Творческий проект "Моя профессиональная карьера: секреты мастерства". 9-й класс

Разделы: Технология, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Цели.

- образовательная:

  • учить правильному планированию построения профессиональной карьеры, используя знания, полученные на уроках (виды, типы, модели ,этапы карьеры; источники получения информации об образовании и поиска работы; качества, необходимые профессионалу нынешнего века);

- воспитательная:

  • воспитывать желание выбрать правильно профессию и не ошибиться;

- развивающая:

  • развивать навыки составления творческого проекта, правильного оформления, публичного выступления.

Межпредметные связи: русский язык, литература, обществознание, история.

Тип занятия: урок формирования умений и навыков публичного выступления

Вид занятия: защита проекта

Методы обучения: проблемный, компьютерные технологии

Количество часов на тему: 3

Оснащение: проекты учащихся, мульти-медиа оборудование, бейджики, памятки, “Рабочие тетради”, раздаточный материал “Рецепт труда”, портфолио учащихся, презентация, Грамоты призерам конкурса и Благодарственные письма родителям.

Список литературы для преподавателя:

  1. Сергеев И.С., Как организовать проектную деятельность учащихся, Аркти, М., 2007
  2. Хаткевич О.А., Профессиональная ориентация учащихся, ИООО “Красико-Принт”,2004
  3. Резапкина Г.В., Я и моя профессия, “ГЕНЕЗИС”,2004
  4. Черникова Т.В., Профориентационная поддержка старшеклассников, “Глобус”, М,. 2006
  5. Список литературы для учащихся:
  6. Сергеев И.С., Как организовать проектную деятельность учащихся, Аркти, М., 2007

Структура урока:

1. Организационный этап.

1.1. Приветствие, отметка присутствующих, знакомство.

2. Подготовительный этап.

2.1. Актуализация исходного уровня знаний.

2.2. Ознакомление с темой и планом занятия.

3. Основной этап

3.1.Подведение итогов конкурса “Профориентационный проект, раздел “Династии в профессии”, заслушивание лучших работ, награждение.

3.2.Защита творческого проекта “ Моя профессиональная карьера”.

3.3 Самостоятельная работа учащихся.

3.4. Подведение итогов по курсу “Профессия и карьера”.

4. Выставление оценок

Ход урока

1. Организационный этап.

1.1. Приветствие, отметка присутствующих.

2. Подготовительный этап.

2.1. Актуализация исходного уровня знаний и мотивация к изучению темы.

Сегодня на уроке у нас присутствуют: представитель Бендерского педагогического колледжа...; завуч МОУ ТСШ №7;... родители...

Ребята, в этом году ввели новый предмет “Профориентация”, цель которого – познакомить вас с многообразием мира профессий и помочь избежать ошибок, осуществить правильный профессиональный выбор. Вам было предложено для изучения 8 курсов: Я и профессия, Профессия и карьера, Экстремальная медицина и другие.

Презентация №1. В процессе изучения курса мы познакомились разными понятиями (профессия, карьера) узнали о существовании типов, видов, этапов карьеры - провели 2 теста (Найди себя на дереве и Как вам работается), узнали о себе, насколько мы грамотны, какие есть “за” и “против” в выборе профессии. Подсказать, на правильном ли мы пути в выборе профессии помогло упражнение “Шаги к самореализации” . На нашем курсе мы побывали на экскурсии в техническом колледже им. Ю. Гагарина, результатом которой было сочинение “ Мои впечатления об экскурсии”, фото. А также участвовали в Профориентационном конкурсе “Династии в профессии”, лучшие работы которого мы сегодня услышим, и в заключение вы расскажите о своем выборе профессии в виде защиты творческого проекта “Моя профессиональная карьера” и, конечно, узнали о разных профессиях.

Итоговый урок я назвала “Секреты мастерства”, а в качестве эпиграфа взяла известную пословицу “Никто не делается мастером, сидя на печи”. И это действительно так, потому что, если хочешь чего-то добиться, нужно поставить себе цель делать все для её реализации. А для начала расскажу притчу.....

