Цель урока: познакомить детей с украинской сказкой “Колосок”, учить анализировать и правильно оценивать поступки главных героев, положительные и отрицательные стороны их поведения.
Образовательные задачи:
- учить раскрывать и формулировать тему и идею произведения;
- формировать умение в речи передавать свои впечатления, свое отношение к героям сказки, эмоционально окрашивать речь.
Коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и определении;
- коррекция мелкой моторики рук, пальцев.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- мульфильм по сказке “Колосок”,
- цветные карандаши, простой карандаш,
- карточки на каждого ребёнка,
- образцы для учителя,
- тест.
Используемый материал:
- Волкова И.Н., Цыпина Н.А. "Почитаем-поиграем" /ознакомление с художественной в сочетании с творческой продуктивной и игровой деятельностью/.
- Урок литературного чтения во 2 классе. Автор учитель начальных классов Татарникова В.Н.
- Сказки о животных. Украинская народная сказка "Колосок": Статьи Фестиваля “Открытый урок”
- https://urok.1sept.ru Внеклассное чтение "Украинская сказка "Колосок": Статьи Фестиваля “Открытый урок”
- https://urok.1sept.ru Коррекционное занятие "Сказка зимнего леса": Статьи Фестиваля “Открытый урок”
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь!
- Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь! Улыбнитесь нашим гостям.
II. Ведение в тему.
- Сегодня у нас с вами необычный урок коррекции. Мы вновь отправляемся с вами в путешествие по сказке. А в какую сказку вы должны будете догадаться сами.
- Рассмотрите нарисованные колоски, они у вас на жёлтом листочке. Как у меня. /Вывешиваю образцы рисунков на доске/.
- Один колос пшеницы, другой – ржи. Они одинаковые? /Учащиеся называют отличия/.
- Из пшеницы делают, какую муку и для чего? Не забываем, что мы не кричим, поднимаем руку и даём полные ответы. /Ответы детей/.
- Правильно. Из пшеницы делают белую пшеничную муку для булок, батонов, бубликов, пирогов, печенья; из ржи – ржаной хлеб.
- Ребята, может ли кто-нибудь сказать, в какую же сказку мы совершим путешествие? Молодцы! Сказка называется “Колосок”, это украинская народная сказка. /Открываю на доске тему “Сказка “Колосок”/.
III. Основная часть
- Итак, начинаем. Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко… А впрочем, я хочу чтобы вы посмотрели мультфильм. В мультфильме вы услышите незнакомые слова.
Словарная работа – обмолотить, чехарда, горилки, лапта. Разбор слов.
Просмотр мультфильма.
IV. Физкультминутка
Давайте оставим на немного наших героев и отдохнём. Встаньте, пожалуйста, поставьте ноги на ширине плеч, руки внизу. Я буду говорить слова, и показывать движения, а внимательно смотрите и повторяйте за мной. /Выполнение движений/.
- Продолжаем наш урок.
V. Продолжение основной части /выполнение заданий/.
- О ком говорится в этой сказке, кто в ней действующие лица? Правильно, Петушок и два мышонка. /Выставляю картинки главных героев/. Как звали мышат? Почему их так звали? /Ответы детей/.
- Какое имя было у петушка? Почему его можно назвать трудолюбивым? Повторите слово: трудолюбивый.
- Расскажите, чем занимались мышата? В какие игры они играли? Какие они были?
- Согласны ли вы, что таких лодырей и лентяев не за что пирогами угощать? Почему?
Выполнение задания “Сравни картинки”.
- Рассмотрите две картинки, найдите в них 4 различия. /Дети выполняют задание/.
- Какие отличия вы нашли? /На доске вывешиваются образцы/.
Выполнение задания “Узнай на ощупь”.
/На разные блюдечки насыпано понемногу соли, чая, песка, вермишели, муки, крупы/. Предлагаю учащимся рассмотреть и ощупать каждую кучку.
- А теперь я буду завязывать вам глаза, подвигать к вам одно из блюдечек. Вы должны будите на ощупь узнать, какую кучку к тебе я придвинула, и рассказать, что из этого можно приготовить.
Выполнение задания “Объедини рисунки”.
- Возьмите карточку розового цвета. Вот такую, как у меня. /Вешаю образцы на доску/. На ней изображены предметы. Соедините их линиями по парам. У Миши, Раи и Димы карточки отличаются количеством изображённых предметов.
- Объединили? Объясните, почему ты их объединил. /Ответы детей/.
- Замечательно. Если остаётся время, предложить соединить рисунки по пунктиру.
V. Домашнее задание.
Раскрасить рисунки.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону экспресс тест.
Тест экспресс-опрос
1. Какого народа сказка “Колосок”?
а) белорусская
б) украинская
в) грузинская
2. С кем жил петушок?
а) с собакой
б) с кошками
в) с мышами
3. Сколько мышей жило вместе с петушком?
а) 2 мыши
б) 3 мыши
в) 4 мыши
4. Как звали мышей?
а) Круть и Верть
б) Курт и Вурт
в) Карт и Варт
5. Что нашёл петушок?
а) зерно
б) деньги
в) мышку
6. Кто молотил зерно?
а) петушок
б) мыши
в) кошки
7. В чём петушок принёс муку?
а) в мешке
б) в сумке
в) в рюкзаке
8. Кто месил тесто?
а) мыши
б) петушок
в) никто
9. Что испёк петушок?
а) пироги
б) ватрушки
в) булочки
10. Как петушок поступил с пирогами?
а) угостил мышей
б) прогнал мышей
в) не угостил мышей
VII. Подведение итога. Рефлексия.
- Ребята, чем же мы занимались на уроке? /Ответы детей/.
- Мы познакомились со сказкой, узнали значение новых слов, выполнили задания.
- Как вы думаете, почему в конце сказки Круть и Верть отвечали петушку всё тише и тише? Как вы думаете, если петушок найдёт колосок ещё раз, как будут вести себя мышата? /Ответы детей/.
- Чему же учит эта сказка? /Высказывания детей/.
- Благодарю вас за урок. Вы – молодцы.