Урок русского языка по теме "Значение суффиксов". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Работа по ТГО

Цели: Создать условия для активизации знаний учащихся о частях слова, о роли суффикса в слове; отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах; познакомить с новыми группами суффиксов.

Задачи:

  • Показать способ образования новых слов с помощью суффикса
  • Обогащать словарный запас
  • Воспитывать прилежание, активность.

Оборудование: карточки для работы в парах и групповой работе, использование MacBook.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивация к учебной деятельности - Поприветствуйте наших гостей. Присаживайтесь. Участники по лицу поприветствуйте друг друга. Участники по плечу, поприветствуйте друг друга. А теперь все поприветствуйте друг друга, пожелайте хорошей работы друг другу.

На ваших столах есть карточки - “Оцени себя” - подпишите их и не забудьте после каждой этапа урока оценивать свою работу.

Приветствуют гостей, друг друга. Прикладывают ладошки ребята, сидящие друг против друга, затем сидящие рядом... Эмоционально настроить на работу.
2. Актуализация и пробное учебное действие Формулирование темы и учебных целей урока Прочитайте молча текст. Даня, прочитай с выражением текст.

Заяц и ёж

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу: “Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!” - “Правда, - отвечал ёж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шубка?”
Зайчик вместо ответа только вздохнул.
(К.Ушинский)

После прочтения текста на доске остаётся словосочетание:

беленький гладенький зайчик (на след.строке)

белый гладкий заяц (РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА всем классом)

белый + - еньк-= беленький

гладкий +-еньк-= гладенький

- Что произошло со словами в словосочетании?

- Что изменилось? (написание слова изменилось)

А значение слова изменилось?

- Давайте понаблюдаем за словами.

- Кто такой заяц? – это животное, можно сказать взрослое, большое..

А зайчик? – это заяц только маленький

- Слово белый что обозначает? – цвет

- А что обозначает слово беленький? Когда так говорят? (когда ласково хотят назвать

- Слово гладкий как вы понимаете? (Ровный, без выступов, впадин и шероховатостей.)

А что можно сказать о слове гладенький? (что это слово имеет уменьшительно-ласкательное значение)

- О чём мы сегодня будем с вами говорить на уроке? (о значении суффикса в слове)

А какая часть слова нам помогла изменить значение слова? (Суффикс)

Учащиеся читают текст, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои суждения Актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания; актуализировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования; зафиксировать понятия “суффикс”, зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.
3. Проверка знаний, полученных ранее

“Опроси, опроси-обменяйся карточками”

- А теперь давайте вспомним что вы уже знаете о суффиксе. На ваших столах есть карточки зелёного и желтого цветов. Участник под номером 1 и 3 возьмите карточки зелёного цвета,участники 3 и 4 – карточки жёлтого цвета.

Работа “Опроси, опроси – обменяйся карточками”

Вопросы:

1. Что такое суффикс? Приведи пример.

2. Как обозначают суффикс?

3. Где находится суффикс в слове?

4. Что надо сделать, чтобы найти суффикс в слове?

Ответы:

1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.

2. Суффикс обозначают так угольник сверху....

3. Суффикс в слове находится между корнем и окончанием.

4. Чтобы найти суффикс в слове надо сначала обозначить в слове окончание, затем корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффиксом.

- Закончили работу. Какие вопросы показались вам наиболее трудными. На какой вопрос вы не смогли ответить? Почему?

- Какой вывод можем сделать? (правила русского языка надо повторять и уметь их использовать в своей практической работе на уроках)

Работа “участников по лицу” - вопросы – ответы на тему “Суффикс” Формирование умения самопроверки своей работы и оценивание своей деятельности

Самоанализ работы

4. Построение проекта выхода из затруднения “Углы” - Участник под номером 2 достаёт листочки из конверта и раздает участникам в группе

Рассмотрите слова на ваших листочках

Задание: -Найдите для своего слова соответствующий угол.

- Но вначале подскажите, пожалуйста, какие действия вам надо выполнить, чтобы правильно найти место для своего слова?

- Правильно, выделить в слове суффикс. А чтобы выделить суффикс, что надо вначале найти в слове?(окончание, корень...Место между окончанием и корнем-это суффикс)

  • группа 1: лисёнок, тигрица, шкафчик, голосок
  • группа 2: тигрёнок, коврик, стульчик, беленький
  • группа 3: котёнок, домик, львица, хорошенькая
  • группа 4: львёнок, садик, волосок, дедушка
  • группа 5: карманчик, тортик, лисица, бабушка
  • группа 6: листок, коровушка, гладенький, медведица
  • группа 7:колосок, избушка

-ёнок-, -ик-, -чик-,-иц-,-ушк-, -ок-,-еньк-

лисёнок тигрица шкафчик голосок
тигрёнок львица стульчик волосок
котёнок лисица карманчик колосок
львёнок медведица   листок

 

дедушка коврик беленький
бабушка домик хорошенькая
избушка садик гладенький
коровушка тортик  