Ранним утром ученики пришли к своему Учителю на традиционную беседу. Они расположились на циновке у камина и терпеливо ждали, когда Учитель заговорит.

— Ну что же, рассказывайте, с чем вы пришли сегодня, — произнес Учитель, от внимательных глаз которого не укрылось волнение учеников.

— Учитель, вчера вечером у нас был жаркий спор. Мы хотели разобраться, что нужно для того, чтобы стать Мастером своего дела. Таким, как ты. Мы спорили до рассвета. И спали всего несколько часов, но не чувствуем усталости. Мы взволнованы и хотим услышать твой ответ.

— Не спешите. Прежде скажите, к чему же вы пришли в итоге своих споров? – улыбнувшись, ответил Учитель и стал перебирать в руках камушки, которые достал из кармана.

— Мы пришли к тому, что нужно учиться, развиваться в своем деле, оттачивать свое мастерство!

— И это все? – спокойно спросил Учитель, удобно расположившись на циновке у камина.

— Нужно обучать других людей и делиться с ними своими знаниями и опытом! – тут же ответили ученики.

— И это все? – Учитель прикрыл глаза и, казалось, погрузился в полудрему.

— Соревноваться с самим собой! Стараться стать лучшим!

— Неплохо. Но есть кое-что поважнее. – Учитель продолжал сидеть с закрытыми глазами и все так же перебирал камушки.

— Помогать другим людям! Стремиться сделать мир лучше! – наперебой кричали ученики, которым не терпелось узнать ответ.

— Еще! Просыпайтесь уже!

— Всю жизнь посвятить своему Делу! – теперь уже стали слышны лишь отдельные возгласы.

После этого Учитель подождал немного, а затем разложил перед учениками камни, которые перебирал руками. Их было несколько: один в форме круга, другой – в форме гладкого прямоугольника, третий – в форме сердца, четвертый – просто непонятный бесформенный обломок, пятый – кусочек розового кварца.

Учеников было пятеро, и Мастер предложил каждому выбрать камень. Причем, сделать это по очереди, в том порядке, как они сидели перед ним.

Первый ученик взял камень в форме сердца, второй выбрал круглый, третий взял себе розовый кварц, четвертый – камешек в форме прямоугольника, а пятому достался бесформенный обломок.

— А теперь подумайте и сами ответьте на свой вопрос, с которым вы сегодня пришли, — улыбаясь, проговорил Мастер.

— Знаем, знаем!  Каждый из нас выбрал камень, который ему по душе! Прежде чем начать совершенствоваться, нужно выбрать себе любимое дело! То, которое будет вдохновлять! И давать сил! – ученики были радостны и не могли усидеть на месте от восторга.

— Вы правы. Но посмотрите немного глубже. У кого был самый большой выбор?

— У того, кто был первым.

— А у кого выбора не было? – продолжил Мастер.

— У того, кто делал его последним. Ему ничего не оставалось, кроме как взять бесформенный обломок.

— Вот вам и сегодняшний урок: не позволяйте кому-то ограничивать ваш выбор. Вы могли воспротивиться мне и сказать, что хотите выбирать из пяти камней. А могли выйти на улицу и принести другой камень, который вам приглянется. А вы подчинились мне, вы разрешили мне ограничить вас.

Ученики молчаливо смотрели на Учителя.

— А теперь ступайте и обдумайте сегодняшний урок. Всегда в своей жизни выбирайте то, что вам по сердцу. Будьте смелы, чтобы оглянуться вокруг себя и посмотреть чуть дальше, чем вам предложено. Когда вы выберете себе дело жизни таким образом, не ограничивая себя и следуя зову своего сердца, это будет союз любви. А это значит, что вы будете полны сил для того, чтобы пройти этот непростой путь и стать Мастером. Мастером своего дела.

Для того, чтобы продолжить, я хочу дать свое истолкование определения Мастера и Настоящего Мастерства. Именно в этом видении и в этом контексте будет идти далее речь.

  Настоящее мастерство – это безупречное владение определенными навыками. Умение делать что либо, не задумываясь, на уровне рефлексов, на предельной скорости, но вариативно и подстраиваясь под внешние факторы.

