Задачи вокруг нас. (Слайд № 1)
Цель: систематизировать и уточнить полученные знания по теме “Решение задач”.
Задачи:
- Формировать вычислительные умения и навыки устного счёта.
- Визуально воспринимать вычислительную деятельность, т.е. непосредственное восприятие через органы чувств особенностей чисел, действий, вычислительных приёмов.
- Развивать познавательный интерес к математике, навыки общения, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
- Формировать активную творческую позиции: составлять задачи, искать решения, находить рациональные вычислительные методы.
Ход урока
1. Психологический настрой.
Работа по карточкам: “Найди пару и заходи в класс на урок!”
- Чтобы тему узнать,
- Надо было вычислить и расшифровать.
Формируем рациональные вычислительные умения и навыки устного счёта
Я предлагаю вам игру на карточках. [3]
Решив задание, можно проверить тут же правильный ответ
*Сложение и вычитание круглых десятков:
- 70 – 50 = 20
- 30 + 20 = 70
- 40 + 50 = 90
- 50 – 40 = 10
*Вычитаем из круглых десятков:
- 30 – 5 = 25
- 60 – 7 = 53
*прибавляем и вычитаем круглые десятки:
- 46 – 30 = 36
- 52 – 10 = 42
- 31 + 40 = 71
- 24 + 50 = 74
*дополнение числа до круглого:
- 36 + 4 = 40
- 72 + 8 = 80
*сложение и вычитание без перехода через десяток:
- 37 – 4 = 33
- 23 + 5 = 28
- 68 – 6 =62
- 45 + 4 = 49
Ключ к шифру
10 20 25 28 33 36 з а д а ч и
40 42 49 53 62 70 в о к р у г
71 74 80 90 н а с !
МОЛОДЦЫ! Готовы к уроку!
2. Организационный настрой. (Слайд № 2)
Чебышев П.Л. |
Стеклов В.А. |
Авиценна Ибн Сина |
Гаусс Карл Фридрих |
Ломоносов М.В. |
Кавалевская С.В. |
Колмгоров А.Н. |
Рисунок 1 – выдающиеся деятели в области математики
О, математика, гордись собой!
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.Строга, логична, величава,
Стройна в полёте, как стрела,
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.
3. Определение темы и целей урока, самоопределение к деятельности (Слайд № 3)
Сегодня нас ждут увлекательные задания, сложные задачи.
Какое необходимое условие для успеха?(Быстрый счёт, правильное решение, грамотная запись)
4. Разминка для ума. ( Тема “Множество”).
А любите ли вы сказки? Почему? Тогда ...
Разминка для ума [4]
- Назовите профессию Айболита? (Доктор)
- Какое бессовестное животное съело не только бабушку и Красную шапочку, но и козлят, да ещё собиралось закусить тремя поросятами? (Волк)
- Писатель Н.Н. Носов услал его на Луну? (Незнайка)
- Кем был принц из сказки про Чиполлино? (Лимон)
- Как звали любимое животное старухи Шапокляк? (Крыса Лариска)
- Кем приходится Иванушка по отношению к сестрице Алёнушке? (Братец)
- Как называется остров, на котором жил князь Гвидон из “Сказки о царе Салтане?” (Буян)
- “Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как ...” (Лист перед травой)
- Кто был ростом с пальчик? (мальчик-с-пальчик)
- Она чуть не съела Колобка? (Лиса)
- Назовите цифры, начиная с 0 до 10.
- Составьте двузначные числа из этих цифр.
- Сосчитайте за 1 минуту, начиная с единицы.
- А можем мы перечислить все числа за 1 урок?
Нет, их очень много.
В математике большое количество предметов называют множеством.
На слайдах вы увидите множества предметов. Перечислите предметы.
Какой предмет лишний? Назовите множество.
Дуб, берёза, (самолёт), ель, клён – деревья. (Слайд № 4)
Дуб |
Самолёт |
Ель |
Клен |
Береза |
Рисунок 2 – разминка для ума (деревья)
Песок, глина, каменный уголь, (велосипед), торф – полезные ископаемые. (Слайд № 5)
Песок |
Велосипед |
Глина |
Каменный уголь |
Торф |
Рисунок 3 – разминка для ума (полезные ископаемые)
Золушка, Синдбад-Мореход, Дюймовочка, (поезд) – сказочные герои. (Слайд № 6)
Золушка |
Синдбад-мореход |
Поезд |
Дюймовочка |
Рисунок 4 – разминка для ума (сказочные герои)
Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Барто, Берестов (машина) – поэты. (Слайд № 7)
Тютчев Ф.И. |
Пушкин А.С. |
Берестов В.Д. |
Барто А.Л. |
Автомобиль |
Лермонтов М.Ю. |
Рисунок 5 – разминка для ума (поэты)
Вспомните лишние предметы. (Машина, самолёт, велосипед, поезд – транспорт). (Слайд №8)
Машина |
Самолет |
Поезд |
Велосипед |
Рисунок 6 – разминка для ума (транспорт)
Вот книжка на столе,
А вот тетрадки.
