Сценарий конкурсных выступлений детей подготовительной к школе группы фольклорного ансамбля "Первенчики"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Воспитывать уважительное отношение к историческим корням русского народа.
  • Формировать эстетическое восприятие дошкольников на основе знания истории и традиций родного края.
  • Закреплять умение детей различать элементы изобразительности в музыке, самостоятельно определять эмоционально-образное содержание музыкального произведения.
  • Прививать интерес к традициям и обычаям русского народа. Расширять представление детей о многогранности народного искусства, об истоках его возникновения.
  • Воспитывать чувство коллективизма, сплочённости в исполнительской и творческой деятельности. Через прекрасное воспитывать в детях доброе начало, потребность приносить пользу обществу.
  • Пробуждать эмоциональную отзывчивость; приобщать детей к музыкальной культуре на основе восприятия произведений русского фольклора.

I. “Мухины посиделки”

Участвуют 4 девочки и 4 мальчика.

Дети выходят с двух сторон, дуют в свистульки, стучат ложками. Встают полукругом.

1 девочка: Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!

1 мальчик: Здравствуйте, гости и гостьюшки!

2 девочка: Здравствуйте, быстроглазые парнишки!

2 мальчик: Здравствуйте, славные девчушки!

3 девочка: Все садитесь, кто на пенёк, кто на лавку!

3 мальчик: Да не делайте давку!

4 девочка: “Первенчики” начинают!

4 мальчик: На “Мухины посиделки” вас приглашают.

Мальчики и девочки поворачиваются друг к другу.

Игра “Бояре”:

Мальчики:

Бояре, а мы к вам пришли, (идут к девочкам)
Дорогие, а мы к вам пришли! (отходят назад)

Девочки:

Бояре, а зачем пришли, (идут к мальчикам)
Дорогие, а зачем пришли! (отходят назад)

Мальчики:

Бояре, нам невесту выбирать,
Дорогие, нам невесту выбирать!

Девочки:

Бояре, а какая вам мила,
Дорогие, а какая вам мила!

Мальчики:

Бояре, нам вот эта мила, (показывают на Муху)
Дорогие, нам вот эта мила!

В центр выходит Муха.

Муха исполняет р.н. песню “А я по лугу” (a`capella).

1 мальчик:

Сядь, Муха, посиди,
Ножку побереги!

2 мальчик:

Дарики, дарики!
Злые комарики
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились.
З – з –з!
Кусь!

1 девочка:

Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок.

2 девочка:

Сели – посидели,
Песенку запели!

3 мальчик:

Застучали ложки,
Вытянули ножки.
Тра – та – та, тра – та – та! (стучат в ложки)

4 мальчик:

Услыхали калачи,
Как попрыгали с печи!
Да, давай подпевать,
Подпевать да танцевать!

Дети поют и инсценируют р.н. песню “Как у наших у ворот”.

1 девочка Муха:

Ванька, Ванька – комарок!
Улети на свой дворок!

2 девочка:

Там твой дедушка
Кушает репушку!

3 девочка:

Там твоя бабушка
Кушает оладушки!

4 девочка:

Тебя ожидают –
Кусочки доедают!

Дети уходят друг за другом, дуют в свистульки, стучат ложками.

II. “Ярмарка”

Участвуют 4 девочки и 4 мальчика.

Звучит мелодия р.н. песни “Коробушка”. Дети выходят с двух сторон, в руках деревянные игрушки, свистульки, ложки, платки и т.д. Встают полукругом.

1 девочка: Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!

1 мальчик: Здравствуйте, гости и гостьюшки!

2 девочка: Здравствуйте, быстроглазые парнишки!

2 мальчик: Здравствуйте, славные девчушки!

3 девочка: Все садитесь, кто на пенёк, кто на лавку!

3 мальчик: Да не делайте давку!

4 девочка: “Первенчики” начинают!

4 мальчик: Ярмарку открывают!

1 мальчик:

Люди к ярмарке съезжались,
Все красиво наряжались!

