Раздел курса: "Симметрия, Бордюры и орнаменты".
Автор курса: Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. учебное пособие "Наглядная геометрия 5-6 класс" издательство Дрофа 2015 г.
В начале занятия дети определяют тему занятия, вспоминают виды симметрии и движения, выполняют интерактивные задания на доске SmartBoard на повторение. Определив тему занятия, знакомятся с понятием бордюр. Учатся строить различные бордюры, сами выводят алгоритм их построения, а затем выполняют практическое задание на построение орнамента. Почти все этапы урока проходят с применением интерактивной доски SmartBoard.
Тип занятия: урок открытия нового знания:
предметные результаты:
- обобщить понятия “симметричных” фигур.
- научить применять полученные знания на практике при изображении бордюра.
метапредметные результаты:
- познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, самостоятельно контролировать своё время
- коммуникативные: научиться учитывать разные мнения, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
личностные результаты:
- прививать интерес учащихся к предмету.
- приучать к аккуратности в работе.
Этапы урока | Время | Действия учителя | Действия учащихся |
1) Организационный этап. | 2 мин. | Приветствует детей, настраивает на
работу, предлагает проверить готовность
рабочего места. Читает цитату к уроку. Приложение 7. Презентация для интерактивной доски (лист 1) |
Приветствую учителя, проверяют
готовность к уроку, эмоциональный настой на урок. Слушают учителя. |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 3 мин. | Предлагает интерактивную игру в
приложении Smart Notebook. Приложение
7. Презентация для интерактивной доски
(лист 2). Предлагает сформулировать цели урока урока (лист 4). |
Играют в игру и отгадывают тему урока (лист
3). Формулируют цели и задачи урока. |
3) Актуализация знаний | 7 мин. | Выясняет, какие виды симметрии и
движения дети знают. Предлагает выполнить
интерактивные задания на повторение. Приложение 7. Презентация
для интерактивной (листы 5-7). Предлагает ребятам из салфеток на столе вырезать снежинку. Спрашивает, настоящая ли у них получилась снежинка. Предлагает ребятам ответить на вопрос, на сколько равных частей надо разделить круг, чтобы снежинка получилась настоящая (у нее было 6 осей симметрии). Спрашивает, как разделить круг на 12 равных частей. Просит вырезать настоящую снежинку. Рассказывает о том, что еще из бумаги можно вырезать очень красивые симметричные ленты. Предлагает взять полоску шириной 5 см и длинной 20 см, сложить ее гармошкой и нарисовать какой-нибудь рисунок, касающийся линии сгиба. Просит вырезать фигуру, оставляя участки на линиях сгиба неразрезанными. Просит развернуть гармошку. Объясняет, что у ребят получился орнамент в виде ленты или бордюр. |
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют
задания на доске по желанию. Вырезают снежинку. Считают оси симметрии, отвечают на вопрос. (у настоящей снежинки 6 осей симметрии) Отвечают.
Высказывают свои предположения. Вырезают.
Рисуют, вырезают.
Разворачивают и получают “кружево”. |
4) Первичное усвоение новых знаний | 15 мин. | Организует работу в группах с текстом. Приложение 1. Текст про бордюр.
Делит ребят на три группы. Каждая группа получает
один и тот же текст, и преобразует его по
индивидуальному заданию (составляет синквейн,
схему-кластер или формулирует вопросы по ромашке
Блума). Приложение 2. Печатная
основа для работы в группах. Предлагает выполнить интерактивное задание. Динамическая пауза. Показывает ребятам геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, снежинку) и называет действие, которое необходимо повторить столько раз, сколько осей симметрии у фигуры. Приложение 3. Карточки для физминутки. После теоретического знакомства с понятием ленточного орнамента, ребятам предлагается рассмотреть основные преобразования, которые используются для построения бордюра: параллельный перенос, зеркальная симметрия относительно вертикальной оси, центральная симметрия, симметрия относительно горизонтальной оси +параллельный перенос. Используя заранее приготовленные раппорты, строит на доске бордюры, иллюстрирующие каждый из выше перечисленных преобразований. |
Читают предложенный текст и
преобразуют информацию по заданию. Работают на
печатной основе. По завершению каждая группа
отчитывается по выполнению задания.
Выполняют. Приложение 7. Презентация для интерактивной доски (Лист 8)
Повторяют предложенное действие столько раз, сколько осей симметрии имеет предложенная фигура.
Догадываются, какой вид симметрии или движения лежит в основе построения, показанного бордюра. |
5) Первичная проверка понимания | 7 мин. | По готовым раппортам просит построить
ленточный орнамент в парах по одному из
рассмотренных способов (раппорты, вырезанные из
бумаги, ребятам раздаются россыпью). Приложение
4. Раппорты для работы в парах. Показывает на доске ребятам различные виды бордюров. Просит выделить раппорт и элементарную ячейку. Определить по какому из 4 принципов построен орнамент. Приложение 7. Презентация для интерактивной доски (листы 9-11) |
В парах создают бордюры (наклеивают
раппорты на печатную основу). Приложение
5. Печатная основа под бордюры.
По желанию выполняют задание у доски, отвечают на вопросы. |
6) Первичное закрепление | 6 мин. | Раздает задание, в котором по части
орнамента (раппорту) и нанесенным осям симметрии
требуется восстановить весь орнамент. Приложение 6. Печатная основа под
бордюры. Просит в зависимости от настроения выбрать цвет, которым будут дорисовывать орнамент.
Приложение 7. Презентация для интерактивной (лист 12) |
Дорисовывают орнамент, выбранным цветом. |
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) | 4 мин. | Просит показать нарисованный бордюр. Предлагает перевернуть листочек с бордюром, с обратной стороны которого написано начало одной из фраз:
Просит ученика продолжить предложение, которое ему досталось |
Демонстрируют выполненное задание,
объясняют, почему выбрали именно такой цвет. Переворачивают листок обратной стороной, зачитывают начало фразы и придумывают свое продолжение. |