Мы продолжаем делиться секретами своей работы.
Как известно, 2016 год был объявлен годом кино и не просто потому, что в этой области возникло множество проблем, но и потому, что это год 80-летия студии “Созмультфильм” и 110-летие со дня рождения великого киносказочника Александра РОУ.
Мы провели еще одну сказочную тропу, но назвали ее так – “Экология русской души”, вложив в это понятие красоту, лиричность, необычность русского народа.
Помочь ребёнку стать человеком духовным, способным чувствовать мир, природу, понимать себя через произведения литературы – вот цель нашей работы. Мы должны научить детей читать, понимать, анализировать художественные произведения. Считаем, что в этом нам помогут наши сказки.
Воспитание полноценной личности, человека – воспитание сказкой.
Воспитание полноценной личности, человека – патриота, осознающего всю ответственность за результаты своей деятельности, волевого, мужественного, верящего в свои силы – задача школьного учебно-воспитательного процесса.
В сегодняшних условиях особое значение в становлении нравственных основ подрастающего поколения приобретают народные традиции, сохраненные в русских сказках. Учащимся необходимо дать знания о складывавшейся в течение веков духовности русской народной культуры. Это позволит молодым людям не потерять свои корни, национальное самосознание.
Нравственный потенциал сказок поможет противостоять миру, в котором стала преобладать атмосфера бездуховности, спровоцированная рыночной идеологией, низкопробной массовой культурой, наводнившей страну малохудожественной литературой и видеопродукцией.
Обращение к сказкам важно именно в младшем школьном возрасте. В этот период своей жизни ребенок, уже имея определенные представления о нравственности, начинает свое саморазвитие, а сказка помогает ему, так как содержит вечные ценности. В сказках сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь.
Еще один популярный жанр у детей - киносказка.
Сказка для ребенка - то же самое, что классика для взрослого: она и энциклопедия жизни, и учебник, и источник эстетического наслаждения. Сказка дает ребенку возможность пережить всю сложную гамму чувств. Она рождает уверенность в том, что доброе начало восторжествует, а зло будет наказано. Наверное, поэтому театр и кино всегда будут обращаться к вечным сюжетам сказок о Красной шапочке, Царевне Лягушке, о Золушке...
В нашей стране создано более ста сказок на экране. Крупица по сравнению с бесконечным многообразием бытующих в мире народных и литературных сказок. И очень много, если представить себе тот путь, который прошел наш кинематограф от первой игровой ленты до широкоэкранного, широкоформатного, многосерийного фильма-сказки наших дней. Да, сказка всегда влекла к себе режиссеров театра и кино, но далеко ни всем удалось осуществить свою мечту, поскольку дети - самые строгие кинокритики.
В киносказке прежде всего должна быть сама суть сказки, неуловимая, легкая, ясная, как взгляд и смех ребенка, суть, замешанная на вере в добро и в гармонию мира. Сказка ищет дорогу к сердцу современного ребенка, она стремится соответствовать духовной сложности маленького зрителя, уважает его личность, доверяет его чувствам.
У сказочного кинематографа много дорог: воплощение на экране сказки во всей правде ее национального характера и поэзии фольклорных образов; экранизация классической литературной сказки, где философский смысл, поэзия нравственного чувства, писательская индивидуальность обретает новые грани, новую форму и способ выражения; создание современной сказки. Все эти дороги трудные: безымянная сказка требует авторства; простая – сложного внутреннего содержания; старая как мир, известная до буквы – оригинального взгляда; вечная – современного подхода
Сказки на экране отвечают чаяниям ребят. Младшие школьники любят необыкновенное и героическое, забавное и смешное, фантастическое и таинственное. Все это есть в киносказках. Сказка идеально приспособлена к детскому сознанию, она учитывает психофизические особенности ребенка.
Как известно, речь наших детей изобилует глаголами. И почти во всех народных сказках повествование основано на однокоренных, все время повторяющихся глаголах, например: "бил-бил, не разбил". Ребенку еще трудно сосредоточиться, долго держать свое внимание на чем-то одном. Повторами сказка облегчает ему эту задачу. Весь строй ее отвечает повышенной моторности детей.
В детстве каждый так или иначе ощущает разрыв между желаниями и возможностями, между известным опытом и неведомым сложным окружающим миром, между стремлением к самостоятельности и опекой взрослых, страхом, ощущением своей беззащитности и жаждой исследования. Сказка дает выход этим чувствам, помогает ребенку определиться в сложном мире взрослых.
Обладающая великой силой воздействия как произведение словесного искусства, сказка обрела новые возможности с развитием киноискусства.
На уроках эстетики мы знакомим учащихся с творчеством самых замечательных режиссеров, для которых сказка стала делом всей их жизни: А.Роу, А.Птушко, Н.Кошеверовой и М.Шапиро; сценаристов киносказок: Е.Шварца, С.Михалкова, О.Леонидова, Г.Владычиной; с творчеством киноактеров, глубоко понимающих и любящих жанр киносказки: Г.Милляра, Л.Потемкина, С.Столярова, А.Хвыля, Э.Гарина и других.
