Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по окружающему миру, авторы: Н.Ф. Виноградова - “Вентана-Граф”, 2014 г., обеспечена учебниками и учебными пособиями УМК “Начальная школа XXI века”; образовательной программы начального общего образования МОУ “СОШ с. Октябрьский Городок”.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 2 класса, рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе “человек — природа — общество”, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Особое значение изучения курса окружающего мира состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего “Я”), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 года обучения:
В области познавательных УУД:
- ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов;
- использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
- проводить сравнение, сериацию, классификации;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать готовые модели (условные знаки, глобус, планкарту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
В области коммуникативных УУД:
- ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
В области регулятивных УУД:
- ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков.
В области личностных УУД:
- ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
- определять характер взаимоотношений человека с природой.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета:
- персональный компьютер;
- таблицы природоведческого, исторического и обществоведческого содержания в соответствие с программой обучения;
- географические и исторические настенные карты;
- иллюстративные материалы.
Учебно-тематический план
| № п/п | Тематический блок | Количество часов |
| 1 | Введение. Что окружает человека. | 1 |
| 2 | Кто ты такой. | 14 |
| 3 | Кто живет рядом с тобой. | 6 |
| 4 | Россия — твоя Родина. | 13 |
| 5 | Мы — жители Земли. | 9 |
| 6 | Природные сообщества. | 23 |
| 7 | Природа и человек. | 2 |
Календарно-тематическое планирование
| № | Наименование раздела, тема | Кол-во часов по разделу (по темам) | Универсальные учебные действия |
| Введение. Что окружает человек. | 1 | ||
| 1 | Что окружает человека. | 1 | Личностные: Самоопределение – принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения. Регулятивные: Выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради. |
| Кто ты такой. | 14 | ||
| 2 | Я, ты, он, она.... Все мы люди. | 1 | Познавательные: Нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров. Логические – подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков. Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях. Коммуникативные: Инициативное сотрудничество – рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления. |
| 3 | Органы чувств. | 1 | |
| 4 | Наши помощники органы чувств. | 1 | |
| 5 | Здоровье. | 1 | |
| 6 | Поговорим о здоровье. | 1 | |
| 7 | Режим дня | 1 | |
| 8 | Режим дня школьника. | 1 | |
| 9 | Физическая культура. | 1 | |
| 10 | Занятие спортом. | 1 | |
| 11 | Почему нужно правильно питаться. | 1 | |
| 12 | Здоровье и осторожность. | 1 | |
| 13 | Правила поведения на дорогах. | 1 | |
| 14 | Почему нужно быть осторожным. | 1 | |
| 15 | Проверь себя “Кто ты такой. Твое здоровье”. | 1 | |
| Кто живет рядом с тобой. | 6 | ||
| 16 | Семья. | 1 | Личностные: Нравственно-этическая ориентация – проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям. Осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни. Коммуникативные: Взаимодействие – взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению. |
| 17 | Что такое семья. | 1 | |
| 18 | Семейное древо. | 1 | |
| 19 | О правилах поведения. | 1 | |
| 20 | Твои друзья – одноклассники. | 1 | |
| 21 | Эмоции. | 1 | |
| Россия – твоя Родина. | 13 | ||
| 22 | Родина – что это значит. | 1 | Познавательные: Общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы. Предметные – осмысливать взаимосвязь человека и места, в котором он родился и живёт. Понимать необходимость взаимной связи людей в городе, важность культурного смысла понятия “земляки”. Логические – образовать общее название жителей определенного города по его названию. Знаково-символические – представлять модель позитивного поведения человека, ценящего роль города как культурного. Ориентироваться в понятии “Конституция РФ”: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России. Коммуникативные: Инициативное сотрудничество – рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления. |
