Проект "Давайте будем беречь планету!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную природу
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
Помните, взрослые, помните, дети!
Помните - что, красота на планете,
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Планету живую сберечь для народа.
И пусть восхваляет гимн жизни – природа!
Т.Л. Петухова

Актуальность:

Человек – разумная часть природы, его связь с ней неразрывна и естественна. Силы природы несоизмеримо больше по сравнению с силой людей, между тем слишком часто она страдает от неумелого, а иногда варварского вмешательства человека. Трудно бороться с природой, быть с ней на равных, переделывать ее. Но в силах людей сберечь ее, исследовать, использовать во благо не только себе, но окружающему миру.

Основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и к окружающему миру, закладывается в раннем детстве, поэтому важно формировать у дошкольников основы экологической культуры, нормы поведения и правила взаимодействия с природой.

Проблема:

Почти ежедневно мы узнаем из средств массовой информации о происходящих в разных уголках нашей планеты экологических бедствиях и катастрофах, нарушающих природное равновесие. Общая экологическая ситуация в мире вызывает большую тревогу и требует серьезного внимания на разных уровнях.

Смысл и качество жизни сейчас определяется понятием “экология”. Это понятие надо усвоить не только теоретически, но и практически. Законами экологии надо руководствоваться во всем: в своих поступках и действиях, в великих открытиях, в законодательстве, в домашнем хозяйстве, в воспитании детей.

Цель проекта: Формирование основ экологической культуры личности посредством освоения природной, социальной, городской среды.

Задачи проекта для взрослых:

  • создать условия для развития у дошкольников познавательного интереса к природе, формирования умения видеть, слышать и эмоционально воспринимать красоту окружающего мира, бережно относиться к нему;
  • организовать деятельность детей на “экологической тропе” посредством знакомства и наблюдения за живыми и неживыми объектами природы, их исследованием;
  • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Задачи проекта для детей:

  • расширять представления детей о различных природных объектах живой и неживой природы и их экологической зависимости;
  • обобщить и систематизировать представления дошкольников о взаимодействии и связи человека с природой;
  • формировать доброжелательное и ответственное отношение к природе, желание оказывать посильную помощь природным объектам;
  • воспитывать экологическую культуру поведения, развивать навыки грамотного и безопасного поведения на природе.

Участники проекта: все воспитанники МБДОУ “Д/с № 47”, педагоги, родители (законные представители) воспитанников.

Внешние связи: филиал № 3 городской детской библиотеки, МОУ СОШ № 11.

Сроки реализации: 09.01 – 31.12. 2017 г.

Место реализации: МБДОУ “Д/с № 47”.

Ресурсы обеспечения проекта:

  • Кадровые: заведующий, заместитель заведующего по ВОР, заместитель заведующего по АХР, старший воспитатель, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
  • Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
  • Материально-технические: наглядные и дидактические пособия, музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, цифровой фотоаппарат.

Формы и методы работы с детьми:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • дидактические игры и упражнения;
  • экспериментально-исследовательская деятельность;
  • виртуальные экскурсии и тематические прогулки;
  • презентации, видео просмотры;
  • конкурсы, викторины, досуги, праздники;
  • акции;
  • тематические выставки, фотовыставки.

Ожидаемый результат:

Взрослые:

  • на территории ДОО созданы благоприятные условия для формирования у детей начал природоохранного отношения к окружающему миру;
  • организована работа с дошкольниками на “экологической тропе” детского сада;
  • родители (законные представители) принимают участие в совместной деятельности с детьми в рамках экологического воспитания.

Дети:

  • проявляют познавательный интерес к объектам живой и неживой природы, исследуют их;
  • знают комнатные растения, умеют ухаживать за ними;
  • называют деревья и кустарники на территории детского сада, рассказывают о них;
  • имеют представление об экологической зависимости природных объектов, о влиянии поведения человека на окружающий мир, устанавливают простейшие причинно-следственные связи;
  • совместно с взрослыми участвуют в природоохранной деятельности, знают элементарные правила поведения в природе.

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный – оформление стены “тревоги”, проведение педагогической диагностики в возрастных группах (промежуточная), ознакомление с планом мероприятий, подбор наглядного и игрового материала, изучение методической литературы, разработка плана мероприятий.
  • Практический – реализация плана мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
  • Заключительный – оценка эффективности реализации проекта “Панорама добрых дел”.

План реализации совместных общесадовых мероприятий

Наименование мероприятия Цель мероприятия Дата сдачи материалов Ответственные
Оформление стены “тревоги” Выявление экологически неблагоприятных факторов, проявление нравственной, экологической позиции. январь Методический совет, воспитатели групп
“Есть у каждого свой дом” Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды; способствовать формированию понятия “природа” как общего дома, навыков разумного поведения и бережного отношения к ней. 31 января

(конспект мероприятия + продукт детской деятельности)

Воспитатели групп
“В поисках красной книги” Знакомство детей с Красной книгой, ее представителями, формирование обобщенного представления о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир, воспитание у детей бережного отношения ко всему живому на Земле. 28 февраля

(конспект мероприятия + продукт детской деятельности)

Воспитатели групп
“Сад - огород на окне” Выявить роль человека в природе, обогащать представления детей о выращивании овощных и цветочных культур, в том числе комнатных растений, способах их посадки, ухода за ними. 31 марта

(план, конспект, фотоотчет)

Воспитатели групп
Экологический праздник

“День Земли”

Формирование элементарных знаний по экологии, о взаимосвязи живого и неживого на земле; воспитание бережного и доброго отношения к природе. 30 апреля (конспект мероприятия + продукт детской деятельности) Воспитатели групп
Акция

“За чистый город”:

“В руки к нам книга жалоб попала”

Развитие представления о зависимости между состоянием окружающей среды и действиями человека, в том числе ребенка;

знаний элементарных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в городе.

