Работа по ТГО Цели: Создать условия для активизации знаний учащихся о частях слова, о роли суффикса в слове; отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в словах; познакомить с новыми группами суффиксов. Задачи:
Оборудование: карточки для работы в парах и групповой работе, использование MacBook. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности | - Поприветствуйте наших гостей.
Присаживайтесь. Участники по лицу
поприветствуйте друг друга. Участники по плечу,
поприветствуйте друг друга. А теперь все
поприветствуйте друг друга, пожелайте хорошей
работы друг другу. На ваших столах есть карточки - “Оцени себя” - подпишите их и не забудьте после каждой этапа урока оценивать свою работу. |
Приветствуют гостей, друг друга. Прикладывают ладошки ребята, сидящие друг против друга, затем сидящие рядом... | Эмоционально настроить на работу. | ||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация и пробное учебное действие Формулирование темы и учебных целей урока | Прочитайте молча текст. Даня, прочитай с
выражением текст. Заяц и ёж Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:
“Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее
платье!” - “Правда, - отвечал ёж, - но мои колючки
спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли
тебе так же твоя хорошенькая шубка?” После прочтения текста на доске остаётся словосочетание: беленький гладенький зайчик (на след.строке) белый гладкий заяц (РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА всем классом) белый + - еньк-= беленький гладкий +-еньк-= гладенький - Что произошло со словами в словосочетании? - Что изменилось? (написание слова изменилось) А значение слова изменилось? - Давайте понаблюдаем за словами. - Кто такой заяц? – это животное, можно сказать взрослое, большое.. А зайчик? – это заяц только маленький - Слово белый что обозначает? – цвет - А что обозначает слово беленький? Когда так говорят? (когда ласково хотят назвать - Слово гладкий как вы понимаете? (Ровный, без выступов, впадин и шероховатостей.) А что можно сказать о слове гладенький? (что это слово имеет уменьшительно-ласкательное значение) - О чём мы сегодня будем с вами говорить на уроке? (о значении суффикса в слове) А какая часть слова нам помогла изменить значение слова? (Суффикс) |
Учащиеся читают текст, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои суждения | Актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания; актуализировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования; зафиксировать понятия “суффикс”, зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний. | ||||||||||||||||||||||||||||
3. Проверка знаний, полученных ранее “Опроси, опроси-обменяйся карточками” |
- А теперь давайте вспомним что вы уже
знаете о суффиксе. На ваших столах есть карточки
зелёного и желтого цветов. Участник под номером 1
и 3 возьмите карточки зелёного цвета,участники 3 и
4 – карточки жёлтого цвета. Работа “Опроси, опроси – обменяйся карточками” Вопросы: 1. Что такое суффикс? Приведи пример. 2. Как обозначают суффикс? 3. Где находится суффикс в слове? 4. Что надо сделать, чтобы найти суффикс в слове? Ответы: 1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. 2. Суффикс обозначают так угольник сверху.... 3. Суффикс в слове находится между корнем и окончанием. 4. Чтобы найти суффикс в слове надо сначала обозначить в слове окончание, затем корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффиксом. - Закончили работу. Какие вопросы показались вам наиболее трудными. На какой вопрос вы не смогли ответить? Почему? - Какой вывод можем сделать? (правила русского языка надо повторять и уметь их использовать в своей практической работе на уроках) |
Работа “участников по лицу” - вопросы – ответы на тему “Суффикс” | Формирование умения самопроверки своей
работы и оценивание своей деятельности Самоанализ работы |
||||||||||||||||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения “Углы” | - Участник под номером 2 достаёт
листочки из конверта и раздает участникам в
группе Рассмотрите слова на ваших листочках Задание: -Найдите для своего слова соответствующий угол. - Но вначале подскажите, пожалуйста, какие действия вам надо выполнить, чтобы правильно найти место для своего слова? - Правильно, выделить в слове суффикс. А чтобы выделить суффикс, что надо вначале найти в слове?(окончание, корень...Место между окончанием и корнем-это суффикс)
-ёнок-, -ик-, -чик-,-иц-,-ушк-, -ок-,-еньк-
