Задачи:
- Формировать умение записывать цитаты в виде предложения с прямой речью. Познакомить с новым словарным словом – цитатой.
- Развивать умение применять знания на практике, наблюдать, делать выводы.
- Воспитывать трудолюбие, умение слушать и понимать других.
Познавательные УУД
- Формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Развивать умение высказывать своё мнение.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Ход урока
1. Орг. Момент
Слайд 1. Презентация.
Эпиграф урока –
“Язык должен быть прост и изящен”.
(А.П.Чехов)
- Как понимаете эти строки?
2. Словарная работа
Слайд 2
- Прочитайте стихотворение А.Барто
С добрым утром!
Шла вчера по Садовой,
Так была удивлена –
Паренёк белоголовый
Закричал мне из окна:
,,С добрым утром! С добрым утром!’’
Я спросила: ,,Это мне?’’
Улыбнулся он в окне,
Закричал ещё кому-то:
,,С добрым утром! С добрым утром!’’
Зачем, по вашему мнению, мальчик кричал всем “С добрым утром”?
Какие слова вежливости – словарные слова – вы знаете? Запишите.
Слайд 3
(спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, будьте добры)
- Оцените свою работу.
3. Актуализация знаний
- Что можно составить из слов?
– Что такое предложение?
– Расскажите все, что вы знаете о предложении по плану.
Слайд 4
Что мы знаем о предложении:
а) Цель высказывания
(Повествовательное, вопросительное, побудительное.)
б) Интонация
(восклицательная, невосклицательная);
в) Структура предложения
(Простое, сложное.)
г) По наличию второстепенных членов предложения
(Распространенное, нераспространенное.)
Слайд 5
Найдите предложение с пунктуационными ошибками.
В лесу росли подосиновики и подберезовики.
В лесу росли и подосиновики, и подберезовики.
В лесу росли подосиновики, и лисички.
В лесу росли подосиновики, подберезовики и лисички.
Запишите это предложение, исправив ошибки.
- Оцените свою работу.
4. Работа над темой урока.
- Что такое предложение с прямой речью.
Какие два случая оформления прямой речи на письме вы знаете?
Выполните задание:
1) Из стихотворения А. Барто выпишите Слайд 6
а) предложения с прямой речью (по рядам)
б) поменяйте местами прямую речь и слова автора, как изменились знаки препинания?
– Вернёмся к эпиграфу Слайд 7
“Язык должен быть прост и изящен”. (А.П.Чехов)
- Можно ли сказать, что у меня тоже записано предложение с прямой речью?
- Попробуйте доказать своё мнение. (Есть прямая речь, известно, кому принадлежат слова)
- Чем это предложение отличается от записанных ранее? (Оформлением)
- Какой возникает вопрос? (Как называются такие предложения?)
- А может быть, кто-нибудь знает ответ на этот вопрос? С данным определением вы знакомились на уроках литературного чтения в 3 классе по книге “В одном счастливом детстве”. Обсудите в парах.
ЦИТАТА Слайд 8
- Запишите это слово себе в тетрадь – это словарное слово (поставьте ударение, выделите орфограмму)
- Пока вы записываете первая парта найдите это слово в толковом словаре. Прочитайте его значение.
- Как вы думаете, можем ли мы это предложение записать в виде предложения с прямой речью?
- Это нам и предстоит сегодня выяснить. Какова же тема урока?
Слайд 9
(Запись цитаты в виде предложения с прямой речью)
5. Поиск решения
- Попробуйте записать эпиграф в виде с предложения с прямой речью.
- Кто-нибудь может записать его иначе?
- Как записать цитату в виде предложения с прямой речью?
Слайд 10
Вывод: Чтобы записать цитату в виде предложения с прямой речью, прямую речь можно поставить и до, и после слов автора.
6. Первичное закрепление.
- Используя свои новые знания, выполним упр.95 стр.91
- Прочитайте задание про себя.
- Какая нам предстоит работа? (записать цитаты в виде предложений с прямой речью)
- Где будет стоять прямая речь относительно слов автора?
- Какие глаголы вам предлагают использовать в словах автора? (говорил, писал, утверждал, считал)
- Запишем первое предложение по вариантам.
- Первый вариант – слова автора перед прямой речью,
- Второй вариант – после прямой речи.
- Самостоятельно запишите второе предложение, чтобы слова автора были перед прямой речью.
- Оцените свою работу.
7. Итог урока
- Прочитайте предложение, где нет цитаты.
– Почему не является цитатой “Лошадиная фамилия”, ведь здесь есть кавычки? (Это название рассказа, а не чьи-то слова.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
8.Домашнее задание.
Слайд 11
- Необходимый уровень - Стр. 92 упр. 97
- Повышенный уровень – Фонетический разбор слова – Цитата