Коррекционный урок по сказке "Колосок"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель урока: познакомить детей с украинской сказкой “Колосок”, учить анализировать и правильно оценивать поступки главных героев, положительные и отрицательные стороны их поведения.

Образовательные задачи:

  • учить раскрывать и формулировать тему и идею произведения;
  • формировать умение в речи передавать свои впечатления, свое отношение к героям сказки, эмоционально окрашивать речь.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и определении;
  • коррекция мелкой моторики рук, пальцев.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • мульфильм по сказке “Колосок”,
  • цветные карандаши, простой карандаш,
  • карточки на каждого ребёнка,
  • образцы для учителя,
  • тест.

Используемый материал:

  1. Волкова И.Н., Цыпина Н.А. "Почитаем-поиграем" /ознакомление с художественной в сочетании с творческой продуктивной и игровой деятельностью/.
  2. Урок литературного чтения во 2 классе. Автор учитель начальных классов Татарникова В.Н.
  3. Сказки о животных. Украинская народная сказка "Колосок": Статьи Фестиваля “Открытый урок”
  4. https://urok.1sept.ru Внеклассное чтение "Украинская сказка "Колосок": Статьи Фестиваля “Открытый урок”
  5. https://urok.1sept.ru Коррекционное занятие "Сказка зимнего леса": Статьи Фестиваля “Открытый урок”

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь!

- Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь! Улыбнитесь нашим гостям.

II. Ведение в тему.

- Сегодня у нас с вами необычный урок коррекции. Мы вновь отправляемся с вами в путешествие по сказке. А в какую сказку вы должны будете догадаться сами.

- Рассмотрите нарисованные колоски, они у вас на жёлтом листочке. Как у меня. /Вывешиваю образцы рисунков на доске/.

- Один колос пшеницы, другой – ржи. Они одинаковые? /Учащиеся называют отличия/.

- Из пшеницы делают, какую муку и для чего? Не забываем, что мы не кричим, поднимаем руку и даём полные ответы. /Ответы детей/.

- Правильно. Из пшеницы делают белую пшеничную муку для булок, батонов, бубликов, пирогов, печенья; из ржи – ржаной хлеб.

- Ребята, может ли кто-нибудь сказать, в какую же сказку мы совершим путешествие? Молодцы! Сказка называется “Колосок”, это украинская народная сказка. /Открываю на доске тему “Сказка “Колосок”/.

III. Основная часть

- Итак, начинаем. Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко… А впрочем, я хочу чтобы вы посмотрели мультфильм. В мультфильме вы услышите незнакомые слова.

Словарная работа – обмолотить, чехарда, горилки, лапта. Разбор слов.

Просмотр мультфильма.

IV. Физкультминутка

Давайте оставим на немного наших героев и отдохнём. Встаньте, пожалуйста, поставьте ноги на ширине плеч, руки внизу. Я буду говорить слова, и показывать движения, а внимательно смотрите и повторяйте за мной. /Выполнение движений/.

- Продолжаем наш урок.

V. Продолжение основной части /выполнение заданий/.

- О ком говорится в этой сказке, кто в ней действующие лица? Правильно, Петушок и два мышонка. /Выставляю картинки главных героев/. Как звали мышат? Почему их так звали? /Ответы детей/.

- Какое имя было у петушка? Почему его можно назвать трудолюбивым? Повторите слово: трудолюбивый.

- Расскажите, чем занимались мышата? В какие игры они играли? Какие они были?

- Согласны ли вы, что таких лодырей и лентяев не за что пирогами угощать? Почему?

Выполнение задания “Сравни картинки”.

- Рассмотрите две картинки, найдите в них 4 различия. /Дети выполняют задание/.

- Какие отличия вы нашли? /На доске вывешиваются образцы/.

Выполнение задания “Узнай на ощупь”.

/На разные блюдечки насыпано понемногу соли, чая, песка, вермишели, муки, крупы/. Предлагаю учащимся рассмотреть и ощупать каждую кучку.

- А теперь я буду завязывать вам глаза, подвигать к вам одно из блюдечек. Вы должны будите на ощупь узнать, какую кучку к тебе я придвинула, и рассказать, что из этого можно приготовить.

Выполнение задания “Объедини рисунки”.

- Возьмите карточку розового цвета. Вот такую, как у меня. /Вешаю образцы на доску/. На ней изображены предметы. Соедините их линиями по парам. У Миши, Раи и Димы карточки отличаются количеством изображённых предметов.

- Объединили? Объясните, почему ты их объединил. /Ответы детей/.

- Замечательно. Если остаётся время, предложить соединить рисунки по пунктиру.

V. Домашнее задание.

Раскрасить рисунки.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону экспресс тест.

Тест экспресс-опрос

1. Какого народа сказка “Колосок”?

а) белорусская

б) украинская

в) грузинская

2. С кем жил петушок?

а) с собакой

б) с кошками

в) с мышами

3. Сколько мышей жило вместе с петушком?

а) 2 мыши

б) 3 мыши

в) 4 мыши

4. Как звали мышей?

а) Круть и Верть

б) Курт и Вурт

в) Карт и Варт

5. Что нашёл петушок?

а) зерно

б) деньги

в) мышку

6. Кто молотил зерно?

а) петушок

б) мыши

в) кошки

7. В чём петушок принёс муку?

а) в мешке

б) в сумке

в) в рюкзаке

8. Кто месил тесто?

а) мыши

б) петушок

в) никто

9. Что испёк петушок?

а) пироги

б) ватрушки

в) булочки

10. Как петушок поступил с пирогами?

а) угостил мышей

б) прогнал мышей

в) не угостил мышей

VII. Подведение итога. Рефлексия.

- Ребята, чем же мы занимались на уроке? /Ответы детей/.

- Мы познакомились со сказкой, узнали значение новых слов, выполнили задания.

- Как вы думаете, почему в конце сказки Круть и Верть отвечали петушку всё тише и тише? Как вы думаете, если петушок найдёт колосок ещё раз, как будут вести себя мышата? /Ответы детей/.

- Чему же учит эта сказка? /Высказывания детей/.

- Благодарю вас за урок. Вы – молодцы.

Приложение 1