1 девочка:

Белая рубашечка
Вышивкой украшена.

2 девочка:

Если вы в Москве бывали,
То костюм такой видали!

2 мальчик:

Там Архангельский наряд
Украшает рыбный ряд.

3 мальчик:

Рядом гости из Рязани,
Где грибы растут с глазами.

4 мальчик:

Гости, лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте!

3 девочка:

Ты, Назар, ты, Назар,
Поди-ка на базар.
Ни долог - ни короток
Купи мне сарафан.

Дети исполняют р.н. песню “Во-кузнице”.

1 мальчик:

Тары-бары, растабары,
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад,
Разбирайте нарасхват.

2 мальчик:

Платки, гребешки,
Расписные петушки,
Небольшой расход!
Подходи, честной народ!

3 мальчик:

Становитесь в ряд,
Выбирайте подряд:
Дудки, хлопушки –
Для детей игрушки.
Красиво, приятно,
Для детей занятно!

4 мальчик:

Мы на ярмарку ходили,
Ложки дешево купили:
Звонкие, резные
Ложки расписные.

1 девочка:

Уж как Сидор да Назар
Повезли мышь на базар.
Никто мышь ту не торгует,
Никто даром не берет!

2 девочка:

А, лады-лады-лады,
Поехали на зады.
Продали морковку,
Купили коровку.

3 девочка:

А коровка с кошку –
Доят понемножку.

4 девочка:

Ваня, Ваня – простота,
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперёд
И поехал в огород!

Дети поют и инсценируют р.н. песню “Где был, Иванушка?”

Дети уходят под мелодию р.н. песни “Коробушка”.

III. “У самовара”

Участвуют 4 девочки и 4 мальчика.

Звучит мелодия р.н. песни “Коробушка”. Дети выходят с двух сторон, в руках деревянные игрушки, свистульки, ложки, платки и т.д. Встают полукругом.

1 девочка: Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!

1 мальчик: Здравствуйте, гости и гостьюшки!

2 девочка: Здравствуйте, быстроглазые парнишки!

2 мальчик: Здравствуйте, славные девчушки!

3 девочка: Все садитесь, кто на пенёк, кто на лавку!

3 мальчик: Да не делайте давку!

4 девочка: “Первенчики” начинают!

4 мальчик: На чай всех приглашают!

3 мальчик проходит по кругу в центр, гордо несет самовар:

Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу,
Самовар в руках несу,
Прибауточку пою.(ставит самовар, уходит на свое место)

Частушки:

1 девочка:

На столе у нас пирог,
Пышки да ватрушки,
Так споём же под чаёк
Чайные частушки.

1 мальчик:

Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай.

2 девочка:

Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.

2 мальчик:

Самовар блестит, кипя,
Чай в нём так и пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!

3 девочка:

Выпивая чашку чая,
Я, обычно, не скучаю,
Потому что никогда
Я не пью его одна!

4 девочка:

В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чае есть чаинки,
Значит, письма пишут вам!

4 мальчик:

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!

1 мальчик:

Пока мы с вами шутили и пели,
Наши самовары давно закипели!

1 девочка:

К столу всех приглашаем
И чаем угощаем.

2 мальчик:

Коль чаем угощают,
Значит уважают!

2 девочка:

А чай попьёшь –
До ста лет проживёшь!

3 мальчик:

Мы за чаем не скучаем –
По семь чашек выпиваем.

3 девочка:

На Руси - один зарок:
Кроме всякой пищи,
Утром – чай, в обед – чаёк,
Вечером – чаище!

4 мальчик:

Самовар – толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит!

4 девочка:

А с самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее!

Танец “Самовар”. (Под песню “Пых, пых, самовар” слова Юрия Энтина, музыка Давида Тухманова).

IV. “Валенки”

Участвуют 4 девочки и 4 мальчика.

Звучит мелодия песни “Мне без валенок беда” муз. . Дети выходят с двух сторон, встают полукругом.

