Урок литературного чтения "Н.Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся со стихотворением Н.А. Заболоцкого “Лебедь в зоопарке”;

- совершенствовать навыки чтения через анализ поэтического произведения;

- выявить и использовать индивидуальный жизненный опыт ребёнка.

Развивающие:

- развивать навыки выразительного чтения;

- развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение и речь учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать вдумчивого читателя;

- воспитывать интерес к литературе и к другим видам искусства;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи урока:

- формировать навык осознанного чтения текста с целью понимания прочитанного, его интерпретации и оценки,

- учить рассуждать о прочитанном, при анализе художественного произведения обращаться к тексту, понимать позицию автора- развивать критическое мышление, творческое воображение, способность излагать идеи, чувства, представления в нескольких словах,

- воспитывать умение слушать и уважать мнение товарищей, учить высказывать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, внимательное отношение к авторскому слову, интерес к наблюдению за природой.

Оборудование: учебник “Литературное чтение” Л.А. Ефросинина, карточки для самостоятельной, парной и групповой работы, презентация “Н. Заболоцкий Лебедь в зоопарке”.

Формируемые учебные универсальные действия:

Регулятивные:

- формировать и удерживать учебную задачу,

- планировать свои действия для решения этой задачи,

- действовать по намеченному плану,

- использовать речь для регуляции своего действия,

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать способы их преодоления.

Познавательные:

- осознавать познавательную задачу и целенаправленно слушать учителя и одноклассников,

- осуществлять поиск и выделение информации,

- смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели,

- применять различные способы фиксации информации, в том числе и схематичный,

- моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач,

- выполнять различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, проведение аналогий, группировки материала, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других,

- участвовать в диалоге, в коллективной беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения,

- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, стараться проявлять терпимость по отношению к другим точкам зрения,

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания,

- вступать в сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностный результат:

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях,

- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- развитие эстетического вкуса учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент. (слайд 1) Презентация.

“Здравствуйте!”- ты скажешь человеку.
“Здравствуй!” - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет целый век.

- Давайте улыбнёмся друг другу и поздороваемся. (Приветствуют друг друга при помощи приёма “Поздоровайся локтями”)

Прочитайте высказывание (слайд 2)

“Успех — это хорошее настроение”. Гёте.

Пусть эта фраза будет девизом нашего урока.

Пусть на уроке всё пройдёт успешно, и настроение будет хорошим.

2. Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний.

Рассмотрите картинку. (слайд 3)

(изображение лебедя)

Поделитесь впечатлениями от увиденного.

  • Что почувствовали?
  • Что испытали?
  • Какое настроение?

Я не просто так показала вам эту картинку.

Предположите, почему?

Кто автор произведения?

Расставьте буквы в нужном порядке, и вы узнаете фамилию. (слайд 4)

а з л о к й б ц о и

Да, автор Николай Алексеевич Заболоцкий. ( портрет автора) (слайд 5)

Н. А. Заболоцкий “ Лебедь в зоопарке”.

В детстве он перечитал в библиотеке отца все произведения русской литературы. В семь лет сочинил первое стихотворение и решил стать поэтом. (слайд 6)

И вот сегодня поработаем над одним из его произведений.

И я сразу поставлю перед вами два проблемных вопроса, на которые предстоит ответить после работы над произведением.

1. Что сказал автор нам, читателям? (слайд 7)

2. Как это ему удалось сделать?

3. Основной этап.

1) слушание стихотворения

Предположите, какое настроение у вас возникнет после знакомства с этим произведением. (Делают предположение: после знакомства со стихотворением возникнет грустное настроение, ведь лебедь живёт в зоопарке; может, будет радостное, светлое настроение, ведь где-бы ни жил лебедь, это красивая, гордая птица, вызывающая восхищение)

Проверьте свои предположения. Послушайте. (слайд 8)

2) проверка первичного восприятия.

Сравните ваши предположения с тем, что вы испытали, слушая стихотворение.