Мастер – носитель настоящего мастерства в определенных областях. При этом Настоящего Мастера отличает то, что это не только практик, но и творец. Настоящий мастер обобщит полученные навыки, умения, знания, а потом дополнит их новыми – “собственного сочинения”.

Мастер, сознательно (или не совсем), передающий свои знания, – Учитель.

Итак, это и есть первый секрет мастерства: выбрать дело своей жизни, следуя зову сердца, то, что по душе, что интересно.

1. Дело для постижения секретов мастерства должно быть вам интересным.

Наверное, самый главный пункт. Мастером можно стать в любом деле. А вот Настоящим Мастером, пожалуй, только в том, которое вам по душе и занятие которым доставляет настоящее удовольствие.

Проверить это очень просто. Если вы ощущаете необыкновенный душевный и творческий подъем, когда занимаетесь этим делом, или думаете о нем, да еще в течении долгого промежутка времени – это Ваше Дело, можно приступать.

Давайте послушаем один из проектов, принимавших участие в Профориентационном конкурсе “Династии в профессии”- Илья Поспелов расскажет о своей мечте и о шахтерской династии в своей семье (Презентация №1, слайды № 13-19).

Вопросы для обсуждения.

1.Как вы думаете, чем профессия шахтеров интересна для Ильи?

2. Илья, почему привлекла тебя эта профессия?

Давайте продолжим. И вот как звучит другой секрет.

Награждение:

Номинация: шахтерская династия

  • награждает грамотой представитель Бендерского педагогического колледжа...

2. Найдите образцы для подражания

Найдите реальных людей, которые, по вашему мнению, и мнению экспертов в данной области обладают мастерством в данном деле. Прочитайте их биографии, если есть – книги.

А у нас в том плане есть хороший проект, Арина Лысюк расскажет о том, кто является для него достойным образцом для подражания не только в медицинской профессии, но и в профессиональной карьере

Защита проекта (Презентация №1, слайды № 20-33).

Награждение:

Номинация: медицинская династия

  • награждает грамотой завуч МОУ ТСШ№7 ...

И вот следующий секрет:

3. Поставьте цели

Любое дело лучше начинать с поставленных целей. Это дисциплинирует, фокусирует и четко очерчивает вектор вашей дальнейшей деятельности.

Начните с описания глобальной цели. Глобальная цель, должна распадаться на подцели. Подцели тоже должны быть записаны, быть достижимыми и определенными во времени, хотя бы на год

Для этого вам надо для начала хотя бы ориентировочно и расписать, какие подцели и к какому сроку вы должны выполнить: изучить “матчасть”, прочитать определенные книги, приобрести определенное оборудование, пройти определенное обучение или мастер-классы, найти определенные сообщества и примеры для подражания, выставиться на определенных выставках и конкурсах и т.д.

О том, какую цель для себя поставил Александр Джеферов, мы узнаем из его проекта о военной династии.

Защита проекта (Презентация №1, слайды № 35-44)

  • Награждение: Грамоту вручает ветеран труда ...

Спасибо всем участникам Профориентационного конкурса в номинации “Профессиональные династии”.

А мы продолжаем работать и узнавать, как стать настоящим мастером своего дела и какие есть в этом деле секреты.

4. Изучите теорию

Изучите теорию хотя бы из доступных источников (“недоступные” откроются вам попозже). Есть хорошая фраза:

“Практика без теории – опасна, теория без практики – бесполезна!”.

Из этой же фразы следуют и другой вывод: с одной голой теорией Мастером не станешь. Поэтому переходим к следующим секретам.

5. Овладейте базой знаний с азов - знание всех деталей, тонкостей, казалось бы, мелочей.

Секреты мастерства постигаются с азов. Это самое скучное занятие на начальном этапе, но самое важное для дальнейшего прогресса. К базе знаний относятся: правильное положение тела, постановка дыхания, подготовительные упражнения, изучение “матчасти” и т.д.

Поэтому, чем больше времени вы потратите на постижение азов, тем более быстрый и надежный рост мастерства ожидает вас в будущем. Не торопитесь...

