоенные согласные.
II. Актуализация знаний.
- Прочитайте.
- Телеграмма, шоссе, русский, программа, классный, рассказ, сумма, Эмма.
- Объясните лексическое значение слов шоссе, телеграмма.
- Сгруппируйте.
- Что заметили?
- Как написали?
- (Телеграмма, программа, сумма, Эмма) (Шоссе, русский, классный, рассказ.)
- Почему?
- Какие звуки произносятся долго?
- А сколько букв написали? (мм, сс)
- Как разделить на слоги?
- Как можно перенести?
- Почему?
- Приведите примеры.
- Разделите для переноса.
III. Изучение нового материала.
- Какие правила переноса вы знаете?
- Как перенести слова с удвоенными согласными с одной строки на другую?
1. Разделите слова для переноса.
- Россия, перрон, юннаты, аллея, хоккей, пассажиры.
- Как перенесли слова?
- Подчеркните удвоенные согласные.
- Выберите слово пассажиры и запишите его столько раз, сколько есть способов его переноса с одной строки на другую.
-Пас-сажиры, пасса-жиры, пассажи-ры.
- Приведите свои примеры.
2. Работа с учебником (с. 117, № 188).
- Прочитайте.
- Что обозначает каждое слово?
- Разделите слова килограмм, профессия вертикальной чертой на слоги.
- Сколько слогов в словах? Докажите. Подчеркните гласные.
- Покажите перенос слов грипп, вожжи, класс, перрон.
- Как перенесли эти слова?
- Докажите, что вы правильно перенесли эти слова.
- Объясните свой ответ.
- Выпишите остальные слова, подчеркните в них удвоенные согласные.
- Какое правило мы должны знать при написании удвоенных согласных?
- К чему мы должны обращаться, чтобы проверить правильное написание слов с удвоенными согласными? (К орфографическому словарю)
3. Самостоятельная работа (Упражнение № 189).
- Какое правило вы вывели?
- Как переносятся слова с удвоенной согласной с одной строки на другую?
4. Чтение правила (стр. 117)
Физкультминутка.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
IV. Закрепление нового материала.
1. Игра “ Узнай слово”.
ка--а во--и кла-- Ро--ия а--ея дро--и ру--кий су--ота
(Касса, аллея, вожжи, дрожжи, класс, русский, Россия, суббота)
2. Самостоятельная работа.
- Образуй от данных слов другие слова так, чтобы в них было два нн.
Длина- длинный, лимон, осень, окно, камень.
V. Работа над пройденным материалом.
- Выпишите только те слова, в которых есть удвоенные согласные. Подчеркните их.
Ва(н, нн) я, (с, сс) ор, гру(п.пп)а, ма(л,лл)а, жу(ж,жж)ит, су( м,мм)а, А( н,нн)а, ко(с,сс)а
- Какие слова выписали?
- (Группа, жужжит, сумма, Анна).
- Как их нужно переносить?
- Что ещё вы заметили?
- Почему это слово надо писать с заглавной буквы?
VI. Подведение итогов.
Закончите предложения:
- Сегодня я узнал, как переносить.....
- Теперь я знаю, что