Урок-проект по теме "Стилевые направления в европейских прическах и костюмах ХХ века"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (8 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (6 МБ)


Основная задача преподавания курса истории прически и костюма в среднем специальном учебном заведении состоит в достижении студентами такого уровня подготовки, который позволил бы им: успешно овладеть другими учебными дисциплинами, использующими знания, полученные на занятиях по истории прически и костюма, всесторонне развиваться; использовать полученные знания в процессе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности.

Учебные занятия в группах СПО по дисциплине “История прически и костюма” проходят по два часа несколько раз в неделю, что позволяет углубленно изучить материал; а также дает возможность создать особую эмоциональную атмосферу, погрузится в увлекательный мир прошедших исторических эпох.

Поскольку основная задача преподавателей СПО подготовить высококвалифицированных и компетентных специалистов необходимо учитывать профессиональную специфику. В данном случае вашему вниманию представляется методическая разработка уроков для специальности “Стилистика и искусство визажа”.

Урок проходит в форме защиты индивидуального проекта. В современной педагогической литературе высказываются мнения о том, что именно в проектной деятельности наиболее ярко проявляются способности обучающихся [2].

Студенты, разрабатывая данный проект, ставили своей целью создание художественного образа в стиле определенного десятилетия XX века. Для достижения этой цели решались следующие задачи: изучить историю возникновения стиля, проанализировать современные тенденции моды в данном стиле, обосновать целесообразность выбора одежды, прически, макияжа и аксессуаров для создания образа в конкретном стиле. Для наглядности обучающиеся использовали модель, выявляя ее индивидуальные особенности и разрабатывая образ с учетом внешнего облика модели.

Цель урока: формирование знаний о стилевых направлениях в прическах и костюмах XX века.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания о стилевых направлениях в прическах и костюмах XX века; формирование умения работать с литературой и интернет ресурсами, формирование умения осуществлять поэтапное планирование учебной деятельности.
  • Развивающие: развитие грамотной речи, ассоциативно – образного мышления, умения выделять главное, строить аналогии; развитие внимания, памяти, развитие эстетического вкуса, творческих способностей.
  • Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплины, воспитывать нравственно – эстетического восприятия окружающего мира, любовь к искусству; уважение к товарищам, трудолюбие.

Оборудование урока:

  • Наглядные пособия: фотографии “звезд” театра, кино, эстрады.
  • Раздаточный материал: план урока, глоссарий.
  • Технические средства обучения (интерактивная доска). Презентации: “Создание образа в стиле 20-х годов XX столетия”, “Создание образа в стиле 50 – х годов XX столетия. Стиляги”, “Создание образа в стиле 70 – х годов XX столетия. Хиппи”, “Создание образа в стиле 80 – х годов XX столетия”, “Создание образа в стиле 90-х годов XX столетия. Стиль “Гранж”.”, фрагменты кинофильмов, аудиозаписи.

Примечание: продолжительность учебного занятия 90 минут; в ходе урока обучающиеся составляют опорный конспект.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Сообщение целей, задач, плана урока.

Вступительное слово учителя:

В начале XX века капитализм вступил в высшую стадию своего развития – империализм. Закончился раздел мира между сильнейшими державами, и началась борьба за ее передел. Усиливается угнетение трудящихся. Растет рабочее движение. В конце XIX века в искусстве зарождается стиль “модерн”. Романтические увлечения, интерес к народному искусству, средневековью стали признаками этого стиля. Этот стиль наложил свой отпечаток не только на изобразительное искусство, но и на развитие моды, костюм и прически XX столетия.

Главным требованием современной моды становится естественность и простота. Благодаря товарам массового производства модные изделия становятся доступными средним слоям населения.

Иным становится и эталон красоты. Многие женщины работают в сфере производства, занимаются спортом, путешествуют. Возникает новый идеал красоты: женщина – подросток, худощавая, с длинными ногами.

Все чаще объектами для подражания становятся актеры и актрисы кинематографа и театра. Так, эталонами мужской красоты считали Рудольфо Валентино, Дугласа Фэрбенкса, Кларка Гейбла, а среди женщин – Асту Нильсен, Грету Гарбо, Марлен Дитрих (демонстрируются фотографии, см. (Приложение 4). “Звезды” экрана вызывали восторженное поклонение. Модельеры ждали от них помощи в пропаганде новинок, фасонов костюмов, шляп, причесок. Благодаря “звездам” быстро распространяется мода на украшения, прически, косметику (форму губ, бровей).

Сейчас вашему вниманию предлагается индивидуальный проект на тему: “Создание образа в стиле 20 – х годов XX столетия” (проект защищает подготовленная студентка).

(Презентация 1. ppt. 1, 2 слайды)титульный лист, цели и задачи проекта.