Менялось ли у вас настроение? (настроение менялось:сначала радостное, умиротворённое, затем было грустно, тревожно, а потом опять радость на душе)

3) словарная работа. (слайд 9, 10,11)

(работа в парах)

В произведении встретилось много слов, которые требуют пояснения.

Возьмите карточку и найдите задание № 1. Работать будете в парах.

Соедините слово из первого столбика с его значением из второго.

грёзы широкая длинная одежда в виде плаща
лоно мечты
лиловый переливчатый, серебристо-розовый
мантия поверхность
колеблет драгоценный камень фиолетового или голубого цвета
изваянье заставляет волноваться поверхность воды
перламутровый струнный музыкальный инструмент
громоздить цвет фиалки или тёмных соцветий сирени
лира беспорядочно класть кучу
мерцают скульптурное изображение предметов
аметист слабо светятся

Проверка: один ученик читает слово, второй – его значение.

4) чтение произведения детьми (слайд 12)

А теперь прочитайте произведение сами. (Читают вслух)

5) анализ стихотворения

Найдите в карточке задание № 2.

Самостоятельная работа.

Сделайте модель обложки.

Проверка. (слайд 13)

  1. О чём говорит ваша модель? Прочитайте её.
  2. Рассмотрим композицию стихотворения.
  3. Поработайте в микрогруппах (по 4 человека).
  4. Разделите стихотворение на части и озаглавьте каждую.
  5. Проверка с использованием слайда.
  6. На сколько частей разделили стихотворение и как озаглавили? (слайд 14)

1. Описание лебеди

(1 – 4 строфа)

2. Город, зоопарк

(5 -7 строфа)

3. “Диво поёт о счастье весны”

(8 строфа)

В стихотворении важно каждое слово поэта, даже в названии.

О чём говорит название? Посмотрите на цветовую гамму. (слайд 15)

Какой приём использует автор? Уже слышится в названии. (Лебедь свободная птица, а зоопарк – это жизнь в неволе, отсутствие свободы. Используется приём антитезы)

Найдите 1 часть. (слайд 16)

Выпишите из текста стихотворения в карточку (задание № 3), как автор называет лебедь?

Проверяем.

Автор сравнивает лебедь с красивой молодой девушкой. В стихотворении лебедь женского рода.

- Почему поэт называет лебедь дикаркой? (Автор называет лебедь дикаркой, потому что это свободная гордая птица, живёт сама по себе, сторонится других животных)

- О чём говорит фраза “животное, полное грёз”? (Животное, полное грёз, потому что плывёт лебедь по лону искусственных вод и мечтает о свободном большом полёте)

- Зачитайте, строчки, в которых говорится о внешнем облике лебеди.

- Читая фразу “Головка её шелковиста...” не просто представляешь, а ещё и чувствуешь, что-то гладкое на руке, приятное на ощупь.

- С чем автор сравнивает сложенные на спине крылья лебеди? (Сложенные крылья автор сравнивает с мантией)

- Почему поэт называет лебедь изваянием?

- Символом чего является лебедь? (Лебедь символ свободы, полёта)

- Обратите внимание на строки: “Высокая лебедь плывёт...”, “Приподнятой к небу волны...”

- Какие средства художественной выразительности использует автор? ( эпитеты, метафору, сравнения)

- Найдите эпитеты, метафору, сравнение. (слайд17)

Всё бесподобно в этой птице: не просто глаза сияют, а два дивных драгоценных аметиста.

Предлагаю сравнить лебедь в зоопарке с царевной – лебедью. (слайд 18)

Сравните царевну-лебедь в картины Михаила Врубеля с лебедью из зоопарка.

Физминутка “Лебеди” (слайд 19, 20)

Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся. (повторить 2 раза)

В стихотворении автор использует два очень интересных литературных приёма: цветопись и звукопись. (слайд 21)

Работа в микрогруппах.

Поработайте с таблицей в микрогруппах и в колонку цветописи напишите, какой цвет преобладает в 1 части стихотворения и 1-2 примера, в колонку звукописи, какие звуки преобладают. Проверяем.

