Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную природу
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
Помните, взрослые, помните, дети!
Помните - что, красота на планете,
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Планету живую сберечь для народа.
И пусть восхваляет гимн жизни – природа!
Т.Л. Петухова
Актуальность:
Человек – разумная часть природы, его связь с ней неразрывна и естественна. Силы природы несоизмеримо больше по сравнению с силой людей, между тем слишком часто она страдает от неумелого, а иногда варварского вмешательства человека. Трудно бороться с природой, быть с ней на равных, переделывать ее. Но в силах людей сберечь ее, исследовать, использовать во благо не только себе, но окружающему миру.
Основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и к окружающему миру, закладывается в раннем детстве, поэтому важно формировать у дошкольников основы экологической культуры, нормы поведения и правила взаимодействия с природой.
Проблема:
Почти ежедневно мы узнаем из средств массовой информации о происходящих в разных уголках нашей планеты экологических бедствиях и катастрофах, нарушающих природное равновесие. Общая экологическая ситуация в мире вызывает большую тревогу и требует серьезного внимания на разных уровнях.
Смысл и качество жизни сейчас определяется понятием “экология”. Это понятие надо усвоить не только теоретически, но и практически. Законами экологии надо руководствоваться во всем: в своих поступках и действиях, в великих открытиях, в законодательстве, в домашнем хозяйстве, в воспитании детей.
Цель проекта: Формирование основ экологической культуры личности посредством освоения природной, социальной, городской среды.
Задачи проекта для взрослых:
- создать условия для развития у дошкольников познавательного интереса к природе, формирования умения видеть, слышать и эмоционально воспринимать красоту окружающего мира, бережно относиться к нему;
- организовать деятельность детей на “экологической тропе” посредством знакомства и наблюдения за живыми и неживыми объектами природы, их исследованием;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Задачи проекта для детей:
- расширять представления детей о различных природных объектах живой и неживой природы и их экологической зависимости;
- обобщить и систематизировать представления дошкольников о взаимодействии и связи человека с природой;
- формировать доброжелательное и ответственное отношение к природе, желание оказывать посильную помощь природным объектам;
- воспитывать экологическую культуру поведения, развивать навыки грамотного и безопасного поведения на природе.
Участники проекта: все воспитанники МБДОУ “Д/с № 47”, педагоги, родители (законные представители) воспитанников.
Внешние связи: филиал № 3 городской детской библиотеки, МОУ СОШ № 11.
Сроки реализации: 09.01 – 31.12. 2017 г.
Место реализации: МБДОУ “Д/с № 47”.
Ресурсы обеспечения проекта:
- Кадровые: заведующий, заместитель заведующего по ВОР, заместитель заведующего по АХР, старший воспитатель, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
- Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
- Материально-технические: наглядные и дидактические пособия, музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, цифровой фотоаппарат.
Формы и методы работы с детьми:
- непосредственно образовательная деятельность;
- дидактические игры и упражнения;
- экспериментально-исследовательская деятельность;
- виртуальные экскурсии и тематические прогулки;
- презентации, видео просмотры;
- конкурсы, викторины, досуги, праздники;
- акции;
- тематические выставки, фотовыставки.
Ожидаемый результат:
Взрослые:
- на территории ДОО созданы благоприятные условия для формирования у детей начал природоохранного отношения к окружающему миру;
- организована работа с дошкольниками на “экологической тропе” детского сада;
- родители (законные представители) принимают участие в совместной деятельности с детьми в рамках экологического воспитания.
Дети:
- проявляют познавательный интерес к объектам живой и неживой природы, исследуют их;
- знают комнатные растения, умеют ухаживать за ними;
- называют деревья и кустарники на территории детского сада, рассказывают о них;
- имеют представление об экологической зависимости природных объектов, о влиянии поведения человека на окружающий мир, устанавливают простейшие причинно-следственные связи;
- совместно с взрослыми участвуют в природоохранной деятельности, знают элементарные правила поведения в природе.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный – оформление стены “тревоги”, проведение педагогической диагностики в возрастных группах (промежуточная), ознакомление с планом мероприятий, подбор наглядного и игрового материала, изучение методической литературы, разработка плана мероприятий.
- Практический – реализация плана мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
- Заключительный – оценка эффективности реализации проекта “Панорама добрых дел”.