Отгремели революции и войны, и на сцену эпохи вышла новая женщина. Уже прошедшая период самоутверждения, получившая или получающая избирательные права, реализовавшая себя в качестве посла, и разведчицы и поэтессы, и настоятельно потребовавшая для себя нового образа. Это и сформировало стиль моды 20-х годов – подчеркнутая индивидуальность и выраженная свобода. Грудь стягивается повязками, и образ женщины начинает приобретать мальчишеские черты – в моде “ла гарсон”. Он подчеркивается матросками, короткими стрижками, иногда и папиросками. В моду входит худоба и первые занятия фитнесом. (Презентация 1. ppt. 3 слайд).

Помимо платьев в 20-е годы большое внимание уделялось деловой одежде, ведь многие женщины начали работать. В этом отношении чаще всего использовались костюмы. Создавая этот вид одежды, модельеры того времени ориентировались прежде всего на классический “английский” костюм. Уже в 1914 году в женском гардеробе появилась одежда, напоминающая мужской костюм. Облик женского костюма 20-х обладал строгим характером с женственными элементами. Например, полочки жакета имели низкое расположение застёжки или же вообще были без неё. В форме воротников и лацканов, линии борта и других элементов кроя модельеры 20-х придерживались чёткости и отточенности. В 1920-х появились не только строгие костюмы, но и отдельные жакеты, которые предлагались как дополнение к юбкам или платьям. Такие жакеты можно было носить не только с платьями из плотной ткани, но и с платьями из шифона (Презентация 1. ppt. 4 слайд).

Это та эпоха, в которую начала творить Шанель (ее модный дом открылся в Довилле в 1913 году, но популярность приобрел только к середине 20-х годов). Первым делом она подарила женщинам брюки. Но никуда не исчезли и платья. Хотя и стали абсолютно другими (Презентация 1. ppt. 5 слайд).

Самым модным фасоном считалась практически ровная рубаха, прямоугольник сшитый по бокам, часто не имеющий рукавов с глубоким вырезом на спине. Длин такого платья была чуть ниже колена (Презентация 1. ppt. 6 слайд).

Перед 20-ыми годами сравнительно недавно процветала эпоха модерна. Поэтому в памяти и носителей нарядов, и модельеров были ещё те, украшенные вышивкой и кружевом, модели, особенно модели первого и второго периода – с 1890 по 1900 годы.

В особом почёте у дизайнеров были одежды ручного вышивания – объёмные аппликации, вышивки ришелье, изысканные кружевные изделия. Среди различных видов вышивания были оригинальные композиции, выполненные из шнура, тесьмы и жгута. В те же годы самое большое распространение получила вышивка бисером. Особенно хороши были наряды, в которых бисер сочетался с шелковой нитью (Презентация 1. ppt. 7, 8 слайды).

С исчезновением корсетов исчезает и шнуровка платьев на спине. Застежка переноситься вперед или на бок, вскоре изобретается и застежка – молния (Презентация 1. ppt. 9 слайд).

Немое кино. Танцы (Презентация 1. ppt. 10 слайд).

Пальто. В моделях 20-х можно было увидеть отделку мехом, имитирующим леопардовый. Распространились плащи, которые были удобны для езды в автомобиле или для железнодорожных путешествий. Были даже вечерние плащи, слегка расширенные книзу и отделанные мехом песца. В конце 1920-х годов стали популярны пелерины. Они тоже были простого кроя, их носили иногда вместо плаща или же в ансамбле с костюмом. Пелерины иногда заменяли рукава в плаще или же просто нашивались поверх рукавов.

Особенно популярен был мех кролика или зайца. Эти меха одни из самых дешёвых и легко поддающихся обработке. Меховое пальто делали мехом на изнаночную сторону, а манжеты, воротник и опушка по низу украшались более дорогим длинноворсовым мехом (Презентация 1. ppt. 11, 12 слайды).

Спортивная одежда (Презентация 1. ppt. 13 слайд). Обувь (Презентация 1. ppt. 14 слайд).

Белые воротники, длинные цветные галстуки, боа из длинноворсового меха, обычно накинутые на одно плечо. Непременным аксессуаром уважающей себя дамы для вечернего наряда был веер из кружева или перьев. 

Маленькие сумочки для вечернего ансамбля и сумки спортивного типа больших размеров. Летние сумки изготавливались из цветной соломки. 

Зонтики носили редко, ведь была мода на загорелую кожу. 

Популярным дополнением к одежде были шарфы и шали, красота которых могла затмить и нарядное платье. Бахрома могла доходить до полуметровых размеров. 