6. Двигайтесь от простого к сложному

Еще один фундаментальный и вроде бы всем известный закон. Но сплошь и рядом им пренебрегают. Конечно, хочется всего сразу и побыстрее - это часть человеческой натуры. Хочется уже через месяц протыкать пальцем железную бочку, снимать пачками фотошедевры или “сыграть” на гитаре “Легенду” Альбениса...

Но, как известно, не стоит тянуть ростки растений, от этого они быстрее не вырастут, а загубить – проще некуда.

Постижение любого мастерства (как системы) всегда разбивается на этапы. Сложность каждого нового этапа нарастает постепенно. Каждый следующий этап опирается на навыки, полученные в предыдущем.

7. Фокусируйтесь на главном

Один из учителей очень часто говорил такую пословицу:

“Мастерство растет вглубь, а не вширь...”.

И это очень важный момент для понимания. Можно сказать принципиально важный секрет мастерства. И, если что-то не получается, нужно перестроиться, может быть попробовать другой рецепт труда Приложение №1. Мы сейчас попробуем его составить.

Раздать листочки и заполнить их, давайте подведём итоги, какой рецепт труда необходим.

Продолжаем разбирать секреты мастерства

8. Закон постоянства усилий

Для развития любого мастерства заниматься нужно регулярно. Перевожу для тех, кто не совсем понял: “Заниматься нужно каждый день!”.

9. Начинайте учить других

Еще один простой секрет, которым многие пренебрегают. С определенного момента для дальнейшего прогресса нужно начинать передавать свои знания и навыки другим людям. Это даст вам возможность многое переосмыслить, додумать и понять, получить обратную связь и выйти на новый уровень.

Не старайтесь зарабатывать на обучении других. Главный ваш заработок – это шлифовка собственных знаний, умений. Чем больше отдаешь – тем больше получаешь.

Кстати, в традиционных школах до сих пор настоящие знания передаются ученику бесплатно: “от сердца к сердцу”.

Слово завучу школы № 7 ... что делать, чтобы учение было успешным?

10. Не останавливайтесь на достигнутом - не думайте, что все знаете, человек учится всю жизнь

1. Часто бывает так, что вы вроде бы соблюдаете все перечисленные советы, но не видите никаких ощутимых результатов. Тут есть одно старое универсальное и проверенное поколениями наблюдение:

“При регулярных занятиях малые достижения приходят через три месяца, а большие через три года...”

Что это означает для вас? Это означает, что если через три месяца регулярных занятий вы не заметили значимого прогресса и полезных изменений - это плохой знак. Или не правильная методика, или плохо прорабатываете базу, или просто это “не ваше”.

Результаты должны быть видны и реально осязаемы через 90 дней с момента начала практики. Используйте это правило для проверки.

2. Другой момент. Первые три года до получения первых “больших результатов” при условии постоянной и правильной практики у вас будет постоянно и ярко выражено идти прогресс. Вы будете реально чувствовать, как переходите раз за разом всё на новый и новый уровень.

Но после трех лет прогресс, как правило, замедляется и для каждого нового качественного перехода нужно все больше времени и сил. Правда и сами переходы становятся всё значимее...

В этом кроется основная ловушка. Бывает что занимаешься несколько лет, но не чувствуешь существенного скачка, кажется что топчешься на месте, или вообще имеет место быть регресс. И многие бросают занятия, хотя новый уровень был всего-то “в двух шагах за поворотом”.

Верьте в себя, верьте в свое развитие, запаситесь терпением. Переход на качественно новый уровень обязательно будет. Нужно работать, не смотря ни на что. И усилия будут вознаграждены.

3. Еще одна частая ловушка на высоких уровнях – это ловушка честолюбия. Человек считает, что он уже всего достиг, что он лучший из лучших, и в дальнейшем движении нет необходимости. При этом занятия или совсем прекращаются или очень значительно сокращаются.

Но, как известно: “Меч, который не полируют – ржавеет”. Заниматься чем-либо - это как будто плыть против течения, как только остановишься, - тебя начнет относить назад. Нет предела совершенству и нет предела мастерству, - это надо всегда помнить.

