Цели:
- Воспитывать уважительное отношение к историческим корням русского народа.
- Формировать эстетическое восприятие дошкольников на основе знания истории и традиций родного края.
- Закреплять умение детей различать элементы изобразительности в музыке, самостоятельно определять эмоционально-образное содержание музыкального произведения.
- Прививать интерес к традициям и обычаям русского народа. Расширять представление детей о многогранности народного искусства, об истоках его возникновения.
- Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости в исполнительской и творческой деятельности. Через прекрасное воспитывать в детях доброе начало, потребность приносить пользу обществу.
- Пробуждать эмоциональную отзывчивость; приобщать детей к музыкальной культуре на основе восприятия произведений русского фольклора.
I. “Мухины посиделки”
Участвуют 4 девочки и 4 мальчика.
Дети выходят с двух сторон, дуют в свистульки, стучат ложками. Встают полукругом.
1 девочка: Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!
1 мальчик: Здравствуйте, гости и гостьюшки!
2 девочка: Здравствуйте, быстроглазые парнишки!
2 мальчик: Здравствуйте, славные девчушки!
3 девочка: Все садитесь, кто на пенёк, кто на лавку!
3 мальчик: Да не делайте давку!
4 девочка: “Первенчики” начинают!
4 мальчик: На “Мухины посиделки” вас приглашают.
Мальчики и девочки поворачиваются друг к другу.
Игра “Бояре”:
Мальчики:
Бояре, а мы к вам пришли, (идут к девочкам)
Дорогие, а мы к вам пришли! (отходят назад)
Девочки:
Бояре, а зачем пришли, (идут к мальчикам)
Дорогие, а зачем пришли! (отходят назад)
Мальчики:
Бояре, нам невесту выбирать,
Дорогие, нам невесту выбирать!
Девочки:
Бояре, а какая вам мила,
Дорогие, а какая вам мила!
Мальчики:
Бояре, нам вот эта мила, (показывают на Муху)
Дорогие, нам вот эта мила!
В центр выходит Муха.
Муха исполняет р.н. песню “А я по лугу” (a`capella).
1 мальчик:
Сядь, Муха, посиди,
Ножку побереги!
2 мальчик:
Дарики, дарики!
Злые комарики
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились.
З – з –з!
Кусь!
1 девочка:
Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок.
2 девочка:
Сели – посидели,
Песенку запели!
3 мальчик:
Застучали ложки,
Вытянули ножки.
Тра – та – та, тра – та – та! (стучат в ложки)
4 мальчик:
Услыхали калачи,
Как попрыгали с печи!
Да, давай подпевать,
Подпевать да танцевать!
Дети поют и инсценируют р.н. песню “Как у наших у ворот”.
1 девочка Муха:
Ванька, Ванька – комарок!
Улети на свой дворок!
2 девочка:
Там твой дедушка
Кушает репушку!
3 девочка:
Там твоя бабушка
Кушает оладушки!
4 девочка:
Тебя ожидают –
Кусочки доедают!
Дети уходят друг за другом, дуют в свистульки, стучат ложками.
II. “Ярмарка”
Участвуют 4 девочки и 4 мальчика.
Звучит мелодия р.н. песни “Коробушка”. Дети выходят с двух сторон, в руках деревянные игрушки, свистульки, ложки, платки и т.д. Встают полукругом.
1 девочка: Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!
1 мальчик: Здравствуйте, гости и гостьюшки!
2 девочка: Здравствуйте, быстроглазые парнишки!
2 мальчик: Здравствуйте, славные девчушки!
3 девочка: Все садитесь, кто на пенёк, кто на лавку!
3 мальчик: Да не делайте давку!
4 девочка: “Первенчики” начинают!
4 мальчик: Ярмарку открывают!
1 мальчик:
Люди к ярмарке съезжались,
Все красиво наряжались!
1 девочка:
Белая рубашечка
Вышивкой украшена.