План реализации совместных общесадовых мероприятий
Наименование мероприятия | Цель мероприятия | Дата сдачи материалов | Ответственные | |
Оформление стены “тревоги” | Выявление экологически неблагоприятных факторов, проявление нравственной, экологической позиции. | январь | Методический совет, воспитатели групп | |
“Есть у каждого свой дом” | Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды; способствовать формированию понятия “природа” как общего дома, навыков разумного поведения и бережного отношения к ней. | 31 января (конспект мероприятия + продукт детской деятельности) |
Воспитатели групп | |
“В поисках красной книги” | Знакомство детей с Красной книгой, ее представителями, формирование обобщенного представления о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир, воспитание у детей бережного отношения ко всему живому на Земле. | 28 февраля (конспект мероприятия + продукт детской деятельности) |
Воспитатели групп | |
“Сад - огород на окне” | Выявить роль человека в природе, обогащать представления детей о выращивании овощных и цветочных культур, в том числе комнатных растений, способах их посадки, ухода за ними. | 31 марта (план, конспект, фотоотчет) |
Воспитатели групп | |
Экологический праздник “День Земли” |
Формирование элементарных знаний по экологии, о взаимосвязи живого и неживого на земле; воспитание бережного и доброго отношения к природе. | 30 апреля (конспект мероприятия + продукт детской деятельности) | Воспитатели групп | |
Акция “За чистый город”: “В руки к нам книга жалоб попала” |
Развитие представления о
зависимости между состоянием окружающей среды и
действиями человека, в том числе ребенка; знаний элементарных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в городе. |
31 мая (конспект мероприятия + продукт детской деятельности) |
Зам. зав. по АХР, воспитатели групп | |
Традиция детского сада “Аллея выпускников” |
Пополнение дендрария детского сада деревьями и кустарниками, произрастающими в Красноярском крае. | Дата по согласованию, фотоотчёт | Зам. зав. по АХР, воспитатели подготовительных групп, родители | |
Примерный перечень мини-проектов
на летний период “Малая летняя академия прикладного естествознания” |
||||
“Лаборатория неживой природы” “Маленькие огородники” “Защитники природы” “Мастерская природы” “Растения – фитотерапевты. Какие они?” Метеобюро “Народные приметы” Метеоплощадка “Юный гидрометеоролог” Каменистый сад “Цветочное наслаждение” “Детский сад моей мечты” |
В течение лета, отчет до 25 августа (план-проект, фотоотчет) |
Воспитатели групп, родители | ||
Аукцион экологических идей “Друзья природы” - презентация деятельности в летний период | ||||
Час экологического чтения | Создание постоянно действующей “Библиотеки экологических книг”, пополнение книжного уголка книгами, энциклопедиями, журналами, открытками, иллюстративным материалом. | 30 сентября (презентация продукта деятельности) |
Воспитатели групп, родители | |
“Интересное рядом” - экологическая газета | Воспитание активной нравственно-экологической позиции по отношению к природным объектам. | 31 октября (презентация продукта деятельности) |
Воспитатели групп | |
Акция “Свет, тепло, воды потоки сэкономим для потомков” |
Изучение проблем в области ресурсосбережения и эффективного использования энергетических, водных и других ресурсов. | 30 ноября (конспект мероприятия + фотоотчет) |
Воспитатели групп | |
Акция “Елочка краса, сбережем ее в лесах” |
Привлечение внимания дошкольников к
проблеме массовых вырубок деревьев в
предновогодний период, формирование у детей
представления о хвойных деревьях; воспитание бережного отношения к хвойным деревьям, желания сохранить их растущими в ближайшем окружении и в лесу. |
31 декабря (конспект мероприятия + продукт детской деятельности) |
Воспитатели групп | |
Педагогический всеобуч “В союзе с природой” |
Повышение профессионального мастерства, творческого роста педагогов, систематизация опыта работы. | в течение года | Зам. зав по ВОР, воспитатели групп | |
Текущий контроль “Развитие РППС по экологии” | Отследить пополнение РППС по организации поисково-познавательной и экологической деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО | в течение года | Зам. зав по ВОР, методический совет | |
“Экологическая тропа” | Организация детской деятельности в природе; определение объектов наблюдения и исследования, разработка паспорта “экологической тропы”. | в течение года | Заведующий зам. зав. по ВОР, зам. зав. по АХР, методический совет, родители | |
“Природа в жизни нашей семьи” - анкетирование | Включение родителей в процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста, формирование единой экологически воспитывающей среды “образовательное учреждение – семья”, воздействие на систему ценностей в семье каждого ребенка. | в течение года | Старший воспитатель, методический совет | |
Детские творческие выставки разного уровня | Воспитание активной нравственно-экологической позиции по отношению к природным объектам, систематизация позитивного опыта взаимодействия с окружающей средой. | в течение года | Методический совет, воспитатели групп | |
Детское экологическое движение | Интернет-портал “ПРЕСТИЖ”http://prestig-konkurs.ru/
(Свидетельство о регистрации - ЭЛ № ФС 77 – 64905 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) |
согласно Положения интернет-портала “Престиж” | Методический совет, воспитатели групп | |
Создание “Панорамы добрых дел”: выставляются все выполненные в ходе проекта творческие работы, фотоматериалы, рисунки, подтверждающие конкретные экологически ориентированные дела. | Старший воспитатель, методический совет |
Используемая литература.
- Экологические проекты в детском саду/ О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко.- Волгоград: “Учитель”, 2013 год.
- Сценарии занятий по культурно – нравственному воспитанию дошкольников/ Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2006 г. (раздел 2, программа “Любимое дерево”).
- Экологическая тропинка в ДОУ/ Дошкольная педагогика № 5/2013 (стр. 26).
- Конспекты тематических прогулок по экологическому воспитанию/ Дошкольная педагогика № 7/2013 (стр. 14).
- Справочник старшего воспитателя/ подписка 2013 год:
- конспект НОД “Спасем природу”;
- сценарий физкультурно-познавательного
развлечения “В поисках Красной книги”.