Урок ОБЖ по теме "Землетрясение". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: формирование представления о безопасном поведении в экстремальных (чрезвычайных ) ситуациях.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с явлением природы – землетрясение и правилами безопасного поведения при нем;
  • Развивать речь, внимание, аналитическое мышление, формировать умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, осуществлять связь с другими предметами;
  • Способствовать воспитанию дисциплинированности, организованности, умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.

Формируемые УУД:

1. Регулятивные:

  • формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение на основе изучаемого материала на уроке;
  • определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные:

  • планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
  • извлекать информацию, представленную в иллюстрациях, таблицах;
  • ориентироваться в словарях, быстро находить нужную словарную статью;
  • наблюдать, анализировать и делать выводы.

3. Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь своих одноклассников, умение работать в парах, вести диалог;
  • оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуациях.

4. Личностные:

  • формировать положительную учебную мотивацию и навыки самооценки, понимание смысла учебной деятельности;
  • осмысливать важность бережного отношения к здоровью человека.

Тип урока: урок изучение нового.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры 1 шт., интерактивная доска.

Модели ИОС: “один ко многим”

Презентация.

Этапы урока Содержание Примечания
1

2

Организация урока.

Актуализация знаний.

1. Назови одним словом.

- Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце)

- Ветер, вырывающий деревья с корнем и сносящий крыши. (Ураган)

- Волны и сильный ветер на море. (Шторм)

- Огромные волны, смывающие и разрушающие всё на своём пути. (Цунами)

- Какое слово из этой группы вы считаете лишним? (Солнце)

 

Слайд № 2

- Почему? (слово исчезает из слайда по щелчку)

Вывод: солнце – это объект природы, космическое тело, звезда. Ураган, шторм и буря – явления природы.

- Какой общий признак этих явлений? (имеют разрушительную силу)

- Какой будет тема нашего урока, вы узнаете, выполнив задание. Работа в парах. (Расставь буквы в порядке возрастания чисел)

- Итак, какое слово у вас получилось? (Землетрясение)

Слайд № 3

ПУУД

Слайд № 4

Слайд №5

РУУД

3 Постановка учебной задачи.

- Тема урока нам известна, а какие задачи мы будем решать на уроке?

- Давайте составим план урока, который нам поможет решить эти задачи (совместно с учителем уч-ся составляют план).

1. Что такое землетрясение?

2. Причины возникновения.

3. Как называется место, где происходит землетрясение?

4. Как оценить силу разрушения?

5. Правила поведения при ЧС.

 

 

 

КУУД, ПУУД

Слайд №6

4 Открытие новых знаний.

1. Рассмотри внимательно, что изображено на слайдах.

- Что вы увидели?

- Как вы думаете, какая причина этих разрушений?

- Сделайте своё предположение – что такое землетрясение?

Вывод: Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, которые возникают в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре.

 

Слайд № 7, 8, 9, 10, 11, 12

 

КУУД

Слайд № 13

2. Словарная работа.

- Для того, чтобы лучше разобраться в этом вопросе, мы познакомимся с новыми словами с помощью “Толкового словаря”.

Сейсмос – по-греч. “землетрясение”

Сейсмология – наука о землетрясениях

Очаг – точка в глубине земной коры, являющаяся источником землетрясения

Эпицентр – территория на земной поверхности, которая располагается над очагом.

- Как часто происходят землетрясения? (Постоянно)

- Всегда ли они разрушительны? От чего это зависит?

- Как оценить силу землетрясения? (Биографическая справка о Ч.Рихтере, шкала, предложенная в 1935 году Ч.Рихтером, получила повсеместное распространение во всём мире)

 

Слайд № 14

ПУУД

 

 

 

 

 

Слайд № 15

3. Работа по таблице шкалы землетрясений.

- Рассмотрите внимательно таблицу в группах, объединившись по принципу “соседи”.

- Всегда ли мы ощущаем землетрясение? (нет)

- От чего это зависит? (от силы магнитуды)

- Можно ли предугадать землетрясения? Сделайте свои предположения.

- Оказывается, для животных, обитающих в диких условиях, жизнь сродни выживанию. Это объясняет обостренное обоняние и слух. Животные способны реагировать на вибрации, которые незаметны человеку. Мигрирующие виды способны пользоваться электромагнитными полями для передвижения. Мир животных всегда умел искусно приспосабливаться к меняющимся климатическим условиям. Известно много случаев, когда заметные перемены в поведении животных явно указывали на возможные катастрофы: животные в зоопарке предпринимали попытки сбежать, кони и скот сбивались в кучу в открытом пространстве, насекомые прятались внутрь.

 

Слайд № 16

КУУД,

ПУУД, ЛУУД, РУУД

Слайд № 17, 18, 19

4. Причины возникновения землетрясений.

1. Главная причина – деформация земной поверхности с выделением накопленной энергии. Это происходит из-за того, что земная кора разбита на огромные плиты. На них расположены континенты, моря, океаны, все государства.

На границах этих плит могут происходить 3 явления:

1) плиты раздвигаются

2) плиты сдвигаются

3) плиты скользят одна относительно другой

Такие процессы называются ТЕКТОНИЧЕСКИМИ.

2. Извержение вулканов.

3. Обрушение подземных пустот и рудников.

4. Падение космических тел.

5. Ядерные взрывы большой мощности.

 

 

 

 

 

Слайд № 20, 21, 22

5. Последствия землетрясений.

- Все последствия землетрясения условно можно разделить на группы:

1) для природы;

2) для человека;

3) для населённых пунктов.

- Посмотрите и определите к какой группе последствий относятся эти слайды.

Слайд № 23, 24, 25

 

 

Слайд № 26, 27

ПУУД, ЛУУД

6. Правила поведения при землетрясениях.

- Попробуйте в паре с соседом определить правила поведения во время землетрясения, если вы находитесь в здании.

- Итак, что у вас получилось?

- Посмотрите, совпали ваши предположения о поведении во время землетрясения с общепринятыми правилами.

Правила

1. Перейдите в безопасное место (проемы двери) и подальше от окон и тяжелой мебели.

2. Не пользуйся лифтом.

Выйдя из здания, отойдите от него подальше.

Не посещай зону разрушений: это опасно!

 

Слайд № 28

РУУД

ЛУУД

5 Закрепление.

1. Тест (см. приложение).

2. Проверка (буквы правильных ответов)

- Поднимите руки, у кого получилось это ключевое слово? (слово - МОЛОДЕЦ)

 

Слайд № 29

РУУД, ЛУУД

6 Итог урока.

- С каким явлением природы вы сегодня познакомились?

- Что было самым интересным?

- Что больше всего запомнилось?

- Что было трудным и сложным?

- Что нужно помнить и выполнять при землетрясениях?

- Какие умения вы сегодня формировали у себя на уроке?

- В заключение нашего урока я хочу обратиться к вам с такими словами ( чтение стихотворения слайд № 31)

- Молодцы! Спасибо за работу на уроке.

 

 

 

 

 

РУУД

Слайд № 30