2 девочка:
Если вы в Москве бывали,
То костюм такой видали!
2 мальчик:
Там Архангельский наряд
Украшает рыбный ряд.
3 мальчик:
Рядом гости из Рязани,
Где грибы растут с глазами.
4 мальчик:
Гости, лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте!
3 девочка:
Ты, Назар, ты, Назар,
Поди-ка на базар.
Ни долог - ни короток
Купи мне сарафан.
Дети исполняют р.н. песню “Во-кузнице”.
1 мальчик:
Тары-бары, растабары,
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад,
Разбирайте нарасхват.
2 мальчик:
Платки, гребешки,
Расписные петушки,
Небольшой расход!
Подходи, честной народ!
3 мальчик:
Становитесь в ряд,
Выбирайте подряд:
Дудки, хлопушки –
Для детей игрушки.
Красиво, приятно,
Для детей занятно!
4 мальчик:
Мы на ярмарку ходили,
Ложки дешево купили:
Звонкие, резные
Ложки расписные.
1 девочка:
Уж как Сидор да Назар
Повезли мышь на базар.
Никто мышь ту не торгует,
Никто даром не берет!
2 девочка:
А, лады-лады-лады,
Поехали на зады.
Продали морковку,
Купили коровку.
3 девочка:
А коровка с кошку –
Доят понемножку.
4 девочка:
Ваня, Ваня – простота,
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперёд
И поехал в огород!
Дети поют и инсценируют р.н. песню “Где был, Иванушка?”
Дети уходят под мелодию р.н. песни “Коробушка”.
III. “У самовара”
Участвуют 4 девочки и 4 мальчика.
Звучит мелодия р.н. песни “Коробушка”. Дети выходят с двух сторон, в руках деревянные игрушки, свистульки, ложки, платки и т.д. Встают полукругом.
1 девочка: Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!
1 мальчик: Здравствуйте, гости и гостьюшки!
2 девочка: Здравствуйте, быстроглазые парнишки!
2 мальчик: Здравствуйте, славные девчушки!
3 девочка: Все садитесь, кто на пенёк, кто на лавку!
3 мальчик: Да не делайте давку!
4 девочка: “Первенчики” начинают!
4 мальчик: На чай всех приглашают!
3 мальчик проходит по кругу в центр, гордо несет самовар:
Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу,
Самовар в руках несу,
Прибауточку пою.(ставит самовар, уходит на свое место)
Частушки:
1 девочка:
На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки,
Так споём же под чаёк
Чайные частушки.
1 мальчик:
Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай.
2 девочка:
Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
2 мальчик:
Самовар блестит, кипя,
Чай в нём так и пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!
3 девочка:
Выпивая чашку чая,
Я, обычно, не скучаю,
Потому что никогда
Я не пью его одна!
4 девочка:
В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чае есть чаинки,
Значит, письма пишут вам!
4 мальчик:
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!
1 мальчик:
Пока мы с вами шутили и пели,
Наши самовары давно закипели!
1 девочка:
К столу всех приглашаем
И чаем угощаем.
2 мальчик:
Коль чаем угощают,
Значит уважают!
2 девочка:
А чай попьёшь –
До ста лет проживёшь!
3 мальчик:
Мы за чаем не скучаем –
По семь чашек выпиваем.
3 девочка:
На Руси - один зарок:
Кроме всякой пищи,
Утром – чай, в обед – чаёк,
Вечером – чаище!
4 мальчик:
Самовар – толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит!
4 девочка:
А с самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее!
Танец “Самовар”. (Под песню “Пых, пых, самовар” слова Юрия Энтина, музыка Давида Тухманова).
IV. “Валенки”
Участвуют 4 девочки и 4 мальчика.
Звучит мелодия песни “Мне без валенок беда” муз. . Дети выходят с двух сторон, встают полукругом.
1 девочка: Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!
1 мальчик: Здравствуйте, гости и гостьюшки!
