В современном сложном, динамичном и полном противоречивых тенденций мире острейшей проблемой стала проблема взаимоотношений человечества и природы. Именно человек как социальный и довольно мощный фактор биотической среды способен влиять на изменение экосистем различных уровней, выводя их из состояний устойчивости и самовозобновления.
Каким бы незначительным, на первый взгляд, ни казалось какое-либо растение или животное, оно вносит свой незаменимый вклад в обеспечение устойчивости не только своей местности, но и биосферы в целом. А от экологического равновесия зависит все то, без чего не может жить человек – продуктивность почв, лесов и морей, чистота пресной воды и воздуха, обеспеченность продуктами питания и все остальное. Таким образом, естественное биологическое разнообразие – это необходимое условие выживания человечества. Но в последние два столетия под влиянием деятельности человека естественный ход экологических процессов нарушился. Чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, радикальное преобразование ландшафтов, уничтожение мест обитания животных и растений, загрязнение окружающей среды привели к резкому сокращению биоразнообразия и даже к изменению климата на планете.
В связи с недостаточным вниманием к данной проблеме экологические правонарушения стали нормой в общественном сознании, человек недооценивает их опасности.
Цель данного проекта: содействовать повышению уровня информированности учащихся по вопросам обеспечения экологической безопасности и вовлеченности населения в решения социально-экологических проблем страны.
Задачи:
- Повысить эффективность системы экологического образования и просвещения населения.
- Реализовать в системе экологического образования и просвещения практический компонент, направленный на вовлечение учащихся школы в выявление и решение экологических проблем;
- Разработать мероприятия по экологическому просвещению и формированию экологической культуры учащихся;
- Формировать правовые навыки молодежи в области экологии;
- Формировать навыки саморазвития и самообразования;
- Продолжить формирование навыков работы с разными источниками информации;
- Развивать умения выявлять главное, четко формулировать мысли;
- Развивать коммуникативные умения учеников;
- Развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.
К важным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
На каждом этапе работы над проектом должен быть свой конкретный продукт! Поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания.
Этап проекта |
Что делали? |
Продукт |
Организационный |
Происходила подготовка учащихся к работе над проектом. Проведены такие мероприятия:
|
Осознание проблемной области (постановка проблемы). Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. |
Планирование |
Происходит распределение обязанностей между членами рабочей группы. Поэтапное распределение исследовательских задач проекта. |
График выполнения работ |
Поиск информации |
Определение источников информации |
Итогом этого этапа проекта был сбор информации. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. |
Написание работы |
Работали над формулировкой вопросов игры и ответов на эти вопросы. Составление буклетов и презентации. В процессе работы над проектом учащиеся выполняли зарисовки животных и растений. занесённых в красную книгу. Это помогло в работе над созданием плакатов, а так же в оформлении книги. Предварительно создавались эскизы плакатов, а затем выполнялись работы в компьютерной графике и красками на формате А-3. Среди школьников прошёл конкурс экологического плаката «Наш дом - Земля!». Обучающиеся в 4 классе дети создали под руководством учителей информатики и изобразительного искусства книжку-раскладушку «Их надо спасти». Работы предварительно выполнялись в эскизах карандашом, а затем на компьютере. Каждый школьник создавал в компьютерной графике рисунок, посвящённый одному из животных или растений красной книги Москвы. На основе компьютерной графики детей была создана эта книга. Среди творческих заданий было так же создание предметов, полезных в быту из вторичного материала. Стеклянные баночки из под кофе, кетчупа и детского питания послужили прекрасной основой для вазочек. Использованные пластиковые тарелочки были расписаны для оформления новогодних мероприятий школы |
Своя игра, буклеты, плакаты, книжка-раскладушка, поделки из вторсырья. Презентация. |
Презентация |
Рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. |
Выступление. |
Этап подведения итогов работы над проектом |
Анализируем работу, даем оценку успешности достижения целей и намечаем перспективы на будущее. |
Оценочный лист: |
Заключение.
Происходящие изменения в общественной жизни на современном этапе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Акцент ставиться на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. На наш взгляд такой формой образовательной деятельности может быть проект.
Проект призван решать одну из острых проблем – экологическую – путем использования современных информационных технологий, различных форм работы с информацией и, как результат, приобщит подростков и молодежь к чтению литературы по этой теме. Этот проект способствует расширению кругозора учащихся, развивает творческое художественно-образное мышление. В ходе работы над проектом происходит обогащение эмоционально-духовной сферы, развитие познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества учащихся.
Результаты данного проекта имеют методическую, теоретическую и практическую значимость, и могут использоваться не только в учебном процессе, но и для представления широкой аудитории.
Пояснения к презентации.
- На игровом поле (слайд 3) для перехода к определенному вопросу щелкнуть в центре соответствующей кнопки. На слайде с вопросом, если ответ верный, для возврата к игровому полю щелкнуть по стрелке, а если нет, то щелкнуть по полю слайда для перехода к следующему слайду с правильным ответом, с которого также можно вернуться к игровому полю, щелкнув по стрелке.
На слайде 36 используется анимационный эффект по щелчку для просмотра страниц книги. - На игровом поле (слайд 3) для перехода к определенному вопросу щелкнуть в центре соответствующей кнопки. На слайде с вопросом, если ответ верный, для возврата к игровому полю щелкнуть по стрелке, а если нет, то щелкнуть по полю слайда для перехода к следующему слайду с правильным ответом, с которого также можно вернуться к игровому полю, щелкнув по стрелке.
На слайде 36 используется анимационный эффект по щелчку для просмотра страниц книги.
Список литературы.
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
- Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся/ сборник методических рекомендаций: Самара, 2003
- Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнообразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
- Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
- Ступницкая М.А. Что такое проект? Москва: Первое сентября, 2012.
- М.В.Лукьянов Искусство плаката Москва «Юный художник», 2003