Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих

Разделы: Биология


1 или 2 урока по 45 мин – на усмотрение учителя: таблицу можно заполнять всю совместно на уроке или частично, остальное задать на дом

Планируемый результат. Учащиеся знакомятся с особенностями строения членистоногих как сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями.

Личностная значимость. «Волков бояться – в лес не ходить»: не должно быть необоснованных предубеждений: в природе все прекрасно, нет бесполезных и безобразных организмов – каждый по-своему функционален.

Метод обучения: частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, магниты, карточки для «накопителя идей», видеофрагменты по теме, учебник биологии 7-го класса.

Мотивация 1. Вступление к уроку.

Игра «Фоторобот»: по заданному описанию узнать, о каких животных идет речь. Ответ написать на листочках. Озвучить по сигналу учителя.

Это уникальные животные. Свыше 70% всех видов, известных на Земле, принадлежит именно им. Можно сказать, что они (а не люди) являются истинными хозяевами планеты. Более 2-х млн. видов этих организмов живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев. У нас 4 конечности – у них 6 или больше. У нас 2 глаза – у них бывает и 2, и 4, и 5, и даже 10. У нас орган слуха – уши – на голове, а у них могут быть в любом месте, и даже на ногах. Мы ощущаем запахи носом – а они усиками. Они бывают полезные и вредные, красивые и безобразные, т.е. очень-очень разные. О ком идет речь?

О членистоногих.

Запись на доске темы урока: «Общая характеристика типа Членистоногие».

Работа с термином: какие особенности этих животных отражает название типа?

- Членистые конечности.

Мотивация 2. Ситуационная задача «Компьютерный сбой».

Учитель: «В компьютерной программе произошел сбой. В файле существовала запись, где данные животные были распределены на две группы с соответствующим описанием. Теперь эта информация утеряна. Нужно восстановить ее».

На экране изображения двух животных – кивсяка (многоножка, рис. 1) и кольчатого червя (рис. 2) (фотографии не подписаны).

Примечание: кольчецы уже изучены, членистоногие – еще нет.

Из списка признаков (зачитывает учитель) определить, какие принадлежат первому животному, какие – второму.

Список:

  • Есть голова.
  • Тело членистое.
  • Развитие без личинки.
  • Тело с хитиновым покровом.
  • Орган дыхания – поверхность тела.
  • Одна пара усиков.
  • Тело покрыто слизью.
  • Яйца откладывают в кокон.
  • Членистые конечности.
  • Орган дыхания – трахеи.
  • Растительноядный.

После выполнения задания – небольшой видеофрагмент (16 сек), в котором показан кивсяк (это животное дети могут не знать, в отличие от дождевого червя).

Учитель: Итак, какие же особенности имеют эти животные?

Создание схемы на доске после названия темы (рис. 3):

Учитель: Очень часто хитиновый покров этих животных сравнивают с рыцарскими доспехами. Какие преимущества он может давать членистоногим, и какие иметь недостатки? Заслушиваются возможные ответы детей, путем проб и ошибок подходим к выводам, которые дописываются в схему выше (к фразе «хитиновый покров»): плотный, прочный, слабо растяжимый.

Учитель дополняет: Однако чтобы хорошо и быстро двигаться, конечности этих животных соединены с телом суставами и сами состоят из члеников (в схему вносятся изменения).

В законченном виде схема приобретает следующий вид (рис. 4):

 Далее предлагается рассмотреть внешний вид некоторых представителей членистоногих и попробовать сделать их описание. Результаты оформляются в виде таблицы.

Ряд у окна отвечает за столбец «Класс Ракообразные», средний – «Класс Паукообразные», ряд у стены – «Класс Насекомые», учитель помогает заполнить графу «Класс Многоножки» (в учебнике не представлены). Опрос осуществляется по партам: первая парта одного ряда – 1-й признак из списка, вторая – 2-й и т.д.