2 девочка: Здравствуйте, быстроглазые парнишки!
2 мальчик: Здравствуйте, славные девчушки!
3 девочка: Все садитесь, кто на пенёк, кто на лавку!
3 мальчик: Да не делайте давку!
4 девочка: “Первенчики” начинают!
4 мальчик: К русскому валенку вас в гости приглашают!
1 девочка:
Знает взрослый человек,
Знает даже маленький,
Чтоб зимою не болеть
Надевают валенки. (хором)
1 мальчик:
Если валенок вам дорог,
Если в доме, на работе
У вас валенок в почете,
2 девочка:
Мы вас, как своих друзей,
Приглашаем поскорей
На праздник русского валенка.
2 мальчик:
Как у Даши маленькой чёсаные валенки,
А шуба багряная, а личико румяное.
Вот какая Даша красавица,
Красавица наша!
3 девочка:
“Брошу валенок через забор,
Ступай валенок к милёночку во двор”.
3 мальчик:
Без шубы и валенок –
И зима без конца.
4 девочка:
Баю, баю – баюньки,
Скатаем Маше валенки,
Валенки по ножкам,
Бегать по дорожкам,
К бабушке по прянички,
К дедушке по яблочки.
4 мальчик:
А я валенки надену,
Выпью простокваши,
Вся душа истосковалась
По любимой Маше.
Дети исполняют песню “Мне без валенок беда” Александра Стрельченко.
1 мальчик: С умного по шерстинке – дураку валенки.
2 мальчик: Сани и валенки готовь с лета.
3 девочка: Прост, как сибирский валенок.
3 мальчик: Кто раньше встал, тот и валенки надел.
4 мальчик:
Тётеньки и дяденьки,
Все носите валенки.
Реже станете болеть
И начнёте молодеть!
1 девочка:
Я частушки пропою
Про пимы да валенки,
Гармонист мне подыграет
Сидя у завалинки.
Частушки:
1 мальчик:
Хорошо гармонь играет,
Душу рвёт на части,
Я как валенки куплю
Забуду все несчастья.
1 девочка:
А мне милый подарил
Пимы – самокаты:
Каждый вечер провожал
Он меня до хаты.
2 мальчик:
Буду в валенках плясать –
Это очень просто!
Буду, девочки, гулять
Лет до девяносто!
2 девочка:
Подарила маменька
Беленькие валенки.
С ними я не расстаюсь,
Даже спать я в них ложусь!
3 мальчик:
Наши девки маленьки –
Чуть побольше валенка!
Ну, а как заголосят –
Всех в округе удивят!
3 девочка:
Глазки я свои накрашу,
Губки ярко подведу,
Новы валенки обую –
На свидание пойду!
4 мальчик:
Моя милка маленька –
Чуть побольше валенка,
В валенки обуется,
Как пузырь надуется.
4 девочка:
Мы про валенки частушки
Еще долго можем петь,
Так, что хлопая в ладошки,
Вы все можете вспотеть.
2 девочка:
Раздайся, народ,
Меня пляска берет!
Пойду, попляшу,
На народ погляжу!
Дети исполняют танец “Валенки” муз. р.н. песня “Валенки”.
1 мальчик: Но зимы не кончаются.
1 девочка: Они приходят к нам каждый год,
2 мальчик: дарят морозные дни
3 мальчик: и новые встречи с валенками!
Все хором: Готовь сани с лета, а валенки – с весны.
V. “Русский платок”
Участвуют 4 девочки и 4 мальчика.
Дети выходят с двух сторон, дуют в свистульки, стучат ложками. Встают полукругом.
1 девочка: Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!
1 мальчик: Здравствуйте, гости и гостьюшки!
2 девочка: Здравствуйте, быстроглазые парнишки!
2 мальчик: Здравствуйте, славные девчушки!
3 девочка: Все садитесь, кто на пенёк, кто на лавку!
3 мальчик: Да не делайте давку!
