ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта занятия заключается в том, что российские граждане недостаточно используют механизм фондового рынка для увеличения доходов и качества жизни. Данный проект для обучающихся привлекателен тем, что, в будущем они могут увеличить семейный доход, используя возможности фондового рынка, получат представление о профессии участников фондового рынка.
Цель: создание методической разработки учебного занятия в рамках курса “Основы финансовой грамотности” по теме “Виды ценных бумаг и особенности их использования”
Задачи проекта:
- собрать информацию по теме и адаптировать к возрастной категории обучающихся 10-11 классов
- опираясь на базовые знания и базовые понятия сконструировать учебное занятие, сформулировать задания
- оформить и презентовать разработку занятия для педагогического сообщества
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Педагогическая характеристика
Проект может быть реализован:
- во внеурочной деятельности как продолжение предмета “Обществознание”;
- как учебное занятие по модулю “Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов” в ходе апробации учебного курса по финансовой грамотности в средней школе.
Целевая аудитория: 16-18 лет.
Форма проведения: урок-практикум
Методическая характеристика
Цель учебного занятия: сформировать представления обучающихся о видах ценных бумаг и особенностях их применения.
Задачи:
- создать условия для формирования представления
о ценных бумагах, как о способе повышения
индивидуального и семейного дохода;
способствовать развитию умения совершать рациональный выбор при покупке и обмене ценных бумаг.
Планируемые результаты:
- усвоение базовых понятий фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, брокер, дилер;
- умение осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для выполнения поставленных задач, различать разные виды ценных бумаг;
- уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной или внеурочной деятельности;
- осуществлять выбор инструментов фондового рынка.
Основное содержание
Базовые понятия: фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, брокер, дилер.
Понятие и знания фондового рынка, виды ценных бумаг, виды профессиональных участников ценных бумаг.
Личностные характеристики и установки
- Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников рынка, особенностей работы граждан с инструментами такого рынка, осознание рисков, с которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования, понимание структуры и порядка работы валютного рынка.
- Умения. Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.
Компетенции
Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.
Технологии обучения: технология проблемного обучения
Методические приёмы: SWOT-анализ, “Верю не верю”, “неоконченное предложение”.
Этап название | Действия учителя | Действия ученика | Ресурс | Время |
1. Организационный момент | Делит класс на рабочие группы по цвету жетонов, организует работу родителей в качестве экспертов. | Поделиться на группы согласно цвету | Раздаточный материал (приложения) | 3 минуты |
2. Мотивационный этап | Создать условия для поиска проблемы, постановки целей посредством актуализирующих вопросов, видеоряда “Ценные бумаги” | Поиск и формулировка проблемы по сбережению денежных средств, исходя из проблемы формулирует тему урока, определяет возможный алгоритм его развития (этапы урока) | Презентация (приложение) | 5 минуты |
3. Деятельностный этап | Организация работы групп по формированию, систематизации представления о ценных бумагах и фондовом рынке | Осуществляют поиск информации, проводят SWOT-анализ ценных бумаг, представляют результат работы в группах, на основе приема неоконченного предложения заполняют таблицу, просмотр видеофрагмента, отвечают на вопросы. | Раздаточный материал, видеоролик (приложение 3, приложение 4) | 30 минут |
4. Рефлексия | Организует обратную связь, включая родителей в диалог в качестве экспертов работы детей, | Аргументируют выбор по использованию ценных бумаг, заполняют анкету | Карта критериев, анкета (приложение 1, приложение 2) | 7 минут |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект поможет повысить интерес обучающихся к самообразованию по финансовой грамотности.
Главные достоинства проекта: простота и минимальные затраты при выполнении; групповая форма работы способствует развитию коммуникативной компетенции, вовлечение родителей повышает уровень мотивации обучающихся; самостоятельная работа с источниками способствует более эффективной систематизации знаний учеников о видах ценных бумаг, особенностях их применения, позволяет перенести теоретические знания учеников на практические примеры и задания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ГК РФ ст. 143, 912
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: матери-алы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.
- Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.
- Меньшиков С. Финансовая грамотность: модуль “Фондовый ры- нок”: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
- Меньшиков С. Финансовая грамотность: модуль “Фондовый ры- нок”: материалы для обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Меньшиков С. Финансовая грамотность: модуль “Фондовый рынок”: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Меньшиков С. Финансовая грамотность: модуль “Фондовый рынок”: методические рекомендации для преподавателя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Фондовый рынок: Учебное пособие / под ред. Н.И. Берзона. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009
- Видеофрагмент “Фондовая биржа” https://www.youtube.com/watch?v=XFoz_C_X624
ПРИЛОЖЕНИЯ - РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Приложение 1. Карта критериев для экспертов
Критерии | Группа “акции” | Группа “облигации” | Группа “вексель” |
1.активность | |||
2. логичность | |||
3.содержательность | |||
4. умение высказывать свою точку зрения | |||
5. креативность |
Приложение 2
Анкета
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
Сильные стороны Слабые стороны Возможности Риски
Приложение 3
SWOT-анализ
Приложение 4
Карта “Неоконченного предложения”
Акция – это ценная бумага, которая ........................
Облигация – это ценная бумага, которая удостоверяет.......................
Вексель – это.............., которая удостоверяет ........................... (лица, которое выписало вексель) выдать векселедержателю сумму, обозначенную в векселе,.........................................