- Преобладает белый цвет, а такие фразы как “Сквозь летние сумерки”, “Лиловые тени берёз”, заключающие в себе тёмные цвета, ещё больше подчёркивают белоснежность и чистоту прекрасной птицы.

- Звуки п, л, в говорят о плавности движения лебеди. Именно такими приёмами автор доносит до нас то, что хотел сказать.

цветопись звукопись
белая мантия б, п, с, л, в

- Найдите вторую часть. (слайд 22)

Давайте прочитаем 2 часть. Найдите глаголы в этой части. Вот глагол-это движение.

- А здесь какую роль играют глаголы?

2 часть противопоставляется

- От символа свободы мы попадаем в неволю в клетки.

- И ещё этот кусочек неволи, сдавливает большой город, который тоже теснится, этаж громоздя на этаж.

- Но вот 2 часть сменяет 3. (слайд 23)

Прочитаем её.

- Что символизируют слова: сказочный мир, лира, счастье, весна? (Это гимн жизни и свободе)

В 3 части заключён философский смысл.

- Порассуждайте, в чём он заключается? (Всё равно в реальной жизни с её трудностями и проблемами, появляется частичка сказочного мира, живая красота, свобода)

6) работа над строением стихотворения (слайд 24)

- Мы очень много работали над содержанием.

- А что вы можете сказать о строении стихотворения

- Сколько строф в стихотворении?

- Как называется строфа?

- Какую рифму использует поэт?

7) работа над выразительностью чтения (слайд 25)

- Поучимся читать выразительно. Возьмём 1 и 2 строфу.

- Из чего же складывается выразительность чтения?

Выразительность чтения складывается из:

1. Логические ударения __________

2. Паузы / - короткая, // - длинная

3. Интонация

Сначала выделим логические ударения (подчёркиваем карандашом).

- Теперь расставим паузы.

- С какой интонацией будете читать 1 строфу?

- Со второй строфой поработайте самостоятельно.

- А теперь прочитайте выразительно 1 и 2 строфу.

- Оцените выразительное чтение.

4. Творческий этап: “Проба пера” (слайд 26)

Дифференцированная работа в группах.

  • 1 группа (простой уровень): придумать эпитеты к слову лебедь
  • 2 группа (средний уровень): задать 1тонкий и 1 толстый вопрос
  • 3 группа (сложный уровень): сочинить синквейн о лебеди.

Проверяем каждую группу.

  • 1 группа: (Белый, гордый, дивный, красивый, благородный)
  • 2 группа: (Почему крылатое диво поёт нам о счастье весны? Какие звери обитают в зоопарке?)
  • 3 группа: Синквейн
  • Лебедь
  • Белая, дивная
  • Плывёт, возвышается
  • Благородная птица рвётся ввысь.
  • Свобода!

5. Итог урока и домашнее задание. (слайд 27)

А теперь вернёмся к проблемным вопросам, поставленным в начале урока.

1. Что сказал автор нам, читателям? (Автор показал нам образ свободы, пребывание лебеди в зоопарке неестественно, создал частичку сказочного мира в реальной жизни, показал стремление к счастью. “Крылатое диво на лире поёт нам о счастье весны”)

2. Как это ему удалось сделать? (Удалось автору это мастерски: интересными словами и приёмами, художественно-выразительными средствами)

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения. (слайд 28)

7. Рефлексия.

Закончите предложения и ответьте на вопросы. (слайд 29)

  • Наш урок, подошёл к концу, и я хочу сказать ...
  • Мне больше всего удалось ...
  • За что ты можешь себя похвалить?
  • Что меня удивило?
  • Что не очень удалось?
  • Что особенно понравилось?
  • Что не понравилось?
  • Что хотелось бы повторить ещё раз?

Оцените свою работу на уроке: если считаете, что работали быстро, правильно и самостоятельно, закрасьте красным первый цветок, если считаете, что работали правильно, но медленно, закрасьте синим второй цветок, если считаете, что работали правильно, но с помощью других, закрасьте зелёным третий цветок.

(слайд 30)

Урок окончен. Спасибо за работу! (слайд 31)