Урок-путешествие "Носители информации". 5-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


Предмет: информатика

Класс: 5

Раздел программы: Информация вокруг нас

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-путешествие

Оборудование: презентация, компьютеры, раздаточный материал (в приложениях).

Цели:

  • мотивировать учащихся на активную познавательную деятельность;
  • воспринять и осмыслить задания;
  • усвоить новую информацию, знать носители информации;
  • уметь рационально использовать новую информацию, анализировать выполненную работу;
  • проверить полноту и правильность выполнения заданий в работе парами;
  • уметь оценивать деятельность в соответствии с предложенными критериями.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать понятие о носители информации как материальном объекте;
  • дать учащимся представление о древних и современных носителях информации;
  • показать разнообразие носителей информации.

Развивающие:

  • формирование интереса к предмету;
  • развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления;
  • формирование потребности в обучении и саморазвитии, творческой самостоятельности, активности.

Воспитательные

  • воспитание самостоятельности;
  • воспитание информационной культуры.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Подготовка к изучению новых знаний.

III. Изучение новых знаний.

IV. Физкультминутка.

V. Первичное закрепление.

VI. Первичная проверка новых знаний.

VII. Практическая работа.

VIII. Обобщение. Оценки за урок.

IX. Домашнее задание.

Ход урока

I этап. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, а куда? Сейчас узнаем.

II этап. Подготовка к изучению новых знаний.

Человек, получив информацию, совершает с ней различные действия. Назовите, какие? (ответы учеников). Если нет возможности передать полученную информацию кому-либо, что будем делать? Где будем хранить информацию в первую очередь? (ответы учеников)

Но человек устроен так, что он не может долго хранить большие объемы информации в собственной памяти. Но человечество постоянно получает новые знания, изобретает новые устройства, машины и т.д. и, чтобы передать все свои знания следующим поколениям, требуется эти знания сохранить. Где можно сохранить? (ответы учеников)

Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране, название которой узнаем, разгадав ребусы.

Рисунок 1

Рисунок 2

Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по стране “Носители информации”.

III этап. Изучение новых знаний.

Как вы понимаете понятие “Носитель информации”? (ответы учеников)

Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки.

По дороге мы будем делать остановки, на которых местные жители расскажут нам об их местности. Поехали!

1 остановка. Песок, камень, глина

Учитель. Чтобы сохранить важную информацию для себя, своих потомков древний человек стал думать о том, как же это сделать?

Ученик (зачитывает сообщение 1). Первоначально человек стал записывать сведения на песке, но дождь или волны все смывали. Человек стал записывать данные на земле, но и этот источник оказался не долговечным.

Учитель. Песок, земля, камень – это первые носители информации.

Ученик (зачитывает сообщение 2). Позднее человек стал хранить информацию на камне сначала в виде рисунков, затем в виде знаков или символов. Чтобы получить информацию надо было долго идти к сооружениям. И камень был тяжелый для перемещения информации.

Учитель. И тогда камень сменил более легкий носитель – глиняная дощечка.

Ученик (зачитывает сообщение 3). Записи делали по сырой глине бамбуковыми или деревянными палочками, после чего высушивали или обжигали. Такие носители были ненадежными: глина – хрупкий материал.

Учитель. Человек стал задумываться о том, как создать такой носитель информации, чтобы он был: легким, долговечным, компактным; удобным для нанесения записей.

2 остановка. Папирус, пергамент, береста

Ученик (зачитывает сообщение 4). Примерно за 3000 лет до нашей эры в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа тростника — папируса. Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски, укладывали слоями и прижимали плоским камнем. Слои склеивались между собой благодаря клейкому соку тростника. После просушивания получался материал, похожий на бумагу, — называли его папирусом.

Учитель. Папирус – рыхлый материал, поэтому писать на нем можно было только с одной стороны: чернила, которые наносились заостренной камышовой палочкой, проникали на всю глубину. Кроме того, папирус хрупок, поэтому сгибать его листы и сшивать в тетради было нельзя. Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее и длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку — свиток. Свитки хранили в сундуках и стенных нишах.

