Цель:
- расширить знания учащихся по ориентированию в мире профессий,
- способствовать развитию личностных особенностей воспитанников, влияющих на успешность профессиональной деятельности,
- создать условия для осознанного выбора воспитанниками будущей профессии с учётом индивидуальных возможностей и склонностей, а также потребностей на рынке труда.
Задачи: раскрыть понятие правильный выбор профессии
- нацелить воспитанников на серьёзное осмысление в поиске выбора профессии,
- воспитывать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии,
- способствовать формированию воспитанниками целей дающих человеку смысл жизни.
- познакомить с разнообразием существующих профессий и ошибками при выборе профессии.
- развивать способности ориентироваться в мире профессий, развивать личные особенности воспитанников, влияющие на успешность в профессиональном выборе (любознательность, активность, умение работать в группе, в коллективе).
Оборудование: проектор, раздаточный материал, классная доска, тетради воспитанников.
Ход занятия
I. Вступление. Организационный момент.
1. Игра “ Приветствие”.
- Встаньте, пожалуйста, все кто.-
- Все кто сегодня проснулся с хорошим настроением.
- Все кто сегодня не опоздал в школу.
- Все кто пришёл на занятие в хорошем настроении.
- Все кто пришёл без желания.
- Все кто пришёл с желанием.
- Все кто хочет узнать новое.
- Все кто уже выбрал себе профессию.
- Все кто ещё не определился с выбором профессии.
- Поприветствуйте друг друга пожмите руку.
Желаю всем быть внимательными, терпеливыми, плодотворно работать.
2. Целеполагание.
Прочитайте тему занятия, запишите её в тетрадь и подумайте о чём пойдёт речь на нашем занятии?
(О выборе профессии).
А для чего нам нужно задуматься над правильным выбором профессии?
Как вы думаете?
Цель занятия: Сегодня на занятии мы узнаем, что такое правильный выбор профессии, какие существуют проблемы в выборе профессии, а также познакомимся с самыми распространёнными ошибками при выборе профессии, разнообразием мира профессий, познакомимся со статистикой самых популярных и востребованных профессий.
II. Новый материал.
1. Работа с терминами. Приложение 1.
- Как вы понимаете словосочетания? На доске.
ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ
“Правильный выбор профессии — это, прежде всего процесс, цепочка взаимосвязанных шагов осуществляемых с учётом различных обстоятельств, которые можно разделить на 4 группы:
- планы: личные планы человека относительно его будущего (зачастую, как показывает практика, приходится учитывать и планы его близких родственников)
- Склонности: интересы к определённым видам деятельности, пожелания.
- Способности: как уже известные ему, так и скрытые, не успевшие проявится
- Анализ спроса на рынке труда.
Как вы думаете, от чего зависит выбор профессии? Приложение 2.
Для решения проблемы выбора профессии необходимо:
1. Познакомится с миром профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы, актуальны в нашем регионе.
2. Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, характер и т.д.), узнать свои слабые и сильные стороны.
3. Выбрать привлекательную профессию, которой вы собираетесь посвятить жизнь.
4. Лобробно изучить выбранную вами профессию: ознакомиться с её требованиями, условиями труда;
5. Соотнести полученные знания о профессии со своими возможностями. Всё это позволит вам сделать правильный выбор профессии.
Вывод.
Профессиональную судьбу вы намечаете, как правило, по окончании школы. Поэтому прежде чем определится с профессией, нужно дать себе правильную оценку и понять, что вас больше интересует. Важна подготовка к труду вообще, к работе по конкретной профессии или специальности. (Спросить термины). Профессия — это род деятельности, связанный с определённой областью общественного производства. Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.
Чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности. Да, вам сейчас очень трудно сделать свой выбор сразу и на всю жизнь. Выбор профессии равносилен выбору судьбы.
2. Теперь давайте подумаем вместе, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию?
Ответы детей.
Вывод.
Классификация распространённых ошибок. Приложение 3.
1. Незнание правил выбора профессии:
- выбор профессии за компанию
- перенос отношения к человеку на саму профессию
- отождествление учебного предмета с профессией
- ориентация сразу на профессию высокой квалификации
- неумение определить путь получения профессии.
2. Незнание самого себя:
- незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей
- неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
3. Незнание мира профессий:
- увлечение только внешней стороной профессии
- незнание требований профессии к человеку.
Запишите.
1. Незнание правил выбора профессий
2. Незнание самого себя.
3. Незнание мира профессий.
- Как вы считаете, можно ли избежать этих ошибок?
- Каким образом?
- Что для этого нужно делать?
Вывод.
Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие — около половины — так и не находят применения своим знаниям и становятся безработными. После окончания учёбы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. В России только 31% молодых людей от 15-24 лет обеспечены работой. Почему же так получилось: с одной стороны — острая нехватка специалистов, а с другой - безработица, лишние люди?
Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате - разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.
III. Закрепление.
1. “Ярмарка профессий”. Работа в группах.
Как вы думаете. Что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и
(Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадёт чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Время от времени одни профессии и специальности становятся нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого мы разделимся на группы.
А) Какие на ваш взгляд профессии пользуются самым большим спросом на рынке труда? (секретарь-референт, программист, менеджер по продажам, главный бухгалтер, специалист по информационным технологиям).
Б) Какие на ваш взгляд профессии являются новыми на рынке труда? (верб-программист, верб-дизайнер, аудитор, бренд - менеджер, логистик, маркетолог, мерчендайзер).
Веб-програмист, веб-дизайнер - это специалисты по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.
Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает её успешность и эффективность.
Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы.
Логистик — специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции. Маркетолог — в переводе с латыни “знающий рынок”. Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения. Марччендайзер — это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, даёт советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.
В). Какие на ваш взгляд самые редкие профессии? (Титестер, постижёр, мастер спецэффектов).
Титестер - дегустатор чая. По вкусу и запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом исключительно тонким обонянием. Чай, который мы с вами пьём смешанный. В нём может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.
Постижёр — это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардой. Эта профессия тесно связана с творчеством — в театре постижер не просто делает парик, а создаёт образ. Часто в театре постижеры — это ещё и гримёры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется терпение, усидчивость.
Мастера спецэффектов — участвуют в создании рекламных роликов. Они придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты. Газированные напитки, йогурты, шоколад — все, что вы видите на экране в рекламе - это не настоящие продукты, а их заменители. Чтобы на экране пельмени красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода холодной. Видимость кипения создают сразу 2 устройства: компрессор, наподобие тех, что используют в аквариуме, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом всё изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачиваются соответственно.
Г). Какие на ваш взгляд профессии, которые всегда нужны?
(врач, учитель, дворник, строитель, шофёр, парикмахер, пекарь, земледелец, животновод, слесарь-водопроводчик, повар).
Д). Какие на ваш взгляд самые отважные профессии?
(пожарный, каскадёр, лётчик-испытатель, космонавт, моряк-подводник, сапёр).
Вывод:
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тысяч. Но, выбирая, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, страну, в которой живём.
Проанализировав статистику и спрос на рынке труда можно указать десятку профессий:
- наиболее популярных.
- профессии, на которые будет самый большой спрос в ближайшее время
Профессии наиболее часто встречающихся критериев выбора.
2. Сейчас мы с вами проведём “Ранжирование”.
Задания будем выполнять по вариантам. Узнаем, совпадёт ли ваше мнение со статистикой.
- 1 вариант. Ваша задача на карточках расставить названия профессий в порядке популярности.
- 2 вариант. Расставить названия профессий в порядке, на которые будет самый большой спрос.
- З вариант. Расставить критерии выбора профессии в порядке значимости.
Выполнение заданий на карточках.
Сравнение со статистикой.
Проверка. У кого 10 совпадений,9,8,7... Приложение 4.
Список наиболее популярных профессий:
- Экономист (18,3%)
- Менеджер (11,2%)
- Автомеханик (8,6%)
- Лингвист-переводчик (8,6%)
- Юрист (7,6%)
- дизайнер (5,8%)
- Хирург (5,6%)
- Программист (5,6%)
- Инженер (4,4%)
Профессии, на которые будет самый большой спрос в ближайшее время
- Специалисты по финансам
- Специалисты по продажам
- Технический персонал
- Инженерный персонал
- IТ-сфера
- Специалисты по страхованию
- Строители
- Специалисты по недвижимости
- Администраторы по компьютерным технологиям‚
Список наиболее часто встречающихся критериев выбора:
- Высокооплачиваемая (36,5%)
- Интересная (28%)
- Престижная (24,3%)
- Популярная (15,8%)
- Легкая (12,1%)
- Востребованная (10,3%)
- Легкие экзамены при поступлении (2,4%)
- Перспективная (1 ,2%)
- Близость учебного заведения (1,2%)
- Качества личности (1,2%)
Соотнеся списки профессий, полученных при исследовании можно составить список тех профессий, одновременно желаемых старшеклассниками и востребованных в ближайшем будущем.
(экономист, менеджер, автомеханик, программист, инженер).
Сделать правильный выбор — значит найти свою профессию, которая интересна и привлекательна, доступна и посильна, на неё есть спрос на рынке труда.
