Цель урока: рассмотреть различные способы получения алкенов, их физические и химические свойства и применение через работу с различными источниками информации.
Задачи урока:
- разобрать промышленные и лабораторные способы получения алкенов;
- изучить физические и химические свойства алкенов;
- определить личную значимость полученных знаний, рассмотрев области практического применения алкенов на примере этилена и пропилена;
- продолжить формирование умения работать с учебными текстами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Д/з: параграф 10, стр. 43 (?) 10, 11, 14, 15 (у), 12, 16 (п); и как вариант, предлагаю для желающих расширить свои знания (?) 13 (п).
III. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
- Какой класс соединений мы начали изучать на прошлом уроке? (алкены).
- Что такое алкены? Дайте определение (алкены – это углеводороды с общей формулой CnH2n, в молекулах которых между атомами углерода имеется одна двойная связь).
- Простейший представитель алкенов? (этилен C2H4).
- Итак, чтобы определить тему сегодняшнего урока и поставить перед собой цели, необходимо выяснить и повторить, что нам уже известно об алкенах.
- Что мы уже знаем об этих органических соединениях? (строение, гомологию, изомерию, номенклатуру).
Задание на повторение.
Чтобы освежить в памяти основные моменты, предлагаю выполнить следующее задание (Приложение 1, слайд 1).
Даны формулы веществ и их названия:
I ряд – проверьте, правильно ли названы вещества;
II ряд – определите изомеры;
III ряд – найдите гомологи.
Ответы:
I ряд – неправильно названо вещество б), так как нумерация атомов углерода должна начинаться с того конца, где ближе двойная связь. Вещество называется 3–метилпентен-2.
II ряд – изомеры а) и б) по положению двойной связи.
- Какие вещества называют изомерами? (вещества, имеющие один и тот же состав и одну и ту же молекулярную массу, но разное строение).
- Какие еще виды изомерии характерны для алкенов? (углеродного скелета, межклассовая, цис-, транс-изомерия).
III ряд – гомологи а) и в).
- Какие вещества называют гомологами? (вещества, сходные по своему строению и свойствам, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько групп – CH2).
- Как называется группа – CH2? (гомологическая разность).
- Почему вещество г) не прозвучало в ваших ответах? (это алкан).
IV. Изучение нового материала.
Продолжим изучение алкенов.
- Что еще мы рассматриваем при изучении классов органических соединений, кроме строения, гомологии, изомерии и номенклатуры? (получение, свойства и применение).
Итак, тема урока: “Получение, свойства и применение алкенов” (Приложение 1, слайд 2).
Давайте определим цели нашего урока.
- Как мы рассматриваем получение? (в лаборатории и промышленности).
- Какие свойства изучаем? (физические и химические).
- Для чего знакомимся с применением? (чтобы знать, где вещества используются и какую личную значимость для нас они представляют) (Приложение 1, слайд 3).
Чтобы достигнуть поставленной цели, мы будем работать с текстовыми источниками информации – это наш учебник (авторы Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман) и в дополнении еще один учебник по химии (авторы О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин).
У вас на столах лежат рабочие листы (Приложение 2), которые вам необходимо заполнить, работать будем по рядам:
- I ряд - рассматривает химические свойства алкенов;
- II ряд – знакомиться с получением;
- III ряд – изучает физические свойства (перевод текстовой информации в таблицу) и применение (перевод информации в текстовую форму).
V. Обсуждение и закрепление материала.
Заслушивание ответов учащихся по плану: получение, химические свойства, физические свойства и применение.
Когда отвечают ученики одного ряда, другие заполняют рабочий лист.
Учитель дополняет ответы учеников и предлагает одно задание на закрепление изученного материала (Приложение 1, слайды 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).
VI. Подведение итогов.
Что мы сегодня узнали об алкенах? Достигнули ли поставленной цели? (Приложение 1, слайд 12).
VII. Рефлексия (Приложение 1, слайд 13).
У каждого ученика на столе лист “Оцени себя на уроке”.
Урок | Я на уроке | Итог |
Интересно | Работал | Понял материал |
Скучно | Отдыхал | Узнал больше, чем знал |
Безразлично | Помогал другим | Не понял |
Слайд 14. Спасибо за урок!