I. Организационный момент.
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро"
- Доброе утро и солнцу и птицам
- Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Давайте ещё раз поприветствуем друг друга. (дети говорят слова приветствия, пожимают друг другу руки или обнимаются и т.д.)
II. Актуализация знаний.
Игра "Изгой" (Приложение №1)
Вопросы для обсуждения:
- Как вы узнали где ваша группа? (по поведению, звукам)
- Легко ли было найти своих? (легко)
Обращаясь к вороне:
- Почему никто не обращал на тебя внимания? (не такой как все)
- Как ты себя чувствовал?(неуютно)
- Ребята, почему вы не обращали на него внимания? (выделялся)
- Хотели ли вы быть на месте вороны?(нет)
- Тяжело ли быть не похожим на всех?(нет)
- Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку? (терпеливо)
Оценка учителя. Вы поступили хорошо, не толкали, а тактично не брали "ворону" в свою стаю.
III. Формулирование темы и цели занятия.
- Что нужно проявлять в подобных ситуациях? (терпение, терпимость)
- Какова же тема нашего занятия? ТЕРПЕНИЕ и ТЕРПИМОСТЬ (Слайд 1) Презентация
- Кто может сформулировать цель? (Выяснить что такое терпение и терпимость, чем отличаются эти понятия?)
IV. Совместное открытие новых знаний
1. "Цветные карточки" (Приложение №2)
- На зелёной карточке напишите - что такое терпимость? (1 минута)
- На синей карточке- терпение. (1 минута)
- В группах обсудите и сделайте вывод. (Дети делятся на 2 группы, проходит обсуждение)
2. Работа со словарём Даля
- Найдите в словаре Даля определение терминам. (по группам)
3. Работа с учебником.
- Как у вас в учебнике даётся определение этих слов?
- Учитывая все варианты, сформулируйте и запишите в свой словарик своё определение.
ТЕРПЕНИЕ - готовность и способность мириться. (Слайд 2)
ТЕРПИМОСТЬ - умение доброжелательно воспринимать других людей. (Слайд 3)
Оценка учителя. Вы очень активно работали в группах и справились с заданием.
V. Совместное и самостоятельное применение знаний, закрепление
(микровывод)
1. Мультфильм "Притча о гвоздях"
- Выберите главную мысль этой притчи и зачитайте из учебника стр.41
- Какое впечатление осталось от просмотренного?
2. Беседа о М. Ломоносове
- Как часто вам, ребята, приходится проявлять эти качества: терпение? (ответы детей)
- Часто ли приходится терпение проявлять в учёбе?
- Учение - это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите? -303 года прошло со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен. А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой. (Слайд 4) ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ - УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добавлялись другие мучения: Запись из личного дневника Ломоносова: "Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван в лет двадцать пришел латыни учиться!" (Слайд 5) Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три класса.
- Какие нравственные качества своего характера проявил Михаил Ломоносов?
3. Физминутка "Звали, зовут, будут звать..." (Приложение №3)
Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
4. Толерантность - это:
- Подберите синонимы к слову терпимость (Ответы детей)
Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает личность, способная проявлять терпение и терпимость. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют эту личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните качества:
- Терпимость
- Бессердечность
- Конфликт
- Сострадание
- Прощение
- Вспыльчивость
- Желание что-либо делать вместе
- Милосердие
- Злорадство
- Ложь
- Сотрудничество
- Уважение прав других
- Раздражение
- Принятие другого таким, какой он есть
- Зависть
- Личность, обладающую этими качествами называют по-другому толерантной. (Слайд 6)
Толерантность - слово заимствованное, малопонятное.
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. (Слайд 7) Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации.
- А что означает слово толерантность на других языках?
- английском - готовность быть терпимым; (Слайд 8)
- китайском - быть по отношению к другим великолепным; (Слайд 9)
- испанском - способность принимать решения, отличные от собственных. (Слайд 10)
- Давайте обобщим. Что же такое Толерантность или терпимость?(ответы)
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
5. Анализ ситуаций. (Слайд 11)
- Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. Давайте проверим,
1 - развито ли у вас это качество;
2 - какой выход найдёте из сложившейся ситуации.
- Соблюдайте правила толерантного взаимоотношения, работая в группе.
(Слайд 12) Правила работы в группе.
1.Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.
- А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. (Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?)
Ситуации:
- В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три "2". Кто-то говорит, что он "неумеха", не будем с ним дружить!" Твои действия.
- Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?
- Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
- Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
VI. Рефлексия
Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.
Затем следует обсуждение.
- Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)
- Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
- Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
- Я вам предлагаю тест, дающий возможность задуматься. "Насколько вы терпимы друг к другу, толерантны на сегодняшний день?" Выберите один вариант ответа.
А) 0б Б) 2б В) 1б
1. В разговоре с одноклассником вы заметили, что он постоянно путает ваше имя. Как вы поступите?
а) перебью собеседника и строго скажу, что он неправильно ко мне обращается
б) спокойно напомню свое имя, когда придет моя очередь говорить.
в) сам начну обращаться к собеседнику не по его имени.
2. Ты потерял деньги.
а) значит, у меня их кто-то украл
б) понимаю, что сам потерял и никто в этом невиноват.
в) другой ответ
3.Как ты реагируешь на шутку, выпущенную в твой адрес?
а) выскажу обиду
б) постараюсь отшутиться
в) другой ответ
4. Я устал. Сижу в автобусе. Слышу громкий голос кондуктора, адресованный скорее всего мне: "Вот молодежь, посмотрите, даже старикам теперь не уступают места!"
а) молча встану, уступлю место.
б) не уступлю место и сделаю вид, что ничего не слышу.
в) встану, конечно, но буду объяснять ситуацию
- Подсчитайте свои результаты.
- Если вы набрали 3балла и меньше, то ты стоишь на первой ступеньке и тебе нужно много работать над собой.
- Если набрал 4и 5 баллов, то находишься на втором и стоишь на правильном пути.
- Если набрал 6 и 7 баллов, то ты в себе уже выработал толерантность. (Слайд 13)
Список литературы
1. Шапошникова Т. Д., Савченко К. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс. Рабочая программа. М: Дрофа. 2012.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : Данилюк А.Я., Кондаков А.М.-М: Просвещение, 2009
3.Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 класс (4-5 классы): Учебник. Шемшурин А. А. и др.- М: Дрофа. 2012.
4."Психологические игры для детей". Образцова Т.Н.-М: Лада,2005.
5.istorii-x.ru>zagadochnye:mihaila-lomonosova.html
6.www.youtube.com
7.slovari.yandex.ru> книги/Толковый словарь Даля