Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста "Вторая жизнь вещей из отходов"

Разделы: Работа с дошкольниками


Участники: дети подготовительной к школе группы - 26, родители воспитанников, педагог группы

Место реализации: МОУ Центр развития ребенка № 5, группа 05

Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный

Актуальность

В настоящее время очень остро стоит проблема накопления огромного количества отходов, так как практически каждый день мы выбрасываем всевозможные картонные коробки, пластиковые бутылки, баночки, пробки, одноразовую посуду и вряд ли задумываемся о том, что ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей и идей для творчества, и очень многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной вещи, детской поделки или игрушки.

Потребность в рациональном использовании отходов становиться с каждым днём всё более актуальной. Не выбрасывая мусор, а используя его для оригинальных поделок, мы сохраняем чистоту окружающей среды! Поэтому, для того, чтобы решить эту проблему, необходимо сформировать у детей новый тип мышления, бережное отношение к окружающим их предметам, с тем, чтобы они как можно дольше служили людям и не загрязняли среду в качестве отходов.

Проблема: что же делать с мусором, которого так много?

Цель и задачи проекта

Цель проекта: формирование у детей положительного отношения к окружающей среде, привлечение внимания детей и родителей к экологическим проблемам, к эффективному вторичному использованию отходов в целях охраны окружающей среды.

Задачи проекта:

1. Формировать экологическую культуру у взрослых и детей по отношению к важным экологическим проблемам.

2. Развивать творческие способности детей и родителей. Оптимизировать детско-родительские отношения.

3. Показать на примере работ, как можно вторично использовать отходы в целях бережного отношения к окружающей среде.

4. Насыщение предметно-развивающей среды группы полезными поделками из ненужных вещей.

Прогнозируемые результаты

1. Привлечение внимания детей и родителей к проблеме сохранения чистоты окружающей среды на примере рационального использования отходов.

2. Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта.

3. Продуктивное использование ненужных вещей в целях сохранения окружающей среды;

4. Изготовление поделок для предметно - развивающей среды группы.

Технология проекта и этапы реализации плана проекта

I этап - подготовительный

Основными задачами на этом этапе были изучение методической литературы по данной проблеме, определение участников проекта, их роли в достижении предполагаемых результатов, проведение анкетирования родителей, планирование работы с учетом возрастных особенностей детей и составление перспективного плана для всех этапов проекта.

На этом этапе важно было заинтересовать детей и родителей проблемой накопления огромного количества отходов и необходимостью их вторичного использования в целях бережного отношения к окружающей среде.

План реализации подготовительного этапа:

№ п/п Мероприятия или основные направления деятельности Сроки Участники
1. Сбор информации из различных источников об использовании ненужных вещей декабрь Воспитатели, родители
2. Сбор и подготовка необходимого материала для изготовления различных поделок декабрь Воспитатели, дети, родители
3. Анкетирование родителей декабрь Воспитатели, родители
4. Составление плана реализации проекта декабрь Воспитатели

II этап - основной

Для реализации основного этапа был подобран материал для бесед и занятий с детьми и родителями, собран материал для изготовления различных поделок, составлен план работы по реализации проекта.

№ п/п Мероприятия или основные направления деятельности Сроки Участники
1. Беседа "Какой вред может нанести природе мусор?" декабрь Воспитатели, дети
2. Экскурсия по улицам города. декабрь Воспитатели, дети, родители
3. Занятие "Чудеса для детей из ненужных вещей" январь Воспитатели, дети
4. Игра-викторина "Берегите наш город от мусора" январь Воспитатели, дети
5. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым, дидактическим играм по правилам дорожного движения. январь Воспитатели, дети, родители
6. Экологическая игра "Любите Землю-матушку" февраль Воспитатели, дети
7. Конкурс поделок из ненужных вещей "Подари мне вторую жизнь" февраль Воспитатели, дети
8. Изготовление музыкальных шумовых инструментов, различных видов театра февраль Воспитатели, дети, родители
9. Составление творческих рассказов на тему "Истории не выброшенных вещей" февраль  
10. Мастер-класс для детей и родителей "Ненужных вещей не бывает" март Воспитатели, дети, родители
11. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования март Воспитатели, дети, родители
12. Беседа "Береги свою планету" март Воспитатели, дети, родители
13. Украшение участка поделками, изготовленными из ненужных вещей март Воспитатели, дети, родители

Для привлечения внимания детей к проблеме загрязнения окружающей среды были проведены разнообразные мероприятия, направленные на формирование у детей экологически грамотного поведения.