- Договоритесь, кто из вашей группы расскажет чем отличаются слова в вашем углу. Запишите на доске и в тетрадях(запись и разбор слов, получится запись из 7 слов)

Что заметили в словах с суффиксом - ёнок-? (слова, образованные при помощи этого суффикса, называют детёнышей животных)

Что заметили в словах с суффиксом -иц- (слова, образованные при помощи этого суффикса, называют мам животных

Что заметили в словах с суффиксом -чик-? (слова, образованные при помощи этого суффикса, называют предметы уменьшенных размеров

Что заметили в словах с суффиксом - ок-? (слова, образованные при помощи этого суффикса, называют предметы уменьшенных размеров)

Что заметили в словах с суффиксом -ушк-? слова, образованные при помощи этого суффикса, называют предметы ласково)

Что заметили в словах с суффиксом -ик-? (слова, образованные при помощи этого суффикса, называют предметы уменьшенных размеров)

Что заметили в словах с суффиксом -еньк-? слова, образованные при помощи этого суффикса, называют предметы ласково)

Вывод: слова с суффиксами -ёнок-,-иц-, -чик-,-ок-, - ушк-,-ик-, -еньк- имеют уменьшительно – ласкательное значение

В группе участники получают карточки со словами, образованные при помощи разных суффиксов, разбирают это слово по составу, затем каждый ищет “свой угол”.

Затем в тетрадях записывают одно слово из группы: выделяют суффикс

Выбрать способ реализации цели. Построить план и определить средства достижения цели
5. Работа в тетрадях

“Часики”

Упр.2 стр 108 (любые две строки.)

Задание: Понаблюдайте: в словах подсказках что вы заметили?(что слова образованы при помощи суффиксов –ица-, -онок- ,-их-) Образуйте новые слова при помощи этих суффиксов, запишите их в тетрадях. Найдите себе друзей по времени и обсудите какие значения придают словам эти суффиксы.

Волк – волчица – волчонок

Тигр – тигрица – тигрёнок

Орёл – орлица-орлёнок

Заяц-зайчиха-зайчонок

Лось-лосиха-лосенок

В каждом ряду написаны формы одного и того же слова или родственные слова?(это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё значение , которое появилось при образовании этого суффикса и содержится в суффиксе)

Каждый в тетради дописывает ряд слов и обозначают суффикс. Находят себе друзей по времени и обсуждают какие значения придают словам эти суффиксы. Проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом для самопроверки.
6.“Молчанка” физминутка.

Построение проекта выхода из затруднения

1.сколько букв в суффиксе - чик -? - 3

2.сколько букв твердых согласных звуков в суффиксе-ушк- 2

3.сколько букв в суффиксе –ёнок- -4

4.сколько слогов в суффиксе –ёнок- - 2

5.сколько звуков в суффиксе –ёнок- 5

Под музыку двигаются по классу, пауза – останавливаются, выслушав вопрос, молча образуют группы Умение выслушать вопрос, задание в нетрадиционной форме и молча найти решение (образовать пару, группу...).
7. “Заполни таблицу”

Работа в парах на MacBook

волос чик карман ок лис ёнок тигр ица

Даны слова и суффиксы.

Ребята в парах на MacBook образуют новые слова

Формирование умения самостоятельно использовать алгоритм в действии, умений работать на компьютере в программе ПервоЛого
8. Итог. Рефлексия - Ребята,что нового узнали на уроке? (учились образовывать новые слова при помощи суффиксов)

- Как вы думаете эти знания вам пригодятся только на уроках русского языка? (не только, можно и дома эти знания дома использовать.

- Кого мы вы можете назвать ласково?.... мамочка, папочка, дружок, подруженька, ребятушки

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. А сейчас у вас на столах в конверте есть листочки. Участники под номером 1 раздайте их. На желтой стороне написано слово. Если вы научились образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, то на стороне зелёного цвета запишите слово, образовав его при помощи суффикса и прикрепите его к доске. Если не можете этого сделать, то прикрепите свой листочек к доске стороной желтого цвета.

Подводят итоги своей деятельности Формирование оргдеятельностной компетенции (рефлексия деятельности).
9. Если останется время “Перемешай класс” - Запишите на листочке всё, что вы знаете о суффиксе. После знака “Стоп”, встаньте и подойдите к тому, у кого бы вы хотели узнать об этом еще....-Участник под №2 группы №1 прочитает все, что узнал о суффиксе. У кого есть записи, которые не озвучили? - Что же вы знаете о суффиксе?

(Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня , с помощью суффикса образуются новые слова) Как изменилось значение слова? - Понаблюдайте как суффиксы меняют смысл слова. (уменьшительно- ласкательные суффиксы) Как называется этот способ словообразования ?

Ребята пишут на листочках, после знака “СТОП” чертят линию и идут к тем, у кого бы хотели еще что то узнать Определяют границы применимости новых знаний

Тренируют навыки его использования совместно с ранее изученными материалами