Не будем мы играть сегодня в прятки.
Отвечать на уроке будет каждый.
Урок сегодня открытый и очень важный.
На уроке присутствуют гости, которые мы увидят и услышат, как мы научились решать текстовые задачи.
А как можно записать решение задачи? (можно по действиям, выражением, уравнением).
Выражения, неравенства, уравнения, задачи – это математические понятия.
5. Сначала Устный счёт. (Слайд № 9)
Для математического диктанта нам понадобиться множество задач.
Математический диктант – это задание, которое требует немедленного и точного выполнения. Запишите в строчку через запятую только ответы.
Задачи в стихах.
3 бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
9 шишек принесла.
Разделила на троих.
Сколько каждому из них?
Я принесла в обед
8 шоколадных конфет.
И не знаю, как мне быть?
Андрею с Настей разделить?
Помогите сосчитать,
Сколько каждому отдать?У мамы-наседки цыплята сбежали.
Даша с Олегом их отыскали.
Там копошатся 12 лапок.
Сколько за забором цыпляток?
Мать-ежиха для детей
В лес пошла ловить ежей.
Для каждого ежонка
Поймала по два мышонка.
Так кто ответит,
Для скольких ежат
Ежиха принесла 10 мышат?Любое число возьму.
Само на себя разделю.
Чтобы не мучиться,
Сколько каждый раз получится?2 подруженьки-сестрички
Заплели 4 косички.
Задаю я вам вопрос:
Сколько у каждой кос?Ярче солнце светит в марте.
14 зайчиков прыгает по парте.
У семерых ребят
Крошки-солнышки блестят.
По сколько зайчиков весёлых
Пустил каждый в окна школы?Рисовали мы кружки.
Синих – 2 и белых – 3.
Ну, а красных – 5 кружков.
Сколько было всех кружков?
У кого ответ готов?
- Проверим, что записали? (3, 4, 6, 5, 1, 2, 7, 10)
- Ряд чисел. - Какое число лишнее? (10) - Почему? (Двузначное)
Но без состава числа 10 в математике не обойтись.
Задание: “зажгите в жёлтый фонарик” такие числа в ряду, которые в сумме дадут 10.
3, 4, 6, 5, 1, 2, 7, 10
3, 4, 6, 5, 1, 2, 7, 10
3, 4, 6, 5, 1, 2, 7, 10
3, 4, 6, 5, 1, 2, 7, 10
3, 4, 6, 5, 1, 2, 7, 10
3, 4, 6, 5, 1, 2, 7, 10
3, 4, 6, 5, 1, 2, 7, 10
Проверим. Назовите ответы.
Вы были наблюдательными и внимательными, поэтому смогли выполнить это задание разными способами.
Напоминаю, что сегодня мы будем решать разные задачи и записывать решение по-разному: (Как?) и по действиям, и составлением уравнения, и записью выражения.
Чего не устанешь всю жизнь делать? (вздыхать)
Дыхательная гимнастика
“Дышит мой чудесный нос глубоко и тихо,
Потом мое задание — задержать дыхание,
Раз, два, три, четыре, Дышим глубже, дышим шире.... [11]
Так вот сейчас на одном дыхании и отвечайте.
6. А любите ли вы зиму? Почему? За что? Тогда ...
Зимние задачи решаем с устным объяснением [1]
1. Дети слепили 5 больших и 4 маленькие снежные бабы. Потом 7 снежных баб разобрали и построили из них крепость. Сколько снежных баб осталось?
2. На крыше выросло 10 сосулек. Петя снежками сбил 3 сосульки, а Вася – 4. Сколько сосулек ещё осталось на крыше?
3. На санках каталось 6 детей. Потом 4 ребёнка ушли домой, а 5 других пришло кататься. Сколько детей стало кататься на санках?
4.Три мальчика построили снежный дом – “иглу”. Они пригласили пожить с собой 5 друзей, и 1 соседский мальчик пришёл без приглашения. Сколько детей жило в доме?
5. Во дворе 4 девочки катались на санках, 3 мальчика – на лыжах, а 3 девочки – на коньках. Сколько детей каталось во дворе?
6. В парке построили 7 ледяных Дедов Морозов, а ледяных зверей – на 4 меньше. Сколько ледяных скульптур построили в парке?
7. Дети попадали снежками в столб. Дима попал 3 раза, Лёва – 2 раза, а Максим столько, сколько Дима и Лёва вместе. Сколько раз дети попали в цель?
8. В хоккей играли две команды по 5 мальчиков, и ещё мальчик был судьёй. Сколько детей играло на хоккейной площадке?
9. На подлёдной рыбалке Толик поймал 2 окунька, а папа – на 6 больше. Сколько окуней поймали оба рыболова?
Кому исполнилось 8 лет. А что дальше? (пошёл девятый год)
Второклассники должны быть терпеливыми и усидчивыми, много читать, чтобы больше знать.
7. Решение задачи разными способами
Задача про книги. (Слайд № 10) С.78 № 8 [8]
В библиотеке на одной полке стояло 32 книги, а на другой – 40 книг. Детям выдали 20 книг. Сколько книг осталось на этих полках?
