Цель: создать условия для осознания учащимися конкретного смысла действия умножения и переместительного свойства умножения; начать составление таблицы умножения с числом 2.
Задачи:
- раскрыть конкретный смысл умножения числа 2 и на 2;
- совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки и навык решения задач;
- развивать речь, внимание, логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять таблицу умножения числа 2 и на 2, применять полученные знания при решении примеров и задач.
Личностные УУД: формирование положительного отношения к учебно- познавательной деятельности; обоснование своих высказываний; толерантное отношение к другим участникам классного коллектива.
Познавательные УУД: самостоятельно находить информацию, заданную с помощью математических выражений, схематических рисунков; развивать мыслительные операций сравнения, анализа;
Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу, совместное сотрудничество в группе; участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.
Коммуникативные УУД: вносить личный вклад в работу для достижения общих результатов; умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в группе.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, работа в группах и в парах.
Оборудование:
Для учителя:
- учебник “Математика. 2 класс. 2 часть”. - М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.;
- рабочая тетрадь “Математика. 2 класс. Часть 2”
- электронное приложение к учебнику “Математика. 2 класс”;
- компьютер;
- экран;
- проектор;
- колонки;
- документ-камера (по возможности);
Презентация. На слайдах презентации размещены изображения литературных героев, которые соответствуют определённому заданию (устные вычисления, решение задач, составление таблицы умножения...) Это поможет детям при заполнении таблиц в листах самонаблюдения и самооценки. Комментарии по использованию некоторых слайдов даны в заметках к слайдам;
Приложение 2 (карточки для работы в парах “Путешествие на остров” по теме по теме “Сложение и вычитание в пределах 100”);
Приложение 3 (презентация “Путешествие на остров” для устного счёта по теме “Сложение и вычитание в пределах 100”);
Приложение 4 (карта самоконтроля и лист самооценки). На слайдах презентации размещены изображения литературных героев, которые соответствуют определённому заданию (устные вычисления – Львёнок и Черепаха, решение задач - Карлсон, составление таблицы умножения – Крокодил Гена и Чебурашка и т.д.) Изображение этих же литературных героев есть и на листах самоконтроля. Эти персонажи книг поможет детям вспомнить вид выполненного задания, и отметить свою работу над ним в листе самооценки;
Для учащихся:
- учебник “Математика. 2 класс. 2 часть”. - М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова;
- рабочая тетрадь “Математика. 2 класс. 2 часть”;
Приложение 4 (карта самоконтроля и лист самооценки);
- карточки с цифрами от 0 до 9 Приложение 5;
- ручка;
- простой карандаш;
- линейка.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Весело звенит звонок!
Он зовёт нас на урок!
- Ребята! Начинаем урок математики. Проверьте, пожалуйста, все ли необходимые принадлежности у вас на партах!
- Обратите внимание на карту самоконтроля. Каждый вид задания нам помогут выполнять литературные герои (Львёнок и Черепаха, Карлсон, Крокодил Гена и Чебурашка...). Они будут присутствовать на слайдах презентации. После выполнения того или иного вида задания вы будете отмечать в карте самоконтроля результаты своей работы. А персонажи книг помогут вам вспомнить, какое было задание.
II. Актуализация знаний.
1. Логическая разминка.
Слайд 2
- Ребята, определите, какая фигура лишняя. Объясните, пожалуйста, свой выбор.
Слайд 3
- Найдите недостающее звено. (Нужно по нему щёлкнуть левой кнопкой мышки).
2. Устный счёт.
Повторение устных приёмов сложения и вычитания чисел.
Работа в парах.
- Ребята! А сейчас Львёнок и Черепаха приглашают нас в путешествие на прекрасный остров. Но, чтобы добраться туда, мы должны правильно проложить маршрут. А для этого решить примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 100. (Работа в парах.)
(Одной паре можно предложить выполнить задания на компьютере, используя презентацию “Путешествие на остров”.
На этапе проверки правильности выполнения задания заключительный слайд выводится на экран). Приложение 3
2) Присчитывание и вычитание по 2.