Ученик (зачитывает сообщение 5). Пергамент делался из кожи молодых животных. Её специальным образом выделывали и растягивали, чтобы получить тонкие листы.

Пергамент – обработанная овечья, телячья, козья кожа. Материал был прочным, но на изготовление одной книги могло пойти целое стадо. Листы можно было сгибать и сшивать.

Учитель. Писали на пергаменте уже с двух сторон и не только тростниковыми палочками, но и птичьими перьями. Сшитые листы образовывали кодексы, которые стали вытеснять папирусные свитки.

Ученик (зачитывает сообщение 6). В Древней Руси писали на берёзовой коре – бересте. На оборотной стороне коры писали царапающим предметом, а затем протирали сажей, углём или соком листьев растений, который затем окислялся и темнел.

3 остановка. Бумага

Учитель. Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Данную технологию хранили в секрете и до Европы бумага “дошла” только в XI веке, а до Руси - в XVI веке.

Ученик (зачитывает сообщение 7). К старому тряпью добавляли волокно конопли или бамбука и древесную кору, все это измельчали и варили в чанах, а полученную массу пропускали через прямоугольные сита. На ситах оставался слой, который после обработки становился листом бумаги.

Учитель. Перечислим достоинства бумаги как носителя информации. Свойства бумаги уникальны:

- она была дешевле пергамента или папируса, поскольку вырабатывалась из тряпья и древесины;

- тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;

- бумага удобна для написания текста или нанесения рисунка.

Вопрос: “Есть ли недостатки у бумаги как основного носителя информации?” (ответы учеников)

- гигантские хранилища крупных библиотек, архивов занимают очень много места;

- возможность возгорания;

- нельзя хранить в сыром помещении (подвал).

IV этап. Физкультминутка.

Шагаем на месте.
Остановились, потянулись.
Руки на пояс.
Выполним наклоны головой в одну сторону, в другую сторону.

Молодцы!

А теперь, не поворачивая голову, глазками посмотрим вправо - влево (3 раза), поморгаем.
А сейчас вверх-вниз (3 раза), поморгаем.
Зажмурьте глазки, откроем и посмотрим вдаль (2 раза).
Шагаем на месте.
Остановились.

Отлично ребята!

Учитель. Далее проезжаем без остановки.

В 1928 году была изготовлена первая магнитная лента. Этот носитель информации очень хорошо знаком вашим бабушкам и дедушкам. Они слушали музыку на магнитофонах с магнитной лентой.

  • Шарманка
  • Фонограф
  • Граммофон (грампластинки)
  • Катушечный магнитофон (магнитные ленты)
  • Кинопленка
  • Магнитофон (аудиокассеты)
  • Видеомагнитофон (Видеокассеты)

4 остановка. Диски

Учитель. Магнитный диск (дискета) представляет собой тонкий и гибкий пластмассовый диск, покрытый с двух сторон специальным веществом и помещённый в защитный пластиковый корпус. Информация записывается на обе его поверхности. Чтобы при работе с дискетой ее не надо было переворачивать, внутри флоппи-дисковода (устройства, которое записывает или считывает информацию с дискеты) имеется две магнитные головки, каждая для своей стороны дискеты. Такой диск требовал осторожного обращения; магниты, повышенная температура и влажность разрушали хранящуюся на нём информацию. Дискеты использовались для переноса информации с одного компьютера на другой.

Учитель. В середине 60-х годов XX века появились диски из жёсткого материала, помещённые в герметичный корпус, что обеспечивало их защиту от грязи, пыли, влаги, температуры и других внешних воздействий. Такой диск получил название жёсткого диска, или винчестера. Внутри жесткого металлического корпуса находятся несколько десятков дисков магнитных дисков, размещенных на одной оси. Запись или считывание информации обеспечивается несколькими магнитными головками. В целях сохранения информации и работоспособности жесткие магнитные диски необходимо оберегать от ударов и резких изменений положений системного блока (нельзя наклонять и переворачивать в процессе работы).

