Тема проекта: “Способы решения орфограмм”
Педагогическая цель:
- углубить знания о различных способах проверки орфограмм.
- развивать творческие способности детей.
- воспитывать аккуратность, эстетичность.
Планируемые результаты (предметные):
Освоили способы с помощью которых можно проверять орфограммы:
- с помощью орфографического словаря и по правилам;
- с помощью изменения слова по числам и подбор родственных слов:
- по команде вопроса;
- парные согласные в корне, на конце слова и непроизносимые согласные в корне слова.
Личные результаты:
- Владеют навыками сотрудничества со сверстниками, учителем в различных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
УУД (Метапредметные):
- Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления.
- Познавательные: общеучебные – оперируют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Логические
- составляют план работы;
- распределяют работу в группе;
- составляют заданию для других детей;
- записывают итоги, определения по микротемам.
Планируемый педагогический результат:
- Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за первое полугодие.
- Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях.
- Образовательные ресурсы: Учебники, рабочие тетради, дополнительная литература, словари, презентация к уроку, дополнительный материал к каждому этапу заданий
Технологическая карта урока
Этапы урока | Время | Формы, методы, методические приемы | Цель этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | 1 мин | Фронтальный Словесный Слово учителя |
Настроить детей на урок | - Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться. |
Приветствуют учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Организуют свое рабочее место. |
2. Актуализация знаний | 3 мин | Фронтальная Словесный |
Повторить знания об орфограммах, их проверке | Над изучением какой темы мы работаем?
Объясните, почему на уроках русского языка мы,
как на уроках математики, пользуемся словом
задача? А что такое орфографическая задача? А что значит вставить букву? Какие орфограммы главные? И почему их так называют? - Изучив данную тему, можно ли научиться писать без ошибок? - Давайте возьмем этот вопрос за проблему нашего урока и в конце урока мы вернемся к нему. |
Объясняют лексическое значение слова –
орфограмма. Повторяют правила проверки орфограмм. |
3. Постановка учебной задачи | 1 мин | Фронтальная | Учебная задача сегодня на уроке “Учимся решать орфографические задачи в корне слова” | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
4. Описание проектной задачи. | 1 мин | Фронтальная Словесный |
Учить принимать и сохранять учебную задачу | Сегодня вам предстоит выполнить
непростую, но очень интересную задачу. Мы будем
делать подарок для учеников 1 класса. Я хочу предложить вам сделать проект - тренажер с помощью которого дети будут тренироваться в орфографии. Для того чтобы это получилось красиво и грамотно, предлагаю вам выполнить ряд заданий |
Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления. |
5. Распределение детей по группам | 7 мин | Фронтальная Словесная Практическая |
Учить детей принимать решение за себя, учить договариваться, слушать мнения других детей в команде, отстаивать свою точку зрения. | Задание 1. - У каждой группы на столе лежит текст. Прочитайте его и определите над какой темой будете работать. - Вы определили название темы своей группы, сейчас вы должны провести работу по плану, который у вас на партах и ответить на вопрос в конце урока: можно ли научиться писать без ошибок? 1 группа - безударная гласная в корне слова; 2 группа — с помощью орфографического словаря и по правилам; 3 группа — непроизносимые согласные в корне слова 4 группа - парные согласные в корне на конце слова. |
Дети самостоятельно высказывают свое
мнение о комплектации своих групп. Выбирают определенную тему для составления тренажера. |
5. Распределение работы в группах | Групповая Словесная Проблемный практический |
По разделам: Составление рассказа о способе, правила проверки. Иллюстрирование способа примерами из Д/З Составление собственного задания для проверки усвоения способа. Разработка критериев оценки усвоения способа |
Выбирают в группах старшего,
распределяют работу между участниками группы. Умеют работать в группе. Договариваться и приходить к общему мнению. |
||
6. Физкультминутка | 1 мин | Коллективная Практический |
Снять утомления, приобщить к подвижным играм со своими руками | Зайка Средний и указательный палец – “ушки зайки”, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки. Скачет, скачет зайка, Ты его поймай-ка! Ребенок ловит одну руку (“зайку”) другой рукой (или “зайки” ловят друг друга) |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни , придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке. |
7. Работа групп по разделам создание тренажеров для малышей первых классов | 16 мин | Групповая Словесная Практическая Проблемный |
Повторить правила проверки орфограмм. Развивать творческие способности. | Задание 2. Рефлексия
полученных знаний по теме. - Составьте рассказ о своем способе проверки орфограмм, вспомните правила. (Ученики на доступном им языке описывают свой способ проверки и принцип его работы) Задание 3. Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки. (Ученики приводят примеры к способу из выполненного домашнего задания) |
Самостоятельно работают в группах.
Повторяют орфограммы и их способы проверки. Составляют альбомы орфографических способов проверки |
Групповая Индивидуальная Практический. Работа со словарями, дополнительной литературой |
Проверить знания детей по данной теме. Развивать творческие способности. |
Задание 4. Придумайте задание,
при выполнении которого можно проверить у других
детей, как они освоили данный способ. Задание 5. Укажите критерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом. |
Умеют работать с дополнительной
литературой. Вырабатывают критерии овладения способами проверки орфограмм |
||
Закрепление знаний и способов действий | 10 мин | Групповая Индивидуальная Практический |
Учить детей обобщать свою работу, уметь припадать итог своей работы другим детям | Задание 6. Сейчас каждая группа отчитается о проведенной работе по одному из способов проверки орфограмм и ответят на вопрос нашего урока. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Свои наработки участники группы вывешивают на ватман под темой “Тренажер по проверке орфограмм” |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | 2 мин | Фронтальная Словесная Беседа |
Учить осознанно оценивать свою работу на уроке, в группе. | “Смайлики”. Показ карточек с изображение трех лиц: весёлого, грустного, нейтрального. |
Лидеры выставляют оценки своим
участникам группы. Дети оценивают свое отношение к уроку, выбирая смайлик. |
Итог | 1 мин | Фронтальная Словесный |
Учить осознанно оценивать свои возможности | - Сможем ли мы научиться писать без
ошибок? Что для этого нужно знать? |
Дети отвечают на вопросы, закрепляют свои знания. |
9. Домашнее задание | 1 мин | Словесная Фронтальная |
Развивать фантазию детей. | Каждый из вас выберет орфограмму и создаст к ней рисунок, загадку, ребус или другое. | Дети смогут повторить орфограммы с помощью выбранного задания. |