Учебник: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014
Задачи урока: создать условия для формирования знаний об условиях прорастания семян, зависимость этого процесса от факторов окружающей среды; - способствовать формировать знаний, необходимых для правильного посева семян, о росте и питании проростков.
Основное понятие урока: проросток.
Предметные:
- Использование изученной естественнонаучной лексики в устных ответах;
- формирование знаний об условиях прорастания семян, зависимости этого процесса от факторов окружающей среды;
- формирование знаний, необходимых для правильного посева семян; о росте и питании проростков.
Личностные: умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, креативность мышления, умение проявлять инициативу при выполнении заданий, принятие роли обучающегося , умение справедливо оценивать свою работу и работу одноклассников, умение применять полученные знания на практике, способность к эмоциональному восприятию, умение осуществлять рефлексию своей деятельности;
Метапредметные:
- Р: умение определять цель урока, осуществлять самопроверку заданий, составлять план и последовательность действий, прогнозировать результат, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что подлежит усвоению;
- К: умение слушать и понимать партнёра, взаимно контролировать действия друг друга, организовывать свою работу согласно инструкциям учителя, умение работать с разными источниками информации
- П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выражать свои мысли в знаково-символическом виде, анализировать и сравнивать объекты с целью выделения существенных признаков.
ИКТ-компетентность: использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере и в образовательном пространстве
Учебно-методическое обеспечение.
- Биология. Многообразие покрытосеменых растений: 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника.
- Материально-техническое обеспечение: программное обеспечение SMART Notebook, презентация “Прорастание семян”, интерактивная доска, документ – камера, ноутбуки
- Раздаточный материал: коллекция семян
Технологическая карта урока
Этапы урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) |
Планируемая деятельность учащихся | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Развиваемые (формируемые) учебные действия | |
предметные | универсальные | ||||
Организация мотивации, постановки
учебной задачи, цели а) создание эмоционального настроя |
Приветствие учителя. Проверка подготовленности своего рабочего места к учебному занятию. | Приветствие, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, Создает рабочий настрой на урок, организует ситуацию успеха для каждого обучающегося. | Использовать изученную естественнонаучную лексику в устных ответах | Л:- умение устанавливать связь
между целью учебной деятельности и ее мотивом
креативность мышления, инициатива. Р:- умение определять цель урока, умение осуществлять самопроверку заданий. К:- умение слушать и понимать партнёра, взаимно контролировать действия друг друга. П:- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение осуществлять рефлексию своей деятельности. |
|
б) определение темы и целей урока | Учащиеся выполняют творческое задание, определяя тему урока | Обеспечивает выполнение задания Фиксирует результаты обсуждения. Обеспечивает мотивацию учения школьников, включение их в совместную деятельность по определению целей урока |
Отгадать загадку. Лежало на свету, - О чем загадка? - Какой процесс жизни растений описывается? |
||
в) актуализация опорных знаний | Учащиеся вовлекаются в деятельность по воспроизведению знаний и умений на базе, которого будет выстраиваться новое содержание, выполняя задание в группе и индивидуально. | Обеспечивает воспроизведение учащимися знаний и умений учащихся на базе, которого будет выстраиваться новое содержание, объясняя учащимся, что данные знания и умения потребуются для изучения новой темы. | - Из каких частей состоит семя растений? - Назовите части зародыша? - На какие группы делятся растение по строению семян? Приведите примеры. |
||
Планирование деятельности по достижению цели | Учащиеся вовлекаются в деятельность по планированию своей деятельности по достижению цели, работая в группе. Выработка общего плана достижения цели | Организует деятельность учащихся по планированию. | Л:смыслообразование, принятие роли
обучающегося. Р:Составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата. К: эмоциональный контакт с одноклассниками, создание “ситуации успеха” для себя и одноклассников. П: Умение выражать свои мысли в знаковосимволическом виде . |
||
Реализации намеченного плана Контроль за процессом и результатом |
