Урок математики по теме "Деление и дроби". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


По учебнику Виленкина Н.Я. “Математика. 5 класс”

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Цель урока: обучение учащихся пониманию дроби как записи действия деления, а дробной черты как знака деления.

Задачи:

  • Образовательные: научить понимать дробь как запись действия деления, а дробную черту – как знак деления.
  • Развивающие: развивать вычислительные навыки, логическое мышление; развитие коммуникативности, навыков само- и взаимоконтроля; развитие грамотной математической речи; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление.
  • Воспитательные: воспитывать и формировать положительную мотивацию и интереса к предмету, воспитывать стремление к достижению положительного результата при выполнении работы, воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Планируемые результаты:

  • Предметные: отработать умения и навыки решать задачи по данной теме
  • Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности;
  • Метапредметные (универсальные учебные действия):
  • Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану;
  • Познавательные: делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; составлять алгоритм под руководством учителя;
  • Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Дидактическое обеспечение: сопутствующий учебно-методический комплект, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие: Здравствуйте, ребята!

Готовность к уроку: Проверьте, все ли готово к уроку? Садитесь! Запишите в тетради число, “Классная работа”.

Посмотрите, все ль в порядке;
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.

2. Устный счет

1. Слайд № 2-3: Игра “Четвёртый лишний”: назвать лишнее число

а) 45,121,49,25

б) 1,9,27,64

в) 14,35,39,42

г) 18, 102,33,44

Слайд №4:

2. Дать определение: какая дробь называется правильной?

Укажите, при каких значениях х дробь будет правильной?

3. Дать определение: какая дробь называется неправильной?

Укажите, при каких значениях х дробь будет правильной?

3. Актуализация знаний

Слайд №5: Игра “Молчанка”. Учащиеся работают по вариантам, записывают в тетрадь только ответы.

Слайд №6: Парная работа: учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют выполненную работу.

Учитель отвечает на вопросы учащихся: какое задание оказалось самым трудным?

4. Подготовка к изучению новой темы:

Слайд №7: Найдите лишнее:

а) среди слов “круг”, “треугольник”, “буква”, “прямая”, “точка”.

б) среди выражений:

51:17, 48:24, 90:18, 11:55

25:75, ; ; 23+67.

Вопрос к классу: как вы думаете, что означает дробная черта в выражении? Кто сформулирует тему урока?

5. Объяснение темы урока.

Решим задачу: Помогите 3-м друзьям разделить 2 яблока поровну. Как разделить 2 яблока на 3 человек?

Слайд №8: Для того чтобы это узнать у вас на столах лежат яблоки(круги) и ножницы. Это задание для самостоятельного выполнения с проверкой соседа.

Предписания

  1. Возьмите ножницы и первый круг.
  2. Разделите каждый круг на 3 части.
  3. Разложите по 1 части.
  4. Запишите на каждой, что это часть
  5. Разделите, таким образом, оставшиеся яблоко(круг).
  6. Посчитайте, сколько всего у вас получилось частей.
  7. Запишите получившийся результат: ________________штук
  8. Разделите получившийся результат на 3 человек.
  9. Запишите получившийся результат: ________________штук
  10. Разложите части в 3 стопки поровну. То есть по ____штук в одной стопке.
  11. Сложите написанные у вас дроби в каждой стопке.
  12. Запишите получившийся результат: ________________
  13. Сделайте вывод
  14. Посмотрите на доску.
  15. Сравните запись на доске и получившиеся результаты.
  16. Сделайте вывод.

То есть получилось, что мы делили 2:3, а получилась дробь .

Слайд №9:

Рассмотрим дробь . Чему она равна? 2. Значит, как можно представить число 2 в виде дроби? А можно так представить другое число? Например, 5? Дети приходят к выводу, что любое натуральное число можно представить в виде неправильной дроби.

Теперь, когда вы открыли секрет дробной черты, проведем физкультминутку и поработаем по теме урока.

6. Физкультминутка

Теперь сядьте ровно, спина прямая, выпрямитесь, закройте глаза (10 сек), откройте, не поворачивая головы, посмотрите вправо, вверх, влево, вверх.

7. Работа по теме урока:

Слайд №11:

Откройте учебник на стр. 163 № 1051. Работу выполняем самостоятельно в тетради с последующей самопроверкой.

Слайд №12:

Откройте учебник на стр. 163 № 1053. Первую строчку в таблице заполняем вместе с учителем, а дальше работу выполняем самостоятельно в тетради с последующей самопроверкой.

(Чтобы учащиеся на перечерчивали таблицу в тетрадь, раздать им “заготовку”:

Частное Дробь Делимое Делитель Числитель Знаменатель
5:8          
         
    3 14    
        5 14

8. Первичное закрепление нового материала

Решение уравнений: А теперь вспомните, какую роль играет дробная черта в уравнении? (заменяет знак деления).

Решите № 1058 (б, д). Вызывать по одному человеку с подробным комментированием.

б)

д)

 

Самопровека:

х=8

9. Домашнее задание

Спасибо! Молодцы! А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.

№ 1076, № 1077, № 1082.

10. Подведение итогов урока (Рефлексия)

Слайд 13: Ответьте на вопросы:

  1. Как называются компоненты действия деления?
  2. Чем становится делимое, если частное записать в виде дроби?
  3. Чем становится делитель, если частное записать в виде дроби?
  4. Как записать число 3 в виде дроби со знаменателем 100?

Ребята, оцените свою работу на уроке и продолжите фразу.

  • Было интересно....
  • Какое открытие мы сегодня сделали....
  • Как нам удалось открыть правила...
  • Что понравилось на уроке...
  • В чём затруднение...

Слайд №14: Свою деятельность на уроке прошу вас оценить

На лесенку успеха себя установить!

Спасибо ребята за урок.