- Договоритесь, кто из вашей группы расскажет чем отличаются слова в вашем углу. Запишите на доске и в тетрадях(запись и разбор слов, получится запись из 7 слов) Что заметили в словах с суффиксом - ёнок-? (слова, образованные при помощи этого суффикса, называют детёнышей животных) Что заметили в словах с суффиксом -иц- (слова, образованные при помощи этого суффикса, называют мам животных Что заметили в словах с суффиксом -чик-? (слова, образованные при помощи этого суффикса, называют предметы уменьшенных размеров Что заметили в словах с суффиксом - ок-? (слова, образованные при помощи этого суффикса, называют предметы уменьшенных размеров) Что заметили в словах с суффиксом -ушк-? слова, образованные при помощи этого суффикса, называют предметы ласково) Что заметили в словах с суффиксом -ик-? (слова, образованные при помощи этого суффикса, называют предметы уменьшенных размеров) Что заметили в словах с суффиксом -еньк-? слова, образованные при помощи этого суффикса, называют предметы ласково) Вывод: слова с суффиксами -ёнок-,-иц-, -чик-,-ок-, - ушк-,-ик-, -еньк- имеют уменьшительно – ласкательное значение |
В группе участники получают карточки со
словами, образованные при помощи разных
суффиксов, разбирают это слово по составу, затем
каждый ищет “свой угол”. Затем в тетрадях записывают одно слово из группы: выделяют суффикс |
Выбрать способ реализации цели. Построить план и определить средства достижения цели | ||||||||||||||||||||||||||||
5. Работа в тетрадях “Часики” |
Упр.2 стр 108 (любые две строки.) Задание: Понаблюдайте: в словах подсказках что вы заметили?(что слова образованы при помощи суффиксов –ица-, -онок- ,-их-) Образуйте новые слова при помощи этих суффиксов, запишите их в тетрадях. Найдите себе друзей по времени и обсудите какие значения придают словам эти суффиксы. Волк – волчица – волчонок Тигр – тигрица – тигрёнок Орёл – орлица-орлёнок Заяц-зайчиха-зайчонок Лось-лосиха-лосенок В каждом ряду написаны формы одного и того же слова или родственные слова?(это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё значение , которое появилось при образовании этого суффикса и содержится в суффиксе) |
Каждый в тетради дописывает ряд слов и обозначают суффикс. Находят себе друзей по времени и обсуждают какие значения придают словам эти суффиксы. | Проверить и оценить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом для самопроверки. | ||||||||||||||||||||||||||||
6.“Молчанка” физминутка. Построение проекта выхода из затруднения |
1.сколько букв в суффиксе - чик -? - 3 2.сколько букв твердых согласных звуков в суффиксе-ушк- 2 3.сколько букв в суффиксе –ёнок- -4 4.сколько слогов в суффиксе –ёнок- - 2 5.сколько звуков в суффиксе –ёнок- 5 |
Под музыку двигаются по классу, пауза – останавливаются, выслушав вопрос, молча образуют группы | Умение выслушать вопрос, задание в нетрадиционной форме и молча найти решение (образовать пару, группу...). | ||||||||||||||||||||||||||||
7. “Заполни таблицу” Работа в парах на MacBook |
волос чик карман ок лис ёнок тигр ица |
Даны слова и суффиксы. Ребята в парах на MacBook образуют новые слова |
Формирование умения самостоятельно использовать алгоритм в действии, умений работать на компьютере в программе ПервоЛого | ||||||||||||||||||||||||||||
8. Итог. Рефлексия | - Ребята,что нового узнали на уроке?
(учились образовывать новые слова при помощи
суффиксов) - Как вы думаете эти знания вам пригодятся только на уроках русского языка? (не только, можно и дома эти знания дома использовать. - Кого мы вы можете назвать ласково?.... мамочка, папочка, дружок, подруженька, ребятушки - Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. А сейчас у вас на столах в конверте есть листочки. Участники под номером 1 раздайте их. На желтой стороне написано слово. Если вы научились образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, то на стороне зелёного цвета запишите слово, образовав его при помощи суффикса и прикрепите его к доске. Если не можете этого сделать, то прикрепите свой листочек к доске стороной желтого цвета. |
Подводят итоги своей деятельности | Формирование оргдеятельностной компетенции (рефлексия деятельности). | ||||||||||||||||||||||||||||
9. Если останется время “Перемешай класс” | - Запишите на листочке всё, что вы знаете
о суффиксе. После знака “Стоп”, встаньте и
подойдите к тому, у кого бы вы хотели узнать об
этом еще....-Участник под №2 группы №1 прочитает
все, что узнал о суффиксе. У кого есть записи,
которые не озвучили? - Что же вы знаете о суффиксе? (Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня , с помощью суффикса образуются новые слова) Как изменилось значение слова? - Понаблюдайте как суффиксы меняют смысл слова. (уменьшительно- ласкательные суффиксы) Как называется этот способ словообразования ? |
Ребята пишут на листочках, после знака “СТОП” чертят линию и идут к тем, у кого бы хотели еще что то узнать | Определяют границы применимости новых
знаний Тренируют навыки его использования совместно с ранее изученными материалами |
Урок русского языка по теме "Значение суффиксов". 2-й класс
- Шигабутдинова Луиза Ринатовна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Класс: 2