Классификация членистоногих

Признаки

Класс
Ракообразные

Класс
Паукообразные

Класс
Многоножки

Класс
Насекомые

 

 

 

 

 

Местообитание и образ жизни

Водный планктон или всеядные санитары

Наземные хищники или паразиты

Наземные хищники или растительноядные

Наземные, кормовая база разнообразная

Части тела

Головогрудь + брюшко

Головогрудь + брюшко

Голова +туловище

Голова + грудь + брюшко

Расположение конечностей

На головогруди + брюшке

На брюшке нет

На всех сегментах

На брюшке нет

Число ходильных ног

5 пар или более

4 пары

Много (на всех члениках тала)

3 пары

Наличие крыльев

Нет

Нет

Нет

1-2 пары или нет (у паразитов)

Число усиков

2 пары - длинные и короткие

Нет

1 пара

1 пара

Органы зрения

1 пара сложных глаз на стебельках

4 пары простых глазков

Глаза простые или сложные, могут отсутствовать

1 пара сложных глаз и простые глазки

Представители

 

 

 

 

Прежде чем заполнить последнюю графу («Представители»), а также в качестве закрепления изученного материала и смены деятельности на уроке используется “Накопитель идей” – один из вариантов структурирования проблемы (в оригинальной идее работа выглядит так: члены группы получают задание написать фломастером на цветных листках краткие высказывания или ключевые слова по заданной теме. Затем выписанные слова с помощью двустороннего скотча или магнитов крепятся на доске. Далее следует упорядочить карточки по группам на основе какого-либо признака. Работа по распределению карточек помогает выявить связи между указанными словами, терминами, фразами).

На доску крепятся фотографии (или купно напечатанные названия) членистоногих: скорпион, тля, сколопендра, краб, креветка, кузнечик, клещ, бабочка (набор любой – на выбор учителя). Необходимо с помощью магнитов прикрепить соответствующие карточки под названиями тех классов, к которым они относятся. Задание выполняют двое учащихся (по желанию: поднятая рука), проверяется правильность, в итоге вносятся дополнения в последнюю графу таблицы.

После таблицы совместными усилиями формулируется вывод, который записывается в тетрадь: «Членистоногие – высокоорганизованные двусторонне-симметричные беспозвоночные животные с сегментированным телом и членистыми конечностями».

 Домашнее задание предлагается творческое: вспомнить старую детскую сказку К.И.Чуковского «Муха-цокотуха», составить список из упомянутых в ней членистоногих и распределить их по группам на основании родства (см. таблицу по многообразию).

(Подсказка для учителя: Муха, тараканы, букашки, блошки, пчела, бабочка, паук, кузнечик, комар, светляки, сороконожки, клоп, мотыльки, жуки, мошкара, муравей).

Приложение

Варианты рефлексии

(на выбор учителя в зависимости от основной цели урока
и уровня подготовленности учащихся класса)

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Предполагая, что дети могут утомиться в процессе заполнения таблицы, можно сделать небольшое лирическое отступление: «Ученые давно спорят и никак не могут решить: зебра – это белая лошадь с черными полосками или черная с белыми? Представив, что белый цвет – это символ хорошего настроения, а черный – плохого, скажите: какого цвета ваша зебра?». Учащимся, выбравшим белую зебру, предлагается поднять вверх над партой чистый лист бумаги.

Рефлексия деятельности.

Рефлексию деятельности можно провести в соответствии с содержанием урока: перед тем, как дети начнут уходить с урока, можно предложить им встать под картинкой того членистоногого, до «уровня которого они сегодня дотянулись»:

  • ракообразные – понял основное, но не все;
  • паукообразные – понял все, но хорошо запомнил немного;
  • многоножки – понял все и даже вполне могу пересказать содержание урока;
  • насекомые – не только все понял, но и хорошо запомнил, могу объяснить другим одноклассникам.

Рефлексия содержания учебного материала.

Последнее задание – «Накопитель идей» – может дать вполне объективную оценку усвоения материала урока: чтобы правильно разместить животных на карточках по столбцам, учащимся придется определить соответствие их внешнего вида общим признакам каждой группы.