Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: научить читать и анализировать, видеть красоту природы, изображенной в художественном произведении.
Задачи:
- Образовательные: принимать и сохранять учебную задачу, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.
- Развивающие: развивать мышление, речь, развивать навыки общения (умение договариваться, аргументировать свою точку зрения), ставить себя на место героя рассказа.
- Воспитательные: видеть красоту природы, изображенной в художественном произведении, воспитывать уважительное отношение к ней.
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
- Что такое музыка?
- Кто такой музыкант?
(Музыкант-артист, играющий на музыкальном инструменте, а также вообще человек, занимающийся такой игрой) Словарь С.И. Ожегова.)
- Как стать музыкантом?
- Какую роль играет в жизни человека музыка? С помощью каких музыкальных инструментов можно услышать музыкальные произведения?
- Игра “Найди музыкальный инструмент”
(Береза, баян, вилка, волшебник, виолончель, барабан, дробь, скрипка, праздник, серенада).
- Какие музыкальные произведения вы слышали? На каком инструменте они сыграны?
-А на чем-то другом можно сыграть или издать звуки? А только человек может играть на музыкальных инструментах? Поможет нам это выяснить до конца произведение В. Бианки “Музыкант”.
3. Актуализация опорных знаний (начало работы с текстом до чтения).
- Кто автор произведения?
- Виталий Валентинович Бианки.
- Что мы знаем о писателе?
- В.В. Бианки родился и вырос в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков - итальянцев. Он очень любил поэзию. А наблюдать за лесом его научил отец. В.Бианки много путешествовал, преподавал в школе, работал в краеведческом музее, написал более трёхсот рассказов про лес и его обитателей. Самой знаменитой книгой стала “Лесная газета”.
4. Изучение нового материала.
а) Работа с текстом до чтения.
Работа с иллюстрациями произведения (рассматривание иллюстрации, выявление главных героев возможного сюжета).
- Кто главный герой рассказа?
- Чем он занимался?
- Почему старик пошёл в лес?
- Что услыхал старик в лесу? (звук ”Дзенн!”)
- С чем автор сравнивает этот звук? (со струной)
- Как об этом пишет автор? (Красивый такой звук, как струна пропела.)
б) Работа с текстом во время чтения (чтение с пометками)
- Давайте начнем читать текст, обращая внимание на непонятные вам слова.
Чтение текста на странице 142-145.
Словарная работа (по необходимости обратиться к словарю)
- Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль стен дома для утепления.
- Щепка – тонкая пластинка, отколотая по слою дерева.
- Медвежатник – охотник на медведя.
- Насыпь – искусственное возвышение из земли, сыпучих отходов производства.
в) Работа с текстом после чтения
- Сколько в рассказе героев?
- Старик и медведь.
- Кого можно считать главным героем рассказа?
- Кого ещё можно главным героем рассказа?
- Где нашел старик медведя?
- Как медведь играл на щепке?
- Как он слушал музыку?
- Можно ли его назвать музыкантом?
- Почему автор назвал рассказ “Музыкант”?
- Почему?
- Убил ли старик медведя?
- Почему? Что мы должны понять в образе медведя из этого рассказа?
- Чтобы мы поняли главное в этом образе: медведь не только житель леса, который любит мед и лесные ягоды, спит зимой и сосет лапу, но и может получать наслаждение от звука щепки, которую он сам нашел и этим удивил старика. Медведь дал нам понять, что в природе все взаимосвязано и удивительно. Поэтому задача людей беречь природу и не губить её, и чтобы она не страдала от рук человека.
5. Физминутка “Музыканты”.
(Сначала дети изображают игру на скрипке) (А теперь на барабане). - Я на скрипочке играю,
Тили-тили-тили.
Скачут зайки на лужайке,
Тили-тили-тили.Бум-бум-бум,
Трам- трам- трам!
В страхе зайки разбежались
По кустам.
6. Закрепление изученного материала (продолжение работы с текстом после чтения).
- Определите жанр этого произведения? (рассказ)
- Кто главный герой этого рассказа?
- Почему с ним связана главная мысль рассказа?
- В чём она состоит?
- Что можете сказать о старике?
- Почему он не стал стрелять в медведя?
- С какими мыслями он вернулся?
- Что мы можем сделать, чтобы в природе было всё взаимосвязано?
7. Рефлексия.
- Над чем вы задумались, прочитав этот рассказ?
- Всегда ли такие рассказы учат детей “урокам жизни”?
- Кто в этом рассказе оказался мудрым?
8. Подведение итогов урока.
-Почему рассказ называется “Музыкант”?
- Оцените свою работу.
- Спасибо. Вы молодцы!