| 23 | Прошлое, настоящее, будущее. | 1 | |
| 24 | Как Русь начиналась. | 1 | |
| 25 | Москва. | 1 | |
| 26 | Москва – столица России | 1 | |
| 27 | Города России. | 1 | |
| 28 | Родной край - частица Родины. | 1 | |
| 29 | Как трудятся россияне. | 1 | |
| 30 | Профессии. | 1 | |
| 31 | Все профессии важны. | 1 | |
| 32 | Мы – граждане России. | 1 | |
| 33 | Россия – многонациональная страна. | 1 | |
| 34 | Проверь себя “Россия — твоя Родина”. | 1 | |
| Мы – жители земли. | 9 | ||
| 35 | Твоё первое знакомство со звёздами. | 1 | Личностные: Самоопределение – осознают личное отношение к природе. Регулятивные: Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. |
| 36 | Звездное небо. | 1 | |
| 37 | Чем Земля отличается от других планет? | 1 | |
| 38 | В некотором царстве... | 1 | |
| 39 | Грибы. | 1 | |
| 40 | Какие животные живут на Земле. | 1 | |
| 41 | Растения. | 1 | |
| 42 | Разнообразие растений. | 1 | |
| 43 | Проверь себя “Мы – жители земли”. | 1 | |
| Природные сообщества. | 23 | ||
| 44 | Среда обитания. | 1 | Коммуникативные: Инициативное сотрудничество – рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления. |
| 45 | Лес и его обитатели. | 1 | |
| 46 | Деревья леса. | 1 | |
| 47 | Кустарники леса. | 1 | |
| 48 | Травянистые растения. | 1 | |
| 49 | Травянистые растения леса. | 1 | |
| 50 | Животные. | 1 | |
| 51 | Животные леса. | 1 | |
| 52 | Животные нашего села. | 1 | |
| 53 | Забота о животных. | 1 | |
| 54 | Животные леса. | 1 | |
| 55 | Водоемы. | 1 | |
| 56 | Что мы знаем о воде. | 1 | |
| 57 | Водоёмы и их обитатели. | 1 | |
| 58 | Кто живет в воде. | 1 | |
| 59 | Жизнь водоема. | 1 | |
| 60 | Водоёмы и их обитатели. | 1 | |
| 61 | Луг. | 1 | |
| 62 | Луг и его обитатели. | 1 | |
| 63 | Поле. | 1 | |
| 64 | Поле и его обитатели. | 1 | |
| 65 | Сад и его обитатели. | 1 | |
| 66 | Проверь себя “Природные сообщества”. | 1 | |
| Природа и человек. | 2 | ||
| 67 | Человек – часть природы. | 1 | Личностные: Самоопределение – принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения. |
| 68 | Комплексная итоговая работа. | 1 |
Требования к уровню подготовки по предмету
Обучающиеся научатся:
- составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
- называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
- различать (соотносить) прошлое – настоящее - будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой;
- характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
- называть царства природы;
- описывать признаки животного и растения как живого существа;
- моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания;
- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
- устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества;
- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
Обучающиеся могут научиться:
- “читать” информацию, представленную в виде схемы;
- воспроизводить в небольшом рассказе - повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
- ориентироваться в понятиях: “Солнечная система”, “сообщество”, “деревья”, “кустарники”, “травы”, “лекарственные растения”, “ядовитые растения”, “плодовые культуры”, “ягодные культуры”;
- проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
(обязательная и дополнительная, для учителя и для обучающихся)
Для учащихся:
- Н.Ф. Виноградова “Окружающий мир”. Учебник для обучающихся 2 класса – М.: Вентана-Граф, 2015г.
- Н.Ф. Виноградова. Рабочая тетрадь по окружающему миру для обучающихся 2 класса – М.: Вентана-Граф, 2014г.
Для учителя:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова– М.: Просвещение, 2010.
- Программа по окружающему миру Н.Ф. Виноградова - М.: Вентана-Граф, 2014г.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения- М.: Вентана-Граф, 2014г.
- Н.Ф. Виноградова “Окружающий мир”. Учебник для обучающихся 2 класса – М.: Вентана-Граф, 2015г.
- Н.Ф. Виноградова. Рабочая тетрадь по окружающему миру для обучающихся 2 класса – М.: Вентана-Граф, 2014 г.