Оформление класса. Плакаты и планшеты:
1. “Изучать математику стремятся люди с сильной волей, огромным трудолюбием и большой целеустремленностью. Поэтому эти люди, привыкшие к упорному труду, в опасных ситуациях войны не спасовали, оказались на высоте”. И.Тюлина, преподаватель МГУ, доцент мех - мата.
2. Портреты математиков-участников ВОВ и ученых математиков, совершивших крупные открытия в годы войны.
3. Репродукция картины художника Сафронова “Я вернусь”.
Страницы устного журнала.
1. “Жесткая математика”.
2. “Математика и оборона”.
3. “Задачи Великой Отечественной войны”.
4. “Воин и математика”.
5. “Викторина”.
Ход мероприятия.
Страница №1.
На фоне мелодии песни “Вставай, страна, огромная” открыта страница с надписью: “Жесткая математика” и цифры: 1418; 14104; 600; 10; 1; 27. и учащийся рассказывает:
“Запомните жесткую цифру той беспощадной грозной поры: война длилась 1418 дней и ночей. Каждый день мы теряли 14104 соотечественника, каждый час погибали 600 человек, каждую минуту – 10, каждые 6 секунд уносили 1 человеческую жизнь. 27 миллионов – такими были наши потери в страшной самой разрушительной за всю историю человечества войне и поэтому наш народ всегда будет ненавидеть поджигателей войны.
Фашисты полностью уничтожили 1710 городов в СССР, 70000 деревень, лишили жилья 25 млн. человек. На фашистскую каторгу было угнано 5 млн. людей. За время войны были превращены в руины 31850 промышленных предприятий нашей страны, на которых до войны были заняты 4 млн. рабочих.
Фашисты разгромили 427 музеев из 992, имевшихся в СССР.
Храбро сражался советский народ с фашистами. На железных дорогах, оккупированной советской территории, партизанами всего было повреждено 19200 паровозов. Только за 3 недели января 1945 года партизаны пустили под откос 30 вражеских эшелонов. Недостаток паровозов сократил вражеские перевозки на 25%. 10% сухопутных войск не доходили до места назначения из-за взрывов.
Страница № 2.
“Математика и оборона”.
Недаром боролись
Вы за Родину-мать,
Пусть слышен ваш голос,
Мы должны его знать.
Ученые – математики приняли активное участие в укреплении оборонной мощи страны в годы Великой Отечественной войны. Они увязывали свои научные исследования с решением проблем обороны страны. Так в годы войны были разработаны штурманские таблицы сотрудниками института Академии Наук СССР, которые широко применялись во время войны в авиации дальнего действия.
В начале войны молодые ученые мех - мата МГУ Космодемьянский и Смирнов выполнили исследования, имеющее непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет, получивших название “Катюш”. Флаттер – это слово наводило ужас на летчиков- истребителей и авиационных конструкторов в предвоенные годы. Но вот в борьбу с этим таинственным явлением, вызывающим разрушение в воздухе самолетов, вступили математики. После того, как профессором Келдышем была разработана математическая теория флаттера, таинственность этого явления исчезла, а за время войны не было случаев разрушения самолетов из-за флаттера.
В годы Великой Отечественной войны коллектив математиков под руководством академика Бернштейна подготовил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Был составлен большой астрономический ежегодник на 1943,1944, 1945 года
Работы академика Колмогорова и его учеников в области вероятностей использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок.
Страница № 3.
“Задачи Великой Отечественной войны”.
Тексты вывешиваются за 10 дней до мероприятия.
В годы Великой Отечественной войны не только взрослые сражались с фашистами, но и дети, которые составляли задачи и, решая эти задачи, как бы мысленно уничтожали фашистов. Вот некоторые из этих задач.
1. Рота разведчиков, двигаясь вдоль лесопосадочной полосы, обнаружила огневые точки противника: возле моста и на опушке леса. Где надо расположиться роте разведчиков на лесопосадочной полосе, чтобы расстояние до обеих точек было одинаковым для наблюдения.
2. В городах близких к фронту приходилось делать светомаскировку. Как – то в одной из квартир, когда пришла пора затемнять окна, не нашли шторы для квадратного окна размером 120см.*120 см. Под рукой ничего не оказалось кроме прямоугольного щита фанеры, площадь которого равнялась площади окна, но размеры были не те: 90см.*160см.
Сначала как – то все растерялись, но прошло немного времени и мальчик Вася, вооружившись линейкой, начал быстро расчерчивать прямоугольный лист фанеры. По наведенным линиям Вася разрезал фанерный лист на 2 части из которых и составил квадратный лист нужного размера для затемнения окна. Как это сделал Вася?
В зависимости от времени задачи можно составить больше.
Страница № 4.
“Воин и математика”.
Через несколько лет вам, ребята, придется служить в рядах Вооруженных сил. О том, что воину нужна математика, говорил еще Платон из Древнего Вавилона. Каждый воин должен уметь проводить нехитрые расчеты, логически мыслить. Сергей Лазо учился на математическом факультете Московского университета, но был призван в ряды Красной Армии. Вот что он написал в своем дневнике: “Каждому юноше я бы посоветовал по 3 часа в день заниматься математикой, т.к. это дисциплинирует и воспитывает силу духа”.
Выступление ветерана войны о необходимости изучения математики.
Звучат стихи М.Борзаковского “Баллада о математике”.
Как воздух, математика нужна,
Самой отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья:
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья.
Но строг учитель был,
И каждый раз он обрывал мальчишку грубовато:
— Мечтать довольно, повтори рассказ
О свойствах круга и углах квадрата.
И воином любовь сохранена
К учителю далекому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому.
Страница № 5.
“Викторина”.
1. Показать картину художника Непринцева “Отдых после боя” в течение 1 мин. Затем, убрав ее, задать вопрос: “Сколько бойцов на этой картине”?
2. Возле реки находится лодка и 2 мальчика. Неожиданно на противоположном берегу появляются 2 разведчика. Как переправиться разведчикам на другой берег, если лодка выдерживает только 2-х мальчиков или одного бойца?
3. Показать картину художника Ф.Решетникова “Прибыл на каникулы” Убрать ее. Назовите 10 предметов картины, начинающих с буквы “к”.
Количество вопросов можно увеличить в зависимости от времени.