Учащиеся выполняют задание. Вовлекаются в осуждение задания в группе, демонстрируют схемы, используя документ-камеру, фиксируют результат работы в листах самооценки |
Организует работу по выполнению
намеченного плана . Организует работу по проверке и самооценки работы на данном этапе урока |
Используя результаты домашнего задания и материал информационного модуля, составьте схему “Условия , которые необходимы для прорастания семян” | формирования знаний об условиях
прорастания семян, зависимость этого процесса от
факторов окружающей среды, понятия проросток, формировать знаний, необходимых для правильного посева семян, о росте и питании проростков. |
Л: - смыслообразование, принятие
роли обучающегося креативность мышления, умение
проявлять инициативу при выполнении заданий,
эстетически воспринимают объекты природы Р: - работа по заданному алгоритму, прогнозирование результата. К: - эмоциональный контакт с одноклассниками, создание “ситуации успеха” для себя и одноклассников. П: - Умение выражать свои мысли в знаков символическом виде. |
Вовлекаются в выполнение задания в
группе, направленного на развитие учебно
–логических умений и навыков. Составляю схему на интерактивной доске Осуществляют самоконтроль |
Организует выполнение задания,
осуществляет проверку (презентация, слайд 2) |
Демонстрация видеофрагмента “Как
прорастают семена” (ссылка 1) Какие этапы можно выделить в данном процессе? Составьте последовательность этапов прорастания семян. (параграф 20 “Прорастание семян”, информационный модуль) (ссылка 2) - Какие существуют типы прорастания семян? Народная мудрость |
ИКТ- компетентность: использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве | ||
Обсуждают пословицы, выполняют
задание, осуществляют самоконтроль
Физкультминутка для глаз (приложение 1) |
Организует обсуждение, осуществляет
контроль за результатом выполнения задания (презентация, слайд 3) |
Объясните биологический смысл
пословиц. Найдите доказательства в тексте параграфа. Дополните схему “Условия , которые необходимы для прорастания семян” |
|||
Обсуждают рисунок в группе, выбирают
семена, осуществляют самоконтроль. Заполняют схему на интерактивной доске |
Организует обсуждение, осуществляет
контроль за результатом выполнения задания (презентация, слайд 5) |
Объясните рисунок и дайте ему
определение (презентация, слайд 4) Выберите из предложенной коллекции семена . которые сеют на глубину 1-2 см – 1 группа 2-4 см - 2 группа 4-5 см - 3 группа Дополните схему “Условия , которые необходимы для прорастания семян (презентация, слайд 6) |
|||
Осуществляют самоконтроль (тест ЦОР) (ссылка 3) |
Подводит итог | ||||
Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности | Каждый учащийся вовлекается в рефлексивный анализ своей деятельности за урок, Высказывают мнения вслух о достигнутых или не достигнутых целях урока. Оценивают собственные результаты | Мобилизует учащихся на
интеллектуальную рефлексию, обеспечивает условия для выступающих от групп. Мобилизует учащихся на рефлексию по поводу своего эмоционального состояния , своей деятельности за урок (презентация слайд 7) |
- Оцените глубину и размер своих знаний Что (кто) помог достичь вам таких результатов: - одноклассники; - учитель; - материал учебника; - материал информационного модуля; - видеосюжет - с чем вам было интересно работать: - с компьютером - с интерактивной доской - с документ - камерой |
Использовать изученную естественнонаучную лексику в устных ответах | Л:умение справедливо оценивать свою
работу и работу одноклассников; умение применять
полученные знания на практике Р:умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что подлежит усвоению К:умение слушать и понимать , взаимно контролировать действия друг друга, организовывать свою работу согласно инструкциям учителя П: умение осуществлять рефлексию своей деятельности. |
Приложение 1
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.542-96
Комплексы упражнений физкультурных минуток
Вариант 2.
- Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
- Посмотреть на кончик носа на счет 1 - 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
- Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
- При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза.
Ссылки
- Прорастание семян (видеофрагмент)
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bb722b0c-ab81-4077-8995-adf23720608a/79093/?interface=catalog&class=48&subject=29 - Модуль Прорастание семян
http://fcior.edu.ru/card/4235/vshozhest-semyan-prorastanie-semyan.html - Тест “Условия прорастания семян”
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ea0d23-0a01-022a-01e3-51089eb7d66e/index_listing.html