Вы решили стать Мастером, в каком либо деле или искусстве? Тогда пора начинать! И возможно уже через несколько лет на ваше мастерство будут смотреть также завороженно, как на этого простого уличного музыканта из видео (а вы будете испытывать при демонстрации своего мастерства такой же драйв):

Вывод, итак мы подвели итог конкурса “Династии в профессии”, мы вспомнили, чем занимались 4 занятия и не только на нашем курсе. Вы прошли тесты и получили рекомендации, в какой области вам нужно лучше всего ориентироваться в мире профессий, узнали об источниках получения информации об учебных заведениях.

Я желаю правильно сориентироваться в многообразии мира профессиий и найти себе дело по душе. А что бы вы лучше сориентировались в мире профессий, найдите себе дело по душе

2.2.Защита творческого проекта “Моя профессиональная карьера”

План занятия

3.1.Защита творческого проекта “Моя профессиональная карьера”.

3.2 Самостоятельная работа учащихся

3.3. Подведение итогов по теме

3.3. Подведение итогов по курсу

3.1. Предложить учащимся по очереди рассказать, представить свой проект.

Критерии оценки:

1. Раскрытие темы

2.Содержательность.

3. Наличие аргументов и доказательств,

4.Обоснованность планирования карьеры.

5. Оценка публичного выступления (внешний вид, речь, поведение при выступлении).

6.Ответы на вопросы.

7. Оформление работы.

3.2.Самостоятельная работа учащихся.

План профессиональной карьеры

1. Главная цель (кем хочу стать, чего достичь, каким хочу быть).

2. Цепочка ближних и дальних конкретных целей.

3. Пути и средства достижения ближних целей (кружки, секции, дополнительные занятия, получение среднего специального или высшего образования).

4. Внешние условия достижения целей (престиж, востребованность, мнение и желание близких и знакомых).

5. Внутренние условия достижения целей (личностные качества, состояние здоровья, способности, интересы).

6. Запасные варианты и пути их достижения.

3.3 Подведение итогов – защита проекта:

- назвать лучший проект

- назвать лучшее выступление

- назвать лучшую работу по оформлению

- использование информационных технологий

3.4.Подведение итогов по курсу

Схема построения профессионального образа будущего.

1. Дальняя профессиональная цель (мечта).

2. Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).

3. Знание себя (своих возможностей для достижения целей).

4. Знание путей подготовки к достижению целей и способов работы над собой.

5. Реальная подготовка к профессии.

6. Запасные варианты карьеры и их иерархия как способы движения к дальней цели. Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь.

7. В случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям – другой профессиональный выбор.

Ошибки, сопутствующие, выбору карьеры. (Обсуждение.)

1. Увлечение только внешней стороной профессии без учета ее “минусов”.

2. Выбор профессии из соображений престижности в обществе.

3. Только на основании высокой оплаты труда.

4. Под влиянием ближнего окружения, без особых собственных желаний.

5. Отожествление учебного предмета с профессией.

6. Перенос позитивного отношения к человеку – представителю той или иной профессии на саму профессию.

7. Выбор профессии “за компанию” с друзьями.

8. Неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.).

9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

10. Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия, которыми иногда считаются недостойными, неприличными.

При осознанном выборе карьеры необходимо учитывать:

- интересы;

- склонности;

- способности;

- мотивы;

- готовность к чему-либо;

- возможности (средства, условия, обстоятельства, необходимые для чего-либо);

- природные особенности (темперамент);

- здоровье

- потребности общества в избираемой профессии.

Осознанным можно считать выбор, который построен с учетом всех перечисленных выше пунктов.

Для того, чтобы лучше запомнить все сказанное выше и правильно сделать выбор профессии, я вручаю вам памятки (Приложение №2).

4. Рефлексия

- Как называется изученный курс?

- Какая тема больше всего понравилась, почему?

- Что нового узнали для себя?

- С какими профессиями познакомились, где их можно получить?

- Ваши предложения по организации занятий, форме занятий?

5. Выставление оценок.