Слайд 4
- Присчитывайте по 2, пока не получится 20.
- Вычитайте из 20 по 2, пока не получится 2.
3) Нахождение неизвестных компонентов действия умножения.
Слайд 5
- Заполним таблицу.
- Компоненты какого действия представлены в таблице? (Умножения).
- Как найти неизвестный множитель? (Можно обратиться к правилу учебника, с. 72).
Каллиграфическая минутка.
- Ребята, а сейчас мы приготовимся к выполнению письменных заданий- проведём каллиграфическую минутку.
Отгадайте, написание какой цифры мы повторим:
Сколько ушек на макушке,
Сколько ног у пол-лягушки,
И передник лап у льва -
Знает только цифра ... (2).
(Повторяется написание цифры 2)
Слайд 6 Приложение 1
- Какое двузначное число можно записать с помощью цифры 2? А трёхзначное?
- Запишите числа по образцу: 2 22 222 2 22 222 2 22 222
5) Математический диктант.
- А теперь напишем математический диктант. Записывайте, пожалуйста, только ответы.
1. Замените сумму 35 + 35 + 35 + 35 + 35 произведением.
2. Замените произведение 57 · 2 суммой.
3. Какое число повторяется слагаемым в произведении 83 · 20?
4. Сколько раз повторяется слагаемое в произведении 57 · 29?
5. Замените произведение 13 · 3 суммой и найдите его значение.
6. Что больше: 17 + 17 + 17 или 17 · 2?
7. Запишите с помощью цифр и знаков математических действий: “Число 9 повторяется слагаемым а раз”.
8. На сколько значение произведения 5 · 3 больше произведения 5 · 2?
9. 20 · 3 = 60. Найдите значение произведения 20 · 2.
10. 20 · 4 = 80. Найдите значение произведения 20 · 5.
(При проверке правильности выполнения задания можно использовать документ-камеру и посмотреть выполнение задания учащимися в тетрадях или использовать Слайд 7 ).
6) Работа с картой самоконтроля.
- Ребята, отметьте, пожалуйста, уровень вашей работы в картах самоконтроля. На этом этапе нам помогал Львёнок и Черепаха.
III. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
1. Фронтальная работа.
- Ребята! Предлагаю вам выполнить задания, которые помогут нам определить тему сегодняшнего урока. Нам потребуются цифры (Приложение 5).
- Я буду читать задачу, вы устно её решаете и с помощью цифр на карточках составляете правильный ответ.
Слайды 8 – 10
Карандаш стоит 2 рубля. Сколько нужно заплатить за 3 таких карандаша? (6 руб.)
- Как решили задачу? Как ещё можно решить задачу? Каким действием удобнее записать решение?
Одна наклейка стоит 2 рубля. Сколько нужно заплатить за 5 таких наклеек? (10 руб.)
- Как решили задачу? Как ещё можно решить задачу? Каким действием удобнее записать решение?
За партой сидят 2 ученика. Сколько учеников в классе, если они сидят за семью партами? (14 учеников).
- Как решили задачу? Как ещё можно решить задачу? Каким действием удобнее записать решение?
- Что общего в решении этих задач?
- Как удобнее решать такие задачи?
- Ребята, кто сможет определить тему нашего урока?
- Давайте проверим, правильно ли мы определили тему?
2. Работа по учебнику с. 80.
- Прочитайте, пожалуйста, в учебнике тему и задачи урока.
IV. Открытие нового знания. Работа по теме урока.
- Итак, давайте узнаем, как составить таблицу умножения.
1. Работа по учебнику с. 80.
- А теперь мы с вами составим таблицу умножения с числом 2. Будем записывать её в тетрадь. Слайд 11
- Сколько кубиков в первом столбике? (2)
- Сколько кубиков в двух таких столбиках? (2 да ещё 2, или по 2 - 2 раза).
- Как это записано сложением? (2 +2).
- Как записать умножением? (2 · 2).
- Сколько кубиков в трёх таких столбиках? (по 2 - 3 раза).