Из беседы "Какой вред может нанести природе мусор" дети узнали о последствиях некоторых своих действий по отношению к окружающей среде, получили представления о разумном использовании некоторых бытовых и хозяйственных отходах.

Что мы можем сделать, чтобы мусора стало меньше? Подумали и решили украсить свою группу разнообразными поделками, пополнить атрибутами для игр, занятий.

Всевозможные коробки - благодатный материал для детской творческой игры. Первое, что мы сделали из картонных коробок, маленьких и больших, - это атрибуты для сюжетно-ролевых, дидактических игр, что доставило огромное удовольствие детям, вызвало бурю эмоций и восторга.

Фантазия и немного времени - нам этого, оказалось, достаточно, чтобы изготовить из пластиковых заготовок нестандартное оборудование и игры для центра физического развития, целую коллекцию шумовых инструментов для музыкального центра.

Дети просто обожают киндер-сюрпризы. После того, как шоколад съеден, а игрушки присоединились к своим товарищам на полках шкафчика, остаются пластиковые яйца, из которых у нас получилось еще одно нестандартное оборудование - скакалка.

Стаканчики и соломинки. Из них тоже может кое-что получиться. Мы решили превратить их... и превратили! Сначала один, потом еще один...и теперь у нас в группе живет семейство паучков и семейство пингвинов. Неуемная фантазия и смелое воображение и на столе появились царевна - лягушка, бычок - смоляной бочок, волк и семеро козлят и многие другие герои сказок.

Большой интерес у детей и родителей вызвал объявленный конкурс поделок из ненужных вещей "Подари мне вторую жизнь". Большинство из них приняли в нем активное участие, изготовив свою оригинальную поделку.

Не обошли вниманием и свой участок, мы украсили его красивыми поделками, изготовленными совместно с детьми и родителями.

III этап - заключительный

Для реализации заключительного этапа проекта "Вторая жизнь вещей из отходов!" мы использовали весь материал, изготовленный в ходе проекта. Итоговым мероприятием стало представление результатов нашего проекта родителям. Мы с большим удовольствием оформили выставку работ, сделанных детьми совместно с воспитателями, родителями. Ребята с гордостью продемонстрировали поделки, которые мы изготовили для различных центров группы.

№ п/п Мероприятия или основные направления деятельности Сроки Участники
1. Экологическая акция для родителей и детей на тему: "Чистая улица": чисто не там, где убирают, а там, где не сорят" март Воспитатели, родители, дети
2. Выставка детско-родительских работ "Вторая жизнь вещей из отходов" март Воспитатели, дети, родители
3. Представление результатов проекта родителям март Воспитатели, дети, родители

Итоги реализации проекта

В результате работы над проектом мы пришли к выводу, что каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты окружающей среды. Для этого нужно всего лишь желание, немного фантазии и умение правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными. У нас фантазии не занимать, доказательство тому - наши  готовые поделки. Мы сделали их из отходов, чтобы наглядно показать, что некоторым из них можно подарить вторую жизнь, тем самым сохранив нашу планету от мусора. И ещё немаловажным результатом нашей работы является то, что мы узнали   много нового и интересного про бытовой мусор, а так же научились работать с различными материалами.

Список используемой литературы:

  1. Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду, М: Издательский дом "Карапуз", 2001г.
  2. С.Н.Николаева Юный экололог: Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2010г. СПб "Детство- Пресс", 2008г.
  3. О.А.Воронкевич Добро пожаловать в экологию! СПб "Детство- Пресс", 2008г.
  4. И.А. Лыкова "Художественный труд в детском саду" (конспекты занятий и методические рекомендации).
  5. В.Морозова "Забавные поделки из подручных материалов".
  6. М. Костюченко "Поделки из бросового материала".
  7. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Перевод с испанского. - М.: Эксмо, 2012. - 512 с.
  8. Иллюстрированная энциклопедия почемучек / пер. с анг. Кабановой. - М.: АСТ:Астрель, 2008. - 210 с.
  9. Е.Цамуталина "100 поделок из ненужных вещей".