31 мая

(конспект мероприятия + продукт детской деятельности)

Зам. зав. по АХР, воспитатели групп
Традиция детского сада

“Аллея выпускников”

Пополнение дендрария детского сада деревьями и кустарниками, произрастающими в Красноярском крае. Дата по согласованию, фотоотчёт Зам. зав. по АХР, воспитатели подготовительных групп, родители
Примерный перечень мини-проектов на летний период

“Малая летняя академия прикладного естествознания”

“Лаборатория неживой природы”

“Маленькие огородники”

“Защитники природы”

“Мастерская природы”

“Растения – фитотерапевты. Какие они?”

Метеобюро “Народные приметы”

Метеоплощадка “Юный гидрометеоролог”

Каменистый сад “Цветочное наслаждение”

“Детский сад моей мечты”

В течение лета, отчет до 25 августа

(план-проект, фотоотчет)

Воспитатели групп, родители
Аукцион экологических идей “Друзья природы” - презентация деятельности в летний период
Час экологического чтения Создание постоянно действующей “Библиотеки экологических книг”, пополнение книжного уголка книгами, энциклопедиями, журналами, открытками, иллюстративным материалом. 30 сентября

(презентация продукта деятельности)

Воспитатели групп, родители
“Интересное рядом” - экологическая газета Воспитание активной нравственно-экологической позиции по отношению к природным объектам. 31 октября

(презентация продукта деятельности)

Воспитатели групп
Акция

“Свет, тепло, воды потоки сэкономим для потомков”

Изучение проблем в области ресурсосбережения и эффективного использования энергетических, водных и других ресурсов. 30 ноября

(конспект мероприятия + фотоотчет)

Воспитатели групп
Акция

“Елочка краса, сбережем ее в лесах”

Привлечение внимания дошкольников к проблеме массовых вырубок деревьев в предновогодний период, формирование у детей представления о хвойных деревьях;

воспитание бережного отношения к хвойным деревьям, желания сохранить их растущими в ближайшем окружении и в лесу.

31 декабря

(конспект мероприятия + продукт детской деятельности)

Воспитатели групп
Педагогический всеобуч

“В союзе с природой”

Повышение профессионального мастерства, творческого роста педагогов, систематизация опыта работы. в течение года Зам. зав по ВОР, воспитатели групп
Текущий контроль “Развитие РППС по экологии” Отследить пополнение РППС по организации поисково-познавательной и экологической деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО в течение года Зам. зав по ВОР, методический совет
“Экологическая тропа” Организация детской деятельности в природе; определение объектов наблюдения и исследования, разработка паспорта “экологической тропы”. в течение года Заведующий зам. зав. по ВОР, зам. зав. по АХР, методический совет, родители
“Природа в жизни нашей семьи” - анкетирование Включение родителей в процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста, формирование единой экологически воспитывающей среды “образовательное учреждение – семья”, воздействие на систему ценностей в семье каждого ребенка. в течение года Старший воспитатель, методический совет
Детские творческие выставки разного уровня Воспитание активной нравственно-экологической позиции по отношению к природным объектам, систематизация позитивного опыта взаимодействия с окружающей средой. в течение года Методический совет, воспитатели групп
Детское экологическое движение Интернет-портал “ПРЕСТИЖ”

http://prestig-konkurs.ru/

(Свидетельство о регистрации - ЭЛ № ФС 77 – 64905 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)

согласно Положения интернет-портала “Престиж” Методический совет, воспитатели групп
Создание “Панорамы добрых дел”: выставляются все выполненные в ходе проекта творческие работы, фотоматериалы, рисунки, подтверждающие конкретные экологически ориентированные дела. Старший воспитатель, методический совет

Используемая литература.

  1. Экологические проекты в детском саду/ О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко.- Волгоград: “Учитель”, 2013 год.
  2. Сценарии занятий по культурно – нравственному воспитанию дошкольников/ Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. – М.: ВАКО, 2006 г. (раздел 2, программа “Любимое дерево”).
  3. Экологическая тропинка в ДОУ/ Дошкольная педагогика № 5/2013 (стр. 26).
  4. Конспекты тематических прогулок по экологическому воспитанию/ Дошкольная педагогика № 7/2013 (стр. 14).
  5. Справочник старшего воспитателя/ подписка 2013 год:
  6. - конспект НОД “Спасем природу”;
    - сценарий физкультурно-познавательного развлечения “В поисках Красной книги”.