- Как это записано сложением? (2 +2+ 2).
- Как записать умножением? (2 · 3).
- Сколько кубиков в четырёх таких столбиках? (по 2 - 4 раза).
- Как это записано сложением? (2 +2+ 2+2).
- Как записать умножением? (2 · 4).
- Сколько кубиков в четырёх таких столбиках? (по 2 - 5 раз).
- Как это записано сложением? (2 +2+ 2+2+2).
- Как записать умножением? (2 · 5).
- Какое открытие мы с вами сделали?
(Сумму повторяющихся слагаемых 2 можно записать умножением).
- А можно ли, используя эту таблицу, составить таблицу умножения на число 2? (Да. Для этого нужно поменять множители местами – от перестановки множителей произведение не изменяется).
- Какие числа получаются при умножении числа 2 и на 2? (Чётные).
2. Работа с электронным приложением к учебнику.
Раздел “Числа от 1 до 100. Умножение и деление”.
Тема “Умножение числа 2 и на 2”.
- Давайте проверим правильность наших рассуждений.
(Дети знакомятся с составлением таблицы умножения).
- Ребята! Мы с вами составили часть таблицы умножение числа 2.
На следующем уроке мы продолжим её составление.
3. Работа с картой самоконтроля.
- Ребята, отметьте, пожалуйста, уровень вашей работы в картах самоконтроля. На этом этапе нам помогал Крокодил Гена и Чебурашка.
V. Физминутка. Слайд 12
- Ребята, я предлагаю вам отдохнуть вместе с Буратино.
Буратино потянулся,
Раз – качнулся,
Два – качнулся.
Руки в стороны развёл -
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать!
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1. Работа по учебнику с. 80. № 1.
- Ребята, пользуясь составленной нами таблицей умножения, решите, пожалуйста, примеры.
(Для проверки можно использовать Слайд 13)
- Кто доволен скоростью вычислений?
- Таблица умножение не всегда может оказаться у вас под рукой. Как быть?
(Надо её выучить).
2. Работа с картой самоконтроля.
- Ребята, отметьте, пожалуйста, уровень вашей работы в картах самоконтроля. На этом этапе нам помогал кот Леопольд.
3. Работа, направленная на запоминание таблицы умножения.
(Работа в парах)
1. Чтение таблицы про себя.
2. Чтение таблицы вслух.
3. Воспроизведение равенств по порядку при
закрытых ответах.
4. Воспроизведение равенств в произвольном
порядке.
4. Работа по учебнику с. 80.
№ 2 (Дети выполняют задание устно).
№ 3.
О чём эта задача?
(О стульях).
- Что обозначает число 12?
(Количество стульев, проданных в первый день).
- Что обозначает число 18?
(Количество стульев, проданных во второй день).
- Что обозначает число 54?
(Количество стульев, проданных за три дня).
Что нужно узнать в задаче?
(Сколько стульев, продали в третий день).
- Как мы можем кратко записать условие задачи?
Слайд 14
Как мы можем узнать, сколько стульев продали в третий день?
- Запишите решение выражением.
- Запишите ответ.
5. “Проверь себя”. Решение неравенств (с. 80).
(Дети могут разделиться на 2 группы: первая решает первую строку неравенств, вторая группа – вторую).
Проверка с использованием документ-камеры или Слайд 15
6. Работа с картой самоконтроля. Приложение 4
- Ребята, отметьте, пожалуйста, уровень вашей работы в картах самоконтроля. На этом этапе нам помогал Карлсон.
VII. Рефлексия. Приложение 4
- Ребята, проанализируйте, пожалуйста, свои записи в картах самоконтроля и оцените свою работу на уроке. Результаты запишите в лист самооценки.
VIII. Подведение итогов урока.
Слайд 16
Было интересно... Было трудно ... Теперь я знаю, что ... Полученные знания мне пригодятся ...
IX. Домашнее задание.
- Выучить таблицу умножения с числом 2, № 5 (устно).
- По выбору: № 4, № 6, с. 80. Задание № 87, с. 71 в рабочей тетради.