1 девочка: Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!

1 мальчик: Здравствуйте, гости и гостьюшки!

2 девочка: Здравствуйте, быстроглазые парнишки!

2 мальчик: Здравствуйте, славные девчушки!

3 девочка: Все садитесь, кто на пенёк, кто на лавку!

3 мальчик: Да не делайте давку!

4 девочка: “Первенчики” начинают!

4 мальчик: К русскому валенку вас в гости приглашают!

1 девочка:

Знает взрослый человек,
Знает даже маленький,
Чтоб зимою не болеть
Надевают валенки. (хором)

1 мальчик:

Если валенок вам дорог,
Если в доме, на работе
У вас валенок в почете,

2 девочка:

Мы вас, как своих друзей,
Приглашаем поскорей
На праздник русского валенка.

2 мальчик:

Как у Даши маленькой чёсаные валенки,
А шуба багряная, а личико румяное.
Вот какая Даша красавица,
Красавица наша!

3 девочка:

“Брошу валенок через забор,
Ступай валенок к милёночку во двор”.

3 мальчик:

Без шубы и валенок –
И зима без конца.

4 девочка:

Баю, баю – баюньки,
Скатаем Маше валенки,
Валенки по ножкам,
Бегать по дорожкам,
К бабушке по прянички,
К дедушке по яблочки.

4 мальчик:

А я валенки надену,
Выпью простокваши,
Вся душа истосковалась
По любимой Маше.

Дети исполняют песню “Мне без валенок беда” Александра Стрельченко.

1 мальчик: С умного по шерстинке – дураку валенки.

2 мальчик: Сани и валенки готовь с лета.

3 девочка: Прост, как сибирский валенок.

3 мальчик: Кто раньше встал, тот и валенки надел.

4 мальчик:

Тётеньки и дяденьки,
Все носите валенки.
Реже станете болеть
И начнёте молодеть!

1 девочка:

Я частушки пропою
Про пимы да валенки,
Гармонист мне подыграет
Сидя у завалинки.

Частушки:

1 мальчик:

Хорошо гармонь играет,
Душу рвёт на части,
Я как валенки куплю
Забуду все несчастья.

1 девочка:

А мне милый подарил
Пимы – самокаты:
Каждый вечер провожал
Он меня до хаты.

2 мальчик:

Буду в валенках плясать –
Это очень просто!
Буду, девочки, гулять
Лет до девяносто!

2 девочка:

Подарила маменька
Беленькие валенки.
С ними я не расстаюсь,
Даже спать я в них ложусь!

3 мальчик:

Наши девки маленьки –
Чуть побольше валенка!
Ну, а как заголосят –
Всех в округе удивят!

3 девочка:

Глазки я свои накрашу,
Губки ярко подведу,
Новы валенки обую –
На свидание пойду!

4 мальчик:

Моя милка маленька –
Чуть побольше валенка,
В валенки обуется,
Как пузырь надуется.

4 девочка:

Мы про валенки частушки
Еще долго можем петь,
Так, что хлопая в ладошки,
Вы все можете вспотеть.

2 девочка:

Раздайся, народ,
Меня пляска берет!
Пойду, попляшу,
На народ погляжу!

Дети исполняют танец “Валенки” муз. р.н. песня “Валенки”.

1 мальчик: Но зимы не кончаются.

1 девочка: Они приходят к нам каждый год,

2 мальчик: дарят морозные дни

3 мальчик: и новые встречи с валенками!

Все хором: Готовь сани с лета, а валенки – с весны.

V. “Русский платок”

Участвуют 4 девочки и 4 мальчика.

Дети выходят с двух сторон, дуют в свистульки, стучат ложками. Встают полукругом.

1 девочка: Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!

1 мальчик: Здравствуйте, гости и гостьюшки!

2 девочка: Здравствуйте, быстроглазые парнишки!

2 мальчик: Здравствуйте, славные девчушки!

3 девочка: Все садитесь, кто на пенёк, кто на лавку!