Чулки носили блестящие из искусственного или натурального шёлка, чаще это были чулки песочного, розового, иногда пепельного цвета. Тёмные и чёрные чулки исчезли, лишь в конце десятилетия появились чулки с более глубоким цветом. Зимние чулки изготавливали из хлопка и шерсти.

Самыми модными перчатками считались перчатки с манжетами. Они украшались вышивкой, росписью, инкрустацией, кружевом, плиссировкой.

В качестве бижутерии необыкновенно популярны длинные нити жемчуга, браслеты, похожие на древние, крупные серьги-клипсы. А еще в 20-х начали носить часы на руке (Презентация 1. ppt. 15 слайд).

Прически (Презентация 1. ppt. 16, 17, 18 слайды). Головные уборы (Презентация 1. ppt. 19, 20 слайды). Макияж (Презентация 1. ppt. 21 слайд).

Современная интерпретация стиля 20-х годов (Презентация 1. ppt. 22, 23 слайды).

Модные тенденции стиля 20-х в коллекциях мировых дизайнеров (Презентация 1. ppt. 24, 25 слайды).

Диагностика модели (Презентация 1. ppt. 26 слайд). Инструкционно-технологическая карта образного макияжа в стиле 20-х годов (Презентация 1. ppt. 27, 28,29 слайды). Модель в образе 20-х годов (Презентация 1. ppt. 30, 31 слайды).

В ходе демонстрации слайдов звучит музыка 20 – х годов (танго, джаз, чарльстон) и демонстрируются фрагменты немого кино с участием Веры Холодной.

А сейчас вашему вниманию предлагается индивидуальный проект на тему: “Создание образа в стиле 50 – х годов XX столетия. Стиляги” (проект защищает подготовленная студентка).

(Презентация 2. ppt. 1, 2 слайды)титульный лист, цели и задачи проекта.

Впервые стиляги появляются в 40-х годах XX столетия. В 1949 году данный термин применяет Беляев Д.Г. в сатирическом очерке для журнала “Крокодил”.

И уже в начале 50-х те, кто относили себя к данной субкультуре, почувствовали на себе постоянное преследование. Таких людей систематически высмеивали и осуждали на комсомольских собраниях. Движение практически угасло в середине 60-х годов (Презентация 2. ppt. 3 слайд).

Особенности стиля заключаются в неординарном внешнем виде, особой манере поведения, специфичном сленге, а также музыкальных вкусах (Презентация 2. ppt. 4 слайд).

Особенностями стиля стиляг для женщин была элегантность, смелость, женственность и жизнерадостность. Стиль одежды стиляги характеризовал праздник, яркие ткани и необычные сочетания делали образ неповторимым. Именно тогда в моду вошли клетчатые пиджаки у мужчин, широкие брюки, которые вскоре сменились на брюки-дудочки, узкие галстуки.

Девушки облачались в платья и юбки-солнце, обязательным атрибутом был пояс на талии, высокие прически дополняли образ. Самыми популярными принтами были клетка, горох, цветы – все то, что мы можем наблюдать и сегодня. (Презентация 2. ppt. 5, 6, 7 слайды).

Ключевые элементы стиля (Презентация 2. ppt. 8 слайд).

Модные тенденции стиля. Платья, аксессуары. прически (Приложение 1), (Презентация 2. ppt. 9, 10, 11, 12, 13, 14 слайды).

Диагностика модели (Презентация 2. ppt. 15 слайд). Инструкционно-технологическая карта образного макияжа в стиле 50-х годов. Стиляги (Презентация 2. ppt. 16, 17, 18, 19 слайды). Модель в образе 20 – х годов (Презентация 2. ppt. 20, 21 слайды).

В ходе демонстрации слайдов звучит музыка 50-х годов (джайв, фокстрот, вальс, рок-н-ролл, буги-вуги).

А сейчас вашему вниманию предлагается индивидуальный проект на тему: “Создание образа в стиле 70-х годов XX столетия. Хиппи” (проект защищает подготовленная студентка).

(Презентация 3. ppt. 1, 2 слайды)титульный лист, цели и задачи проекта.

Главными чертами стиля 70-х годов ХХ века стали разноплановость и эклектичность.

Это десятилетие сочетало множество стилевых направлений: этно, классика, романтика, фольклор, хиппи, спорт, милитари, сафари, диско, унисекс, панк. (Приложение 2), (Презентация 3. ppt. 3,4 слайды).

Знаковые вещи 70-х годов (Презентация 3. ppt. 5, 6, 7, 8 слайды). Тенденции десятилетия (Презентация 3. ppt. 9 слайд). Особенности стиля “хиппи”. История возникновения. Общие признаки стиля (Презентация 3. ppt. 10, 11, 12 слайды) Прически. Макияж (Приложение 2), (