Цели деятельности педагога: создать условия для развития умений определять смысл вычитания чисел; познакомить с понятием вычитание отрицательных чисел, вычитание чисел с разными знаками.
Предметные: заменяют вычитание сложением и находят сумму данных чисел; вычисляют числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.
Личностные: объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения; проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, доброжелательное отношение к сверстникам; дают адекватную оценку деятельности.
Метапредметные:
- регулятивные: составляют план выполнения задач, решают проблемы творческого и поискового характера;
- познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи;
- коммуникативные: умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций.
Ход урока
I. Повторение ранее изученного материала.
1. Какие числа называются противоположными? Приведите свои примеры.
2. Решите примеры устно (слайды 2 – 7).
II. Объяснение нового материала.
1. Вычитание отрицательных чисел имеет тот же смысл, что и вычитание положительных чисел: по заданной сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое. Чтобы найти искомое слагаемое, можно прибавить к сумме число, противоположное известному слагаемому. Например, 8 + 3 = 11, и потому 11 – 8 = 3.
Но 11 + (–8) = 3 (слайд 8).
2. Решение примеров с помощью координатной прямой (слайды 9 – 11).
3. Создание проблемной ситуации для введения правила вычитания чисел (слайд 12).
4. Работа с учебником по отысканию правила: чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому (слайд 13):
а – b = а + (–b).
5. Любое выражение, содержащее лишь знаки сложения и вычитания, можно рассматривать как сумму (слайд 14).
например,
–18 – 14 = –18 + (–14) = –32;
–8 + 6 – k = –8 + 6 + (–k) = –2 + (–k).
6. Слайды 15 - 16 позволяют решить проблемный вопрос о знаке разности.
7. Если уменьшаемое и вычитаемое равны, то их разность равна нулю.
64 – 64 = 0; 2,8 – 2,8 = 2,8 + (–2,8) = 0.
III. Закрепление изученного материала.
- № 1091 (а; ж; з) на доске и в тетрадях.
- № 1091 (б; д; и) – самостоятельно с последующей проверкой.
- № 1093 на доске и в тетрадях.
Решение.
а) –28 – (–32) = –28 + 32 = 4;
б) –46 – 30 = –46 + (–30) = –76;
в) 50 – (–24) = 50 + 24 = 74;
г) х – 80 = х + (–80);
д) –30 – р = –30 + (–р);
е) 6 – (–а) = 6 + а.
4. Решить № 1090 (а; б; в) с комментированием на месте.
5. Решить № 1091 (в; г; е) самостоятельно.
Решение.
в) –21 – (–19) = –21 + 19 = –2;
г) 9 – (–9) = 9 + 9 = 18;
е) –5,6 – (–3,1) = –5,6 + 3,1 = –2,5.
5. Решить устно № 1087 по демонстрационному термометру.
Решение.
х + (–12) = –8; х = –8 – (–12) = –8 + 12 = 4.
Ответ: было утром 4 °С.
6. Рассмотреть задачу нахождения длины отрезка (слайды 17 – 18).
IV. Задание на дом: п. 34, правила; № 1109 (а–ж), 1112 (а; в) (слайд 19).
V. Итог урока.
1. Объясните решение примеров (слайд 20).
2. Каким действием можно заменить вычитание числа а из числа b?
3. Выполните вычитание (слайды 21–22)
4. Это интересно (слайд 23).