Цель: закрепить правильное произношение звука “Р” в самостоятельной речи.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление правильного произношения звука Р в предложениях и связной речи;
- закрепить необходимые артикуляторные движения для произнесения звука “Р”;
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию грамматического строя, навыков словоизменения путем выполнения практических заданий;
- способствовать формированию навыков связного последовательного рассказа текста с опорой на предметные картинки;
- развитие фонематического слуха;
- развитие внимания и памяти через проведение дидактических игр.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать учителя;
- воспитывать умения следовать инструкции учителя.
Ход занятия
I. Организация начала урока
Цель:
- Сегодня к нам на занятие пришел гость, а какой ты узнаешь, если отгадаешь загадку.
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
- А пришел он к нам с просьбой. У него рассыпался ключик на мелкие кусочки и он просит нас с тобой ему помочь его собрать. Поможем? Тогда за дело! В конце занятия из разрезных листочков должен получиться золотой ключик.
II. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Цель: выработать подъем, гибкость и подвижность кончика языка.
- Чтобы нам с тобой легче было справиться с задачей, нужно подготовиться и выполнить упражнения для языка и губ.
- “Чашечка”- 5 сек.
- “Грибок”- 5 сек.
- “Маляр”- 5 раз.
- “Вкусное варенье”- 5 раз.
- “Лошадка”- 5 раз.
- “Мотор”- 5-7 раз.
- “Барабанщики”- 5-7 раз.
Снегопад
Сделать “снежинки”- маленькие комочки ваты или бумаги. Попросить устроить снегопад – класть “снежинки” на ладонь и сдувать их.
III. Речевая гимнастика
- А сейчас мы с тобой возьмем первый элемент разрезной картинки и начнем выполнять задания.
Задание: повторить чистоговорку.
Цель: закрепление четкого проговаривания слов со звуком “р”
Ра-ра-ра-высокая гора.
Ро-ро-ро-новое перо.
Ру-ру-ру- скачет кенгуру.
Ры-ры-ры-синие шары.
- Молодец!
IV. Автоматизация звука “р” в словах, предложении и связной речи.
1. Игра “По следам Буратино”
Цель: автоматизация звука “р” в словах и предложениях
Логопед: Но пока мы выполняли с тобой это задание, Карабас Барабас решил помешать Буратино. Давай поможем Буратино убежать от него.
(работа с интерактивной игрой программы “Логомер”)
2. Игра “Словарный переполох”.
Цель: развитие грамматического строя, навыков словоизменения.
Логопед: А теперь расскажем Буратино, как изменить слова, чтоб получилось предложение. Старайся хорошо говорить звук “р” в предложениях. Слушай внимательно! (Логопед с учеником читает слова на карточках и помогает составить предложение)
- У, рога, корова.
- Куры, по, двор, ходить.
- Рома, суп, готовить, рыбный.
Сделать анализ предложений.
- Молодец! Теперь Буратино знает, как из данных слов строить предложения.
V. Физминутка
Составление цепного текста “Огород”
Цель: развитие связной речи через использование слов-картинок.
Логопед читает рассказ. Для того, чтобы он мог пересказать текст, помогаем ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.
Логопед: мы рассказали Буратино, как строить предложения из слов. Но если предложения соединить, то может получиться рассказ. Давай попробуем.
У Раи в руках корзина. В корзинке много помидоров, огурцов, картошки и морковки. Помидоры, картошка, огурцы и морковка растут в огороде.
Работа с деформированным текстом (задание по программе learningapps.org)
Логопед: сейчас мы с тобой вспомним наш рассказ и постараемся его восстановить на нашем экране. Молодец!
VI. Итог занятия.
Логопед: последнее задание мы с тобой выполнили, и ключик для Буратино собрали.
- Скажи, с каким звуком мы с тобой сегодня работали?
- Тебе понравилось наше занятие? Молодец!