3 мальчик: Да не делайте давку!

4 девочка: “Первенчики” начинают!

4 мальчик: К русскому платку вас в гости приглашают.

Мальчики и девочки поворачиваются друг к другу.

1 мальчик:

Эх, полным-полна моя коробушка
Будет славный здесь базар.
Подходи скорей, молодушка!
Выбирай любой товар!

2 мальчик:

А что за товар
Ты принес на базар?

Девочки: (по очереди)

Разгадали ваш товар,
Ведь лоскут равносторонний -
Это плат, платок, платочек,
Для него и наш денечек.

3 мальчик:

Носи, девонька, платок, не марай,
По праздникам одевай,
Без праздничка в сундук укладай.

4 мальчик:

Не залежится сегодня наш товар.
Выбирайте, молодицы, что только пожелаете.

Девочки поочередно выбирают платки, встают на места.

1 мальчик:

Вы, подружки дорогие,
В стороне не стойте,
А частушки про платки
Веселее пойте.

1 девочка:

Снова красненький платочек
На кудрях своих ношу.
На кого взгляну разочек –
Вмиг того приворожу.

2 мальчик:

Брошу в реку камушек,
Доставать не буду;
Подарю милке платок,
Тосковать забуду.

2 девочка:

Подарил милый платочек,
Он цветет, как летний сад.
Оказалось, это чудо
Сделал Павловский Посад.

3 мальчик:

На платке для красоты
Оля вышила цветы,
А телёнок поглядел,
И цветы чуть-чуть не съел!

3 девочка:

Ешь, коровушка, солому,
Не надейся на сенцо.
Бери, миленький, платочек,
Не надейся на кольцо.

4 мальчик:

За семью морями был,
Земли все исколесил.
Лишь платочек из Посада,
Всей душою полюбил.

4 девочка:

Мы девчата боевые,
Не видали вы таких.
А платки на нас какие -
В ярких красках расписных!

1 мальчик:

Расписное семицветье
И печатаный узор

2 мальчик:

Лёг на узенькие плечи
И ласкает чей-то взор.

3 мальчик:

Шаль, подшальник, полушалок –
Всё платок, какой он есть.

4 мальчик:

Самый лучший он подарок,
Вековых традиций честь.

1 девочка:

А в платке то самом: поле, поле цветёт!
И цветы в нём безумно красивы…

2 девочка:

В каждой нитке Россия родная живёт:
Реки…горы…дороги и нивы!

3 девочка:

Не смогла удержаться надела, кручусь
Возле зеркала, как лепесток…

4 девочка:

Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В мамин павло-посадский платок…

“Танец с платками” муз. и сл. Андрея Волкова

Разбросала косы русые береза,
Раскраснелись щеки с сильного мороза.
Дым над крышей тонкой ниточкой струится,
Значит будут звезды литься
В темноте январьской ночи.

По старинке ноги в валенки обую
И по снегу, как по звездам, в ночь уйду я.
В дом, где ветер тихо хлопает калиткой
По дорожке лунной зыбкой
Я уйду к друзьям старинным.

Меня встретят и за стол посадят с миром,
Вместе вспомним все, что быть могло и было.
Будут песни те, что так любимы нами.
Мы затянем их с друзьями,
И польются песен звуки.

Разбросала косы русые береза,
Раскраснелись щеки с сильного мороза.
Будет долго этот вечер вспоминаться,
Но пора нам собираться
В путь далекий, в край родимый.

1 мальчик:

Со времени своего появления и по сегодняшний день, платок - оберег женщины, её защита, её украшение.

2 мальчик:

Пусть же ваши платки, шали, косынки, оберегают вас от бед и напастей.

1 девочка:

Примите, пожалуйста, от нас куклы-обережки из маленьких платочков.

2 девочка:

Они будут оберегать вас от всего плохого и принесут удачу.

VI. “Весёлые ложки”

Участвуют 4 девочки и 4 мальчика.