Разбор задачи. Запишите решение задачи разными способами.
(При затруднении воспользуйтесь сигнальными карточками [10])
Проверим записи решения.
8. Физминутка (Слайд № 11)
Вот, дружок, флажок Российский,
На него ты посмотри:
Красный цвет и синий-синий,
Выше белый. Раз, два, три!Подними его повыше,
Опусти и снова ввысь.
Красный, синий цвет и белый –
Флагом ты своим гордись!Руки вниз, потом на пояс.
Шаг, хлопок и снова шаг.
Развевайся на просторе,
Мой родной Российский флаг!
- Скажите мне, пожалуйста, какую форму имеет Российский флажок? (Прямоугольную).
- Что такое прямоугольник?
- Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны.
Какие ещё предметы имеют форму прямоугольника? (...)
Что видите на экране? (клумбу) (Слайд № 12)
Чего языком не достанешь? (нос) {чертим носом прямоугольник}
9. Решение геометрической задачи.
Задача.
Вокруг клумбы прямоугольной формы решили поставить штакетник. Длина клумбы 6 м, ширина – 3 м. Вычислите периметр клумбы.
Что такое периметр фигуры? (Периметр – это сумма длин сторон фигуры).
(1 ученик)
6 + 3 + 6 + 3 = 18 (м) – Р.
Ответ: 18 м.
10. Офтальмотренаж. (Слайд № 13)
11. Усложняем задание. В чём трудность? (сложение 3 слагаемых)
Как вычислить?
Вычисляем удобным способом: (2 ученика – к доске)
- 47 + 35 + 3 =
- 17 + 2 + 38 =
- 36 + 18 +12 =
- 24 + 37 + 16 =
12. Запись задачи уравнением. (Слайд № 14)
Антон нашёл в лесу белые грибы и подосиновики, всего 12 грибов. Сколько было белых грибов, если подосиновиков было 8 штук?
Прочитайте условие задачи.
Предлагаю записать решение задачи уравнением.
Пусть Х будут белые грибы. Тогда
Х + 8 = 12
Х = 12 – 8
Х = 4
Ответ: 4 белых гриба.
13. Давайте подведём итог урока. (Слайд № 15)
Как считали и записывали решения задач?
- выражением
- уравнением
- по действиям
Какой способ усвоили хорошо?
Какой способ трудный? (Значит, поработаем над этим способом решения)
Сегодня на уроке:
- Над чем думали?
- В каком задании возникло затруднение?
- За чем наблюдали?
- Что повторили?
- Что узнали нового?
- Что понравилось?
14. Оценки за работу на уроке.
15. Домашнее задание с разъяснением.
с.75 № 26 устно выбрать способ и объяснить его), с. 74 № 16 (с записью уравнения)
16. Дополнительное задание. (Слайд № 16)
Учимся рассуждать, делать выводы по совпадениям.
Слова математика, задача, молодцы записали разными чернилами. У красного и зелёного слов одинаковая первая буква, а у жёлтого и красного слов одинаковая вторая буква. Какое слово зелёного цвета? (Слайд № 17)
17. Спасибо за урок. Молодцы! (Слайд № 18)
18. Дополнительное время на уроке.
Какие буквы помогают нам записать неизвестное число? (буквы латинского алфавита)
Задача “Латинский квадрат” [5]
Поставь в свободные клетки цифры 0, 1, 2 так, чтобы в каждом горизонтальном, вертикальном и диагональном направлении сумма была равна 3
0
Ответ:
2 0 1 0 1 2 1 2 0
Захватывающая задача!
Список используемой литературы
1. М.В. Беденко. Сборник текстовых задач по математике. Москва. Вако. 2006.( с.20 – 21)
2. Баталова В.К. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика. 2 класс. Интеллект-Центр. Москва. 2008
3. А.А. Штец. Лисята. Счёт в пределах 100. Математика. Серия “Занимательные карточки”. Игра развивающая и обучающая. ООО Издательство “АЙРИС-пресс”
4.О. Холодова. Юным умникам и умницам. Курс РПС. Методическое пособие для 2 класса. Издание 3-переработанное. Москва. Издательство РОСТ. С.68
5. И.Г. Сухин. Новые занимательные материалы. Москва. ВАКО. 2007. С.24
6. В.Т. Голубь. Сборник диктантов. Математика. Практическое пособие. Воронеж. 2015
7.О.И. Дмитриева,О.А. Мокрушина.Поурочные разработки по математике.2 кл.Москва. ВАКО
8.Учебник “Математика”. 2 класс. 2 часть. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. М: Просвещение.
9.Презентация к уроку по данной теме. Учитель Никитина М.Н.
10.Сигнальные карточки (красная, жёлтая, зелёная).
11.Электронный ресурс [www//veselajashkola.ru/zdorovie-rebenka/
dyxatelnaya-gimnastika-na-urokax-v-nachalnoj-shkole-rekomendacii-po-provedeniyu/]