3. Игра в парах. “Самая — самая”.
Самая зеленая — ...Самая сладкая — ...Самая денежная — ...Самая волосатая... — Самая детская —... Самая смешная — ...Самая общительная — ...Самая серьезная —... Самая опасная — ...Самая бумажная — Самая забытая - ... Самая стильная -...
- (садовод, лесник, цветовод , агроном и др.;)
- (кондитер, продавец в кондитерском отделе;)
- (банкир, проф. теннисисты, боксеры, модели;)
- (парикмахер;)
- (воспитатель,, педиатр, учитель;)
- (клоун, пародист;)
- (журналист, экскурсовод, учитель, массовик- затейник;) (хирург, разведчик, милиционер, политик,;)
- (сапер, каскадер;)
- (бухгалтер, экономист, библиотекарь)
- (конюх, камердинер, ключник, трубочист, ямщик,
- (стилист, визажист, дизайнер, парикмахер)
Как вы определили, что названная вами профессия обладает этой характеристикой? Откуда вы об этом узнали?.
4. В начале 1 990-x годов многие специалисты остались без работы. Сейчас с восстановлением промышленности ситуация изменилась. Работодателям нужны квалифицированные кадры, на которые существует настоящий дефицит. Подумайте, какими чертами характера должен обладать человек при выборе той или иной профессии.
Какие, по вашему мнению, качества, в качествах характера помогают в рыночных условиях?
Отметьте. Подчеркните.
- Хитрость
- Умение планировать свои действия
- Готовность к риску
- Страсть к удовольствию
- Умение вести беседу
- Боязливость
- Беспечность
- Эрудированность
- Крепкое здоровье
- Хвастливость
- Чувство юмора
- Стыдливость
- Честность
- Образованность
- Искренность
- Праздность
- Эгоизм
- Воля
- Трудолюбие
- Угодничество
Проверка. Назовите, какие качества характера вы подчеркнули.
Думаю качества, которые вы выбрали, помогут вам в достижении поставленных вами целей.
Помогут задуматься над тем, как развить эти качества.
5. Игра “На ошибках учатся”.
Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет: (да, нет)
1. профессия выбирается раз и навсегда.
2. выбор профессии зависит от толщины кошелька.
З. нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
4. профессия предназначена человеку от рождения.
5. по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
б. профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
7. профессию следует выбирать, уже став взрослым.
8. чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
9. если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
10. психолог — не помощник в выборе профессии.
(на самом деле все утверждения являются ложными)
Ведущий 2: Посчитай, со сколькими заблуждениями ты согласился.
- 0-2. Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.
- 3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.
- 5 и больше. Попробуй честно взять ответственность за выбор профессии на себя.
Возможно, тогда ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.
Вывод:
Примерно каждый третий ошибается в своём выборе и каждый второй не совсем доволен, и если бы начинать сначала то наверное. Пошёл бы по иной стезе.
Так почему же, так много молодых людей ошибаются в своём выборе:
- не знают правил выбора профессии
- не знают существующих профессий
- выбирают за компанию
- не хотят узнавать негативные стороны профессии
- не знают самого себя
- не имеют способностей и склонностей к этой профессии
- идут за модой.
Это самые распространённые ошибки.
6. Выступление приглашённых.
IV. Подведение итогов.
Сегодня вы получили информацию о правильном выборе профессии и об ошибках в выборе.
Многим стоит задуматься, как лучше использовать особенности способности при выборе профессии.
Самое главное помнить, что окончательный выбор за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции вам) и обеспечивать реализацию ваших возможностей (пользу обществу).
V. Обобшение.
- Что нового вы узнали?
- О чём думали?
- Что показалось интересно?
Какое задание показалось интересным?
- Пригодятся ли знания в дальнейшем?
Что (как вы считаете) нужно запомнить?
VI. Рефлексия. Оцените себя.
Кто считает, что сегодня очень активно работал на занятии? Понравилось
Поставьте в тетради!!!
Кто работал, но считает недостаточно активно. На занятии понравилось,
Поставьте!!
Кто был пассивен, ничего не понравилось. Поставьте!
VII. Домашнее задание. Подумайте, какую профессию или специальность вы хотите получить и в каком учебном заведении.
VIII. Заключение.
Всем спасибо за плодотворную работу!
Литература.
1. Давыдов А.В. Классные часы 8-9 класс. Вако 2010 г.
2. Михайлина М.Ю. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников. Волгоград.2009 г.
3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. Глобус. 2006 г.
4. Журнал. Спутник классного руководителя. №7. 2013 г.