Беседуя с детьми о творчестве известных создателей киносказки, мы рассказываем о многообразии жанров сказочных фильмов:
- сатирическая комедия - "Огонь, вода и ... медные трубы";
- героическая киноповесть - "Кащей-Бессмертный";
- лирическая сказка - "По-щучьему велению";
- романтическая экранизация гоголевских повестей - "Ночь перед Рождеством" и "Майская ночь, или Утопленница"; сказка-балет - "Хрустальный башмачок", оперетта-карнавал - "Мама";
Необходимо у школьников воспитывать и развивать умение видеть. Иногда произведение искусства, показанное ребятам на экране, воспринимается ими очень поверхностно, смотрится бездумно и быстро исчезает из памяти, не оставляя следа в душе детей, не задевая их чувств. Бывает,что подобный негативный результат, обусловлен просчетами сценариста или режиссера, забывших об особенностях возраста. Чаще же дело вдругом - в недостаточной эстетической подготовленности школьников.
Формы внеклассной работы по эстетическому воспитанию детей средствами киноискусства могут быть самыми разными: коллективный поход в кинотеатр, индивидуальный просмотр фильма по телевидению с последующим его обсуждением, конкурсы, викторины, путешествия в Кинострану, организация выставок, где могут демонстрироваться фотографии-кадры из фильмов, фотографии любимых детьми артистов, режиссеров, творческие работы школьников на кинотемы /рисунки, поделки, киносценарии учащихся и т.п./
Младшие школьники любят делиться впечатлениями о просмотренных фильмах и телепередачах, но многие не могут передать их содержание, эмоции переполняют детей, а главный смысл увиденного остается не понятым. Следовательно, школьников необходимо нацеливать на предстоящий просмотр фильма, создавать у них определенное настроение, направлять их мысль в нужную сторону. После просмотренного фильма следует обратить внимание детей на художественные средства, которые были использованы создателями: музыку, танцы, костюмы, декорации, картины родной природы/ поле, озеро, березовая роща, лесная опушка, цветочная поляна/. Важно, чтобы киноискусство пробудило в юном зрителе художника, способного к сильному эстетическому переживанию.
Некоторые темы занятий для младших школьников
1 | 1. Нравственно-патриотический потенциал сказок А.Роу | Образ Защитника в сказке “Кащей Бессмертный” (1944.) реж. А.Роу | Просмотр сказки, выявление идеи, темы и сверхзадачи кинофильма (в игровой форме) |
2 | Образ Родины-матери в сказке “Золотые Рога” (1972) реж. А.Роу | Просмотр сказки, организация работы в минигруппах, предусматривающей ответ на вопрос: “Как изменяется образ Евдокии от начала фильма к концу” | |
3 | Нравственные проблемы, которые поднимаются реж. А.Роу в сказках “Кот в сапогах” (1957) и “Морозко” (1964) | Просмотр эпизодов сказок “Кот в сапогах” и “Морозко”, организация и проведение викторины на тему: “Какие недостатки были у героев сказок и как они их преодолели”. | |
4 | Портрет младшего школьника в сказке “Королевство кривых зеркал” (1963) реж. А.Роу | Просмотр сказки, организация и проведение дискуссии на тему: “Хорошие и плохие качества характера главной героини Оли”. | |
5 | Взрослые и дети в сказке “Варвара краса – длинная коса” (1969) реж. А.Роу | Просмотр сказки. Обсуждение в игровой форме поведения взрослых и детей (в соответствие с нравственными идеалами: взрослые обманывают, подменяют детей и т.д.; дети честные, искренние и т.д.) | |
6 | Определение самооценки детей, их основных нравственных установок, которые они используют в своей жизни | Написание сочинений по темам (по
выбору): “За что я ценю своих друзей”; “Мои достоинства и недостатки”; “Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты” |
|
7 | Образ добра и зла в изученных сказках А.Роу | Игра, направленная на выявление характеристик образа “зла” и “добра” с выявлением качеств, присущих положительным и отрицательным персонажам |
Сказочные образы сохранились в народной памяти в течение тысячелетий, так как содержали в себе непреходящие ценности всечеловеческого бытия и сознания.
Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что, так или иначе, дорого людям. В итоге, сама устойчивость сказочного предания доказывает, что оно заключает в себе что-то невероятно значительное (доброе, хорошее, нужное, прочное, вечное) и потому – незабываемое.
Источники
- http://urok.slovarik.org/vneklassnaya-rabota-24/data-id9263
- http://www.dslib.net/teoria-vospitania/nravstvennoe-vospitanie-mladshih-podrostkov-v-processe-izuchenija-russkih-skazok.html