Урок по литературному чтению. В.Бианки "Музыкант"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: научить читать и анализировать, видеть красоту природы, изображенной в художественном произведении.

Задачи:

  • Образовательные: принимать и сохранять учебную задачу, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию.
  • Развивающие: развивать мышление, речь, развивать навыки общения (умение договариваться, аргументировать свою точку зрения), ставить себя на место героя рассказа.
  • Воспитательные: видеть красоту природы, изображенной в художественном произведении, воспитывать уважительное отношение к ней.

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

- Что такое музыка?

- Кто такой музыкант?

(Музыкант-артист, играющий на музыкальном инструменте, а также вообще человек, занимающийся такой игрой) Словарь С.И. Ожегова.)

- Как стать музыкантом?

- Какую роль играет в жизни человека музыка? С помощью каких музыкальных инструментов можно услышать музыкальные произведения?

- Игра “Найди музыкальный инструмент”

(Береза, баян, вилка, волшебник, виолончель, барабан, дробь, скрипка, праздник, серенада).

- Какие музыкальные произведения вы слышали? На каком инструменте они сыграны?

-А на чем-то другом можно сыграть или издать звуки? А только человек может играть на музыкальных инструментах? Поможет нам это выяснить до конца произведение В. Бианки “Музыкант”.

3. Актуализация опорных знаний (начало работы с текстом до чтения).

- Кто автор произведения?

- Виталий Валентинович Бианки.

- Что мы знаем о писателе?

- В.В. Бианки родился и вырос в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков - итальянцев. Он очень любил поэзию. А наблюдать за лесом его научил отец. В.Бианки много путешествовал, преподавал в школе, работал в краеведческом музее, написал более трёхсот рассказов про лес и его обитателей. Самой знаменитой книгой стала “Лесная газета”.

4. Изучение нового материала.

а) Работа с текстом до чтения.

Работа с иллюстрациями произведения (рассматривание иллюстрации, выявление главных героев возможного сюжета).

- Кто главный герой рассказа?

- Чем он занимался?

- Почему старик пошёл в лес?

- Что услыхал старик в лесу? (звук ”Дзенн!”)

- С чем автор сравнивает этот звук? (со струной)

- Как об этом пишет автор? (Красивый такой звук, как струна пропела.)

б) Работа с текстом во время чтения (чтение с пометками)

- Давайте начнем читать текст, обращая внимание на непонятные вам слова.

Чтение текста на странице 142-145.

Словарная работа (по необходимости обратиться к словарю)

  • Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль стен дома для утепления.
  • Щепка – тонкая пластинка, отколотая по слою дерева.
  • Медвежатник – охотник на медведя.
  • Насыпь – искусственное возвышение из земли, сыпучих отходов производства.

в) Работа с текстом после чтения

- Сколько в рассказе героев?

- Старик и медведь.

- Кого можно считать главным героем рассказа?

- Кого ещё можно главным героем рассказа?

- Где нашел старик медведя?

- Как медведь играл на щепке?

- Как он слушал музыку?

- Можно ли его назвать музыкантом?

- Почему автор назвал рассказ “Музыкант”?

- Почему?

- Убил ли старик медведя?

- Почему? Что мы должны понять в образе медведя из этого рассказа?

- Чтобы мы поняли главное в этом образе: медведь не только житель леса, который любит мед и лесные ягоды, спит зимой и сосет лапу, но и может получать наслаждение от звука щепки, которую он сам нашел и этим удивил старика. Медведь дал нам понять, что в природе все взаимосвязано и удивительно. Поэтому задача людей беречь природу и не губить её, и чтобы она не страдала от рук человека.

5. Физминутка “Музыканты”.

(Сначала дети изображают игру на скрипке) (А теперь на барабане).
- Я на скрипочке играю,
Тили-тили-тили.
Скачут зайки на лужайке,
Тили-тили-тили.
Бум-бум-бум,
Трам- трам- трам!
В страхе зайки разбежались
По кустам.

6. Закрепление изученного материала (продолжение работы с текстом после чтения).

- Определите жанр этого произведения? (рассказ)

- Кто главный герой этого рассказа?

- Почему с ним связана главная мысль рассказа?

- В чём она состоит?

- Что можете сказать о старике?

- Почему он не стал стрелять в медведя?

- С какими мыслями он вернулся?

- Что мы можем сделать, чтобы в природе было всё взаимосвязано?

7. Рефлексия.

- Над чем вы задумались, прочитав этот рассказ?

- Всегда ли такие рассказы учат детей “урокам жизни”?

- Кто в этом рассказе оказался мудрым?

8. Подведение итогов урока.

-Почему рассказ называется “Музыкант”?

- Оцените свою работу.

- Спасибо. Вы молодцы!