Методическая разработка учебного занятия по теме "Виды ценных бумаг и особенности их использования"

Разделы: История и обществознание


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта занятия заключается в том, что российские граждане недостаточно используют механизм фондового рынка для увеличения доходов и качества жизни. Данный проект для обучающихся привлекателен тем, что, в будущем они могут увеличить семейный доход, используя возможности фондового рынка, получат представление о профессии участников фондового рынка.

Цель: создание методической разработки учебного занятия в рамках курса “Основы финансовой грамотности” по теме “Виды ценных бумаг и особенности их использования”

Задачи проекта:

  • собрать информацию по теме и адаптировать к возрастной категории обучающихся 10-11 классов
  • опираясь на базовые знания и базовые понятия сконструировать учебное занятие, сформулировать задания
  • оформить и презентовать разработку занятия для педагогического сообщества

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Педагогическая характеристика

Проект может быть реализован:

  • во внеурочной деятельности как продолжение предмета “Обществознание”;
  • как учебное занятие по модулю “Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов” в ходе апробации учебного курса по финансовой грамотности в средней школе.

Целевая аудитория: 16-18 лет.

Форма проведения: урок-практикум

Методическая характеристика

Цель учебного занятия: сформировать представления обучающихся о видах ценных бумаг и особенностях их применения.

Задачи:

  • создать условия для формирования представления о ценных бумагах, как о способе повышения индивидуального и семейного дохода;
    способствовать развитию умения совершать рациональный выбор при покупке и обмене ценных бумаг.

Планируемые результаты:

  • усвоение базовых понятий фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, брокер, дилер;
  • умение осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для выполнения поставленных задач, различать разные виды ценных бумаг;
  • уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной или внеурочной деятельности;
  • осуществлять выбор инструментов фондового рынка.

Основное содержание

Базовые понятия: фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, брокер, дилер.

Понятие и знания фондового рынка, виды ценных бумаг, виды профессиональных участников ценных бумаг.

Личностные характеристики и установки

  • Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников рынка, особенностей работы граждан с инструментами такого рынка, осознание рисков, с которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования, понимание структуры и порядка работы валютного рынка.
  • Умения. Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.

Компетенции

Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.

Технологии обучения: технология проблемного обучения

Методические приёмы: SWOT-анализ, “Верю не верю”, “неоконченное предложение”.

Презентация

Этап название Действия учителя Действия ученика Ресурс Время
1. Организационный момент Делит класс на рабочие группы по цвету жетонов, организует работу родителей в качестве экспертов. Поделиться на группы согласно цвету Раздаточный материал (приложения) 3 минуты
2. Мотивационный этап Создать условия для поиска проблемы, постановки целей посредством актуализирующих вопросов, видеоряда “Ценные бумаги” Поиск и формулировка проблемы по сбережению денежных средств, исходя из проблемы формулирует тему урока, определяет возможный алгоритм его развития (этапы урока) Презентация (приложение) 5 минуты
3. Деятельностный этап Организация работы групп по формированию, систематизации представления о ценных бумагах и фондовом рынке Осуществляют поиск информации, проводят SWOT-анализ ценных бумаг, представляют результат работы в группах, на основе приема неоконченного предложения заполняют таблицу, просмотр видеофрагмента, отвечают на вопросы. Раздаточный материал, видеоролик (приложение 3, приложение 4) 30 минут
4. Рефлексия Организует обратную связь, включая родителей в диалог в качестве экспертов работы детей, Аргументируют выбор по использованию ценных бумаг, заполняют анкету Карта критериев, анкета (приложение 1, приложение 2) 7 минут

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проект поможет повысить интерес обучающихся к самообразованию по финансовой грамотности.

Главные достоинства проекта: простота и минимальные затраты при выполнении; групповая форма работы способствует развитию коммуникативной компетенции, вовлечение родителей повышает уровень мотивации обучающихся; самостоятельная работа с источниками способствует более эффективной систематизации знаний учеников о видах ценных бумаг, особенностях их применения, позволяет перенести теоретические знания учеников на практические примеры и задания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ГК РФ ст. 143, 912

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089
  2. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.
  3. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: матери-алы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.
  4. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с
  5. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.
  6. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.
  7. Меньшиков С. Финансовая грамотность: модуль “Фондовый ры- нок”: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
  8. Меньшиков С. Финансовая грамотность: модуль “Фондовый ры- нок”: материалы для обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  9. Меньшиков С. Финансовая грамотность: модуль “Фондовый рынок”: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  10. Меньшиков С. Финансовая грамотность: модуль “Фондовый рынок”: методические рекомендации для преподавателя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  11. Фондовый рынок: Учебное пособие / под ред. Н.И. Берзона. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009
  12. Видеофрагмент “Фондовая биржа” https://www.youtube.com/watch?v=XFoz_C_X624

ПРИЛОЖЕНИЯ - РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Приложение 1. Карта критериев для экспертов

Критерии Группа “акции” Группа “облигации” Группа “вексель”
1.активность      
2. логичность      
3.содержательность      
4. умение высказывать свою точку зрения      
5. креативность      

Приложение 2

Анкета

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

Сильные стороны Слабые стороны
Возможности Риски

Приложение 3

SWOT-анализ

Приложение 4

Карта “Неоконченного предложения” 

Акция – это ценная бумага, которая ........................

Облигация – это ценная бумага, которая удостоверяет.......................

Вексель – это.............., которая удостоверяет ........................... (лица, которое выписало вексель) выдать векселедержателю сумму, обозначенную в векселе,.........................................