Урок русского языка "Решаем орфографические задачи". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (85 МБ)


Тема проекта: “Способы решения орфограмм”

Педагогическая цель:

  • углубить знания о различных способах проверки орфограмм.
  • развивать творческие способности детей.
  • воспитывать аккуратность, эстетичность.

Планируемые результаты (предметные):

Освоили способы с помощью которых можно проверять орфограммы:

  • с помощью орфографического словаря и по правилам;
  • с помощью изменения слова по числам и подбор родственных слов:
  • по команде вопроса;
  • парные согласные в корне, на конце слова и непроизносимые согласные в корне слова.

Личные результаты:

  • Владеют навыками сотрудничества со сверстниками, учителем в различных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

УУД (Метапредметные):

  • Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления.
  • Познавательные: общеучебные – оперируют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Логические
    • составляют план работы;
    • распределяют работу в группе;
    • составляют заданию для других детей;
    • записывают итоги, определения по микротемам.

Планируемый педагогический результат:

  • Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за первое полугодие.
  • Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях.
  • Образовательные ресурсы: Учебники, рабочие тетради, дополнительная литература, словари, презентация к уроку, дополнительный материал к каждому этапу заданий

Технологическая карта урока

Этапы урока Время Формы, методы, методические приемы Цель этапа урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 1 мин Фронтальный

Словесный

Слово учителя

Настроить детей на урок - Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться.
Приветствуют учителя.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Организуют свое рабочее место.

2. Актуализация знаний 3 мин Фронтальная

Словесный

Повторить знания об орфограммах, их проверке Над изучением какой темы мы работаем? Объясните, почему на уроках русского языка мы, как на уроках математики, пользуемся словом задача?

А что такое орфографическая задача?

А что значит вставить букву?

Какие орфограммы главные? И почему их так называют?

- Изучив данную тему, можно ли научиться писать без ошибок?

- Давайте возьмем этот вопрос за проблему нашего урока и в конце урока мы вернемся к нему.

Объясняют лексическое значение слова – орфограмма.

Повторяют правила проверки орфограмм.

3. Постановка учебной задачи 1 мин Фронтальная   Учебная задача сегодня на уроке “Учимся решать орфографические задачи в корне слова” Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
4. Описание проектной задачи. 1 мин Фронтальная

Словесный

Учить принимать и сохранять учебную задачу Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 1 класса.

Я хочу предложить вам сделать проект - тренажер с помощью которого дети будут тренироваться в орфографии.

Для того чтобы это получилось красиво и грамотно, предлагаю вам выполнить ряд заданий

Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления.
5. Распределение детей по группам 7 мин Фронтальная

Словесная

Практическая

Учить детей принимать решение за себя, учить договариваться, слушать мнения других детей в команде, отстаивать свою точку зрения. Задание 1.

- У каждой группы на столе лежит текст. Прочитайте его и определите над какой темой будете работать.

- Вы определили название темы своей группы, сейчас вы должны провести работу по плану, который у вас на партах и ответить на вопрос в конце урока: можно ли научиться писать без ошибок?

1 группа - безударная гласная в корне слова;

2 группа — с помощью орфографического словаря и по правилам;

3 группа — непроизносимые согласные в корне слова

4 группа - парные согласные в корне на конце слова.

Дети самостоятельно высказывают свое мнение о комплектации своих групп.

Выбирают определенную тему для составления тренажера.

5. Распределение работы в группах   Групповая

Словесная

Проблемный практический

  По разделам:

Составление рассказа о способе, правила проверки.

Иллюстрирование способа примерами из Д/З

Составление собственного задания для проверки усвоения способа.

Разработка критериев оценки усвоения способа

Выбирают в группах старшего, распределяют работу между участниками группы.

Умеют работать в группе. Договариваться и приходить к общему мнению.

6. Физкультминутка 1 мин Коллективная

Практический

Снять утомления, приобщить к подвижным играм со своими руками Зайка

Средний и указательный палец – “ушки зайки”, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.

Скачет, скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

Ребенок ловит одну руку (“зайку”) другой рукой (или “зайки” ловят друг друга)

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни , придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке.
7. Работа групп по разделам создание тренажеров для малышей первых классов 16 мин Групповая

Словесная

Практическая

Проблемный

Повторить правила проверки орфограмм. Развивать творческие способности. Задание 2. Рефлексия полученных знаний по теме.

- Составьте рассказ о своем способе проверки орфограмм, вспомните правила.

(Ученики на доступном им языке описывают свой способ проверки и принцип его работы)

Задание 3. Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки. (Ученики приводят примеры к способу из выполненного домашнего задания)

Самостоятельно работают в группах. Повторяют орфограммы и их способы проверки.

Составляют альбомы орфографических способов проверки

Групповая

Индивидуальная

Практический. Работа со словарями, дополнительной литературой

Проверить знания детей по данной теме.

Развивать творческие способности.

Задание 4. Придумайте задание, при выполнении которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ.

Задание 5. Укажите критерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом.

Умеют работать с дополнительной литературой.

Вырабатывают критерии овладения способами проверки орфограмм

Закрепление знаний и способов действий 10 мин Групповая

Индивидуальная

Практический

Учить детей обобщать свою работу, уметь припадать итог своей работы другим детям Задание 6. Сейчас каждая группа отчитается о проведенной работе по одному из способов проверки орфограмм и ответят на вопрос нашего урока. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Свои наработки участники группы вывешивают на ватман под темой “Тренажер по проверке орфограмм”
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 2 мин Фронтальная

Словесная

Беседа

Учить осознанно оценивать свою работу на уроке, в группе. “Смайлики”.

Показ карточек с изображение трех лиц: весёлого, грустного, нейтрального.

Лидеры выставляют оценки своим участникам группы.

Дети оценивают свое отношение к уроку, выбирая смайлик.

Итог 1 мин Фронтальная

Словесный

Учить осознанно оценивать свои возможности - Сможем ли мы научиться писать без ошибок?

Что для этого нужно знать?

Дети отвечают на вопросы, закрепляют свои знания.
9. Домашнее задание 1 мин Словесная

Фронтальная

Развивать фантазию детей. Каждый из вас выберет орфограмму и создаст к ней рисунок, загадку, ребус или другое. Дети смогут повторить орфограммы с помощью выбранного задания.

Приложение.