Звучит мелодия песни “Барыня”. Дети выходят с двух сторон, встают полукругом.

1 девочка: Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!

1 мальчик: Здравствуйте, гости и гостьюшки!

2 девочка: Здравствуйте, быстроглазые парнишки!

2 мальчик: Здравствуйте, славные девчушки!

3 девочка: Все садитесь, кто на пенек, кто на лавку!

3 мальчик: Да не делайте давку!

4 девочка: “Первенчики” начинают!

4 мальчик: К ложке деревянной вас в гости приглашают!

1 девочка:

В печке маленькой моей варится картошка,
А в руках играет в такт расписная ложка.

1 мальчик:

Деревянная подружка
Без неё мы как без рук,
На досуге – веселушка.
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт.

2 девочка:

Сарафан надену новый с красными сапожками,
Посмотрю я на тебя, как играешь ложками!

2 мальчик:

Мои ложки расписные
Просто так не удержать.
Выбивают позывные –
Приглашают танцевать!

3 девочка:

Наши ложки знает целый мир,
Наши ложки русский сувенир!

3 мальчик:

Вы слышали такое выражение – “Бить баклуши”?

4 девочка: Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, исполнял ее часто самый ленивый подмастерье.

4 мальчик: И сейчас, если кто-то ленится, то про него говорят, что он бьет баклуши.

Дети исполняют песню “Ложки деревенские”.

1.

Наши ложки знает целый мир
Наши ложки русский сувенир

ПРИПЕВ:

Хохломские, Псковские,
Тульские, Ростовские,
Вятские, Смоленские
Ложки деревенские!

2.

Хлебом - солью встретим мы своих друзей,
Ложки расписные - по числу гостей,

ПРИПЕВ:

Хохломские, Псковские,
Тульские, Ростовские,
Вятские, Смоленские
Ложки деревенские!

3.

Мы на них сыграем, вас развеселим,
Всех гостей мы песней очень удивим.

ПРИПЕВ:

Хохломские, Псковские,
Тульские, Ростовские,
Вятские, Смоленские
Ложки деревенские!

1 мальчик: Красна ложечка с похлёбочкой, а не сухая.

2 девочка: Нечего хлебать, так дай ложку полизать.

2 мальчик: Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.

3 девочка: Красна ложка едоком, а лошадь ездоком.

3 мальчик: Дорога ложка к обеду.

4 девочка: Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепешкам.

4 мальчик:

Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок.
Сели – посидели,
Песенку запели.

1 девочка:

Застучали ложки,
Вытянули ножки.

1 мальчик:

Услыхали калачи,
Как попрыгали с печи.
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать.

2 девочка:

Не сдержать от пляса ножки,
Так пляшите от души!
В танец наш вступают ложки,
Ах, как ложки хороши!

Дети исполняют “Танец с ложками” р.н.м. “Байновская кадриль”.

2 мальчик: Ложка – столовый прибор.

3 девочка: Ложка – куколка-игрушка.

3 мальчик: А еще ее используют для декорирования помещений.

4 девочка: Ложка – музыкальный инструмент.

4 мальчик: А про массаж ложками вы слышали?

Все хором: Ложки деревянные – это вам приданное!

Литература.

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.

2. Виноградов Г.С. Детский фольклор: Публикация А.Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики. Л., 1978.

3. Детский фольклор. Частушки / Ст. от ред. В. М. Гацака; Вст. ст., сост., коммент. Т. М. Ананичевой, Е. Г. Ворониной, А. Н. Мартыновой, М. Ю. Новицкой, Е. А. Самоделовой. М., 2001 (Фольклорные сокровища Московской земли). 2001. Май-июнь.

4. Игры народов СССР / Сост. Л. В. Былева, В. М. Григорьев. М., 1985.

5. Потешки. Считалки. Небылицы / Сост. А. Н. Мартынова. М., 1989.7. Русский детский фольклор: Тексты // Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М., 1987.

6. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.

7. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: Репринтное издание 1889 г. М., 1996.