По учебнику Виленкина Н.Я. “Математика. 5 класс”
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Цель урока: обучение учащихся пониманию дроби как записи действия деления, а дробной черты как знака деления.
Задачи:
- Образовательные: научить понимать дробь как запись действия деления, а дробную черту – как знак деления.
- Развивающие: развивать вычислительные навыки, логическое мышление; развитие коммуникативности, навыков само- и взаимоконтроля; развитие грамотной математической речи; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление.
- Воспитательные: воспитывать и формировать положительную мотивацию и интереса к предмету, воспитывать стремление к достижению положительного результата при выполнении работы, воспитывать самостоятельность и аккуратность.
Планируемые результаты:
- Предметные: отработать умения и навыки решать задачи по данной теме
- Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимать причины успеха в учебной деятельности;
- Метапредметные (универсальные учебные действия):
- Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану;
- Познавательные: делать выводы о результате совместной работы класса и учителя; составлять алгоритм под руководством учителя;
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Дидактическое обеспечение: сопутствующий учебно-методический комплект, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие: Здравствуйте, ребята!
Готовность к уроку: Проверьте, все ли готово к уроку? Садитесь! Запишите в тетради число, “Классная работа”.
Посмотрите, все ль в порядке;
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
2. Устный счет
1. Слайд № 2-3: Игра “Четвёртый лишний”: назвать лишнее число
а) 45,121,49,25
б) 1,9,27,64
в) 14,35,39,42
г) 18, 102,33,44
Слайд №4:
2. Дать определение: какая дробь называется правильной?
Укажите, при каких значениях х дробь будет правильной?
3. Дать определение: какая дробь называется неправильной?
Укажите, при каких значениях х дробь будет правильной?
3. Актуализация знаний
Слайд №5: Игра “Молчанка”. Учащиеся работают по вариантам, записывают в тетрадь только ответы.
Слайд №6: Парная работа: учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют выполненную работу.
Учитель отвечает на вопросы учащихся: какое задание оказалось самым трудным?
4. Подготовка к изучению новой темы:
Слайд №7: Найдите лишнее:
а) среди слов “круг”, “треугольник”, “буква”, “прямая”, “точка”.
б) среди выражений:
51:17, 48:24, 90:18, 11:55
25:75, ; ; 23+67.
Вопрос к классу: как вы думаете, что означает дробная черта в выражении? Кто сформулирует тему урока?
5. Объяснение темы урока.
Решим задачу: Помогите 3-м друзьям разделить 2 яблока поровну. Как разделить 2 яблока на 3 человек?
Слайд №8: Для того чтобы это узнать у вас на столах лежат яблоки(круги) и ножницы. Это задание для самостоятельного выполнения с проверкой соседа.
Предписания
- Возьмите ножницы и первый круг.
- Разделите каждый круг на 3 части.
- Разложите по 1 части.
- Запишите на каждой, что это часть
- Разделите, таким образом, оставшиеся яблоко(круг).
- Посчитайте, сколько всего у вас получилось частей.
- Запишите получившийся результат: ________________штук
- Разделите получившийся результат на 3 человек.
- Запишите получившийся результат: ________________штук
- Разложите части в 3 стопки поровну. То есть по ____штук в одной стопке.
- Сложите написанные у вас дроби в каждой стопке.
- Запишите получившийся результат: ________________
- Сделайте вывод
- Посмотрите на доску.
- Сравните запись на доске и получившиеся результаты.
- Сделайте вывод.
То есть получилось, что мы делили 2:3, а получилась дробь .
Слайд №9:
Рассмотрим дробь . Чему она равна? 2. Значит, как можно представить число 2 в виде дроби? А можно так представить другое число? Например, 5? Дети приходят к выводу, что любое натуральное число можно представить в виде неправильной дроби.
Теперь, когда вы открыли секрет дробной черты, проведем физкультминутку и поработаем по теме урока.
6. Физкультминутка
Теперь сядьте ровно, спина прямая, выпрямитесь, закройте глаза (10 сек), откройте, не поворачивая головы, посмотрите вправо, вверх, влево, вверх.
7. Работа по теме урока:
Слайд №11:
Откройте учебник на стр. 163 № 1051. Работу выполняем самостоятельно в тетради с последующей самопроверкой.
Слайд №12:
Откройте учебник на стр. 163 № 1053. Первую строчку в таблице заполняем вместе с учителем, а дальше работу выполняем самостоятельно в тетради с последующей самопроверкой.
(Чтобы учащиеся на перечерчивали таблицу в тетрадь, раздать им “заготовку”:
Частное | Дробь | Делимое | Делитель | Числитель | Знаменатель |
5:8 | |||||
3 | 14 | ||||
5 | 14 |
8. Первичное закрепление нового материала
Решение уравнений: А теперь вспомните, какую роль играет дробная черта в уравнении? (заменяет знак деления).
Решите № 1058 (б, д). Вызывать по одному человеку с подробным комментированием.
б)
|
д)
|
Самопровека:
х=8 |
9. Домашнее задание
Спасибо! Молодцы! А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.
№ 1076, № 1077, № 1082.
10. Подведение итогов урока (Рефлексия)
Слайд 13: Ответьте на вопросы:
- Как называются компоненты действия деления?
- Чем становится делимое, если частное записать в виде дроби?
- Чем становится делитель, если частное записать в виде дроби?
- Как записать число 3 в виде дроби со знаменателем 100?
Ребята, оцените свою работу на уроке и продолжите фразу.
- Было интересно....
- Какое открытие мы сегодня сделали....
- Как нам удалось открыть правила...
- Что понравилось на уроке...
- В чём затруднение...
Слайд №14: Свою деятельность на уроке прошу вас оценить
На лесенку успеха себя установить!
Спасибо ребята за урок.