4 девочка: “Первенчики” начинают!
4 мальчик: К русскому платку вас в гости приглашают.
Мальчики и девочки поворачиваются друг к другу.
1 мальчик:
Эх, полным-полна моя коробушка
Будет славный здесь базар.
Подходи скорей, молодушка!
Выбирай любой товар!
2 мальчик:
А что за товар
Ты принес на базар?
Девочки: (по очереди)
Разгадали ваш товар,
Ведь лоскут равносторонний -
Это плат, платок, платочек,
Для него и наш денечек.
3 мальчик:
Носи, девонька, платок, не марай,
По праздникам одевай,
Без праздничка в сундук укладай.
4 мальчик:
Не залежится сегодня наш товар.
Выбирайте, молодицы, что только пожелаете.
Девочки поочередно выбирают платки, встают на места.
1 мальчик:
Вы, подружки дорогие,
В стороне не стойте,
А частушки про платки
Веселее пойте.
1 девочка:
Снова красненький платочек
На кудрях своих ношу.
На кого взгляну разочек –
Вмиг того приворожу.
2 мальчик:
Брошу в реку камушек,
Доставать не буду;
Подарю милке платок,
Тосковать забуду.
2 девочка:
Подарил милый платочек,
Он цветет, как летний сад.
Оказалось, это чудо
Сделал Павловский Посад.
3 мальчик:
На платке для красоты
Оля вышила цветы,
А телёнок поглядел,
И цветы чуть-чуть не съел!
3 девочка:
Ешь, коровушка, солому,
Не надейся на сенцо.
Бери, миленький, платочек,
Не надейся на кольцо.
4 мальчик:
За семью морями был,
Земли все исколесил.
Лишь платочек из Посада,
Всей душою полюбил.
4 девочка:
Мы девчата боевые,
Не видали вы таких.
А платки на нас какие -
В ярких красках расписных!
1 мальчик:
Расписное семицветье
И печатаный узор
2 мальчик:
Лёг на узенькие плечи
И ласкает чей-то взор.
3 мальчик:
Шаль, подшальник, полушалок –
Всё платок, какой он есть.
4 мальчик:
Самый лучший он подарок,
Вековых традиций честь.
1 девочка:
А в платке то самом: поле, поле цветёт!
И цветы в нём безумно красивы…
2 девочка:
В каждой нитке Россия родная живёт:
Реки…горы…дороги и нивы!
3 девочка:
Не смогла удержаться надела, кручусь
Возле зеркала, как лепесток…
4 девочка:
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В мамин павло-посадский платок…
“Танец с платками” муз. и сл. Андрея Волкова
Разбросала косы русые береза,
Раскраснелись щеки с сильного мороза.
Дым над крышей тонкой ниточкой струится,
Значит будут звезды литься
В темноте январьской ночи.По старинке ноги в валенки обую
И по снегу, как по звездам, в ночь уйду я.
В дом, где ветер тихо хлопает калиткой
По дорожке лунной зыбкой
Я уйду к друзьям старинным.Меня встретят и за стол посадят с миром,
Вместе вспомним все, что быть могло и было.
Будут песни те, что так любимы нами.
Мы затянем их с друзьями,
И польются песен звуки.Разбросала косы русые береза,
Раскраснелись щеки с сильного мороза.
Будет долго этот вечер вспоминаться,
Но пора нам собираться
В путь далекий, в край родимый.
1 мальчик:
Со времени своего появления и по сегодняшний день, платок - оберег женщины, её защита, её украшение.
2 мальчик:
Пусть же ваши платки, шали, косынки, оберегают вас от бед и напастей.
1 девочка:
Примите, пожалуйста, от нас куклы-обережки из маленьких платочков.
2 девочка:
Они будут оберегать вас от всего плохого и принесут удачу.
VI. “Весёлые ложки”
Участвуют 4 девочки и 4 мальчика.
Звучит мелодия песни “Барыня”. Дети выходят с двух сторон, встают полукругом.