Учитель. У лазерных дисков первый слой — основной — изготавливается из пластмассы, второй — отражающий — выполнен из металла, третий — защитный — из прозрачного лака, поверх которого нанесено декоративное оформление. Основной слой содержит полезную информацию. Она закодирована в виде микроскопических углублений. Считывание информации осуществляется слабым лучом лазера. Отражённый луч улавливается фотоэлементом (подобным стоящим в турникетах метро) и расшифровывается. Запись информации на лазерные диски и считывание информации с лазерных дисков происходят с помощью света, излучаемого лазером, поэтому лазерные диски иначе называют оптическими. При записи лазерный луч выжигает на поверхности диска микроскопические углубления, кодируя тем самым информацию (при считывании лазерный луч отражается от поверхности вращающегося диска). Такие диски следует оберегать от пыли и царапин.

5 остановка. Флеш-память

Учитель. Широкое распространение получили энергонезависимые диски, “флешки”, которые состоят из микросхем. Из преимуществ отметим малый размер, вес, более устойчив к внешним воздействиям, большая емкость при малых габаритах, возможность подключения практически к любому устройству считывания и работы в широком диапазоне температур. Из недостатков ограниченное число циклов записи-стирания перед выходом из строя, ограниченный срок автономного хранения данных.

Учитель. Наше путешествие заканчивается, и по дороге обратно в школу, нам необходимо преодолеть несколько препятствий.

V этап. Первичное закрепление.

1 препятствие (1 задание).

Прикрепить к магнитной доске карточки со словами, располагая их в правильный столбец. Классифицировать слова на носители информации и другие объекты. А затем носители информации на древние и современные.

Носители информации Объекты
Древние носители информации Современные носители информации
Камень Бумага Кирпич
Глиняные дощечки Флеш-карты Микрофон
Береста Дискеты Полотенце
Пергамент Винчестер Клей
Бумага Лазерные диски Колонки

VI этап. Первичная проверка новых знаний.

2 препятствие (2 задание).

Самостоятельная работа. Вы получаете карточки, на которых записаны разные объекты, надо подчеркнуть только носители информации.

Подчеркни носители информации

КЛАВИАТУРА, РУЧКА, КНИГА, ДИСКЕТА, ПАРТА, КАРАНДАШ, ПАПИРУС, ХОЛОДИЛЬНИК, БУМАГА, ЗЕРКАЛО, НОЖНИЦЫ, КАМЕНЬ, ОЧКИ, ФЛЕШКА, УЧЕНИК.

Теперь передадим свою карточку соседу по парте для проверки. Проверим это задание вместе. Выставим оценки:

  • 14-15 правильных слов – “5”,
  • 11-13 правильных слов – “4”,
  • 8-10 правильных слова – “3”.

VII этап. Практическая работа.

3 препятствие (3 задание).

А теперь поработаем с клавиатурой в режиме ввода слов. Тренируемся вводить слова (изученные термины) в компьютер с помощью клавиатуры.

  • КНИГА,
  • ДИСКЕТА,
  • ПАПИРУС,
  • БУМАГА,
  • КАМЕНЬ,
  • ЛАЗЕРНЫЙ ДИСК.

VIII этап. Обобщение. Выставление оценок.

Преодолев все препятствия, мы вернулись в школу. Молодцы, ребята, мы сегодня хорошо поработали. Давайте расскажем, где мы побывали, что видели? Мы с вами совершили путешествие по стране, которая называется как?

Давайте вспомним наш маршрут, где мы делали остановки?

  • Какие остановки отнесем к древним, а какие к современным?
  • Как вы думаете, какие их них самые удобные для вас? Самые быстрые? Самые доступные?
  • Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?
  • Как вы думаете, как будет выглядеть носитель информации будущего?

IX этап. Домашнее задание.

Создать на бумаге графическое изображение носителя информации будущего (лет через 10-15) и придумать его название.

Спасибо за урок!