1 девочка: Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!
1 мальчик: Здравствуйте, гости и гостьюшки!
2 девочка: Здравствуйте, быстроглазые парнишки!
2 мальчик: Здравствуйте, славные девчушки!
3 девочка: Все садитесь, кто на пенек, кто на лавку!
3 мальчик: Да не делайте давку!
4 девочка: “Первенчики” начинают!
4 мальчик: К ложке деревянной вас в гости приглашают!
1 девочка:
В печке маленькой моей варится картошка,
А в руках играет в такт расписная ложка.
1 мальчик:
Деревянная подружка
Без неё мы как без рук,
На досуге – веселушка.
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт.
2 девочка:
Сарафан надену новый с красными сапожками,
Посмотрю я на тебя, как играешь ложками!
2 мальчик:
Мои ложки расписные
Просто так не удержать.
Выбивают позывные –
Приглашают танцевать!
3 девочка:
Наши ложки знает целый мир,
Наши ложки русский сувенир!
3 мальчик:
Вы слышали такое выражение – “Бить баклуши”?
4 девочка: Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, исполнял ее часто самый ленивый подмастерье.
4 мальчик: И сейчас, если кто-то ленится, то про него говорят, что он бьет баклуши.
Дети исполняют песню “Ложки деревенские”.
1.
Наши ложки знает целый мир
Наши ложки русский сувенир
ПРИПЕВ:
Хохломские, Псковские,
Тульские, Ростовские,
Вятские, Смоленские
Ложки деревенские!
2.
Хлебом - солью встретим мы своих друзей,
Ложки расписные - по числу гостей,
ПРИПЕВ:
Хохломские, Псковские,
Тульские, Ростовские,
Вятские, Смоленские
Ложки деревенские!
3.
Мы на них сыграем, вас развеселим,
Всех гостей мы песней очень удивим.
ПРИПЕВ:
Хохломские, Псковские,
Тульские, Ростовские,
Вятские, Смоленские
Ложки деревенские!
1 мальчик: Красна ложечка с похлёбочкой, а не сухая.
2 девочка: Нечего хлебать, так дай ложку полизать.
2 мальчик: Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.
3 девочка: Красна ложка едоком, а лошадь ездоком.
3 мальчик: Дорога ложка к обеду.
4 девочка: Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепешкам.
4 мальчик:
Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок.
Сели – посидели,
Песенку запели.
1 девочка:
Застучали ложки,
Вытянули ножки.
1 мальчик:
Услыхали калачи,
Как попрыгали с печи.
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать.
2 девочка:
Не сдержать от пляса ножки,
Так пляшите от души!
В танец наш вступают ложки,
Ах, как ложки хороши!
Дети исполняют “Танец с ложками” р.н.м. “Байновская кадриль”.
2 мальчик: Ложка – столовый прибор.
3 девочка: Ложка – куколка-игрушка.
3 мальчик: А еще ее используют для декорирования помещений.
4 девочка: Ложка – музыкальный инструмент.
4 мальчик: А про массаж ложками вы слышали?
Все хором: Ложки деревянные – это вам приданное!
Литература.
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.
2. Виноградов Г.С. Детский фольклор: Публикация А.Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики. Л., 1978.
3. Детский фольклор. Частушки / Ст. от ред. В. М. Гацака; Вст. ст., сост., коммент. Т. М. Ананичевой, Е. Г. Ворониной, А. Н. Мартыновой, М. Ю. Новицкой, Е. А. Самоделовой. М., 2001 (Фольклорные сокровища Московской земли). 2001. Май-июнь.
4. Игры народов СССР / Сост. Л. В. Былева, В. М. Григорьев. М., 1985.
5. Потешки. Считалки. Небылицы / Сост. А. Н. Мартынова. М., 1989.7. Русский детский фольклор: Тексты // Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М., 1987.
6. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
7. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: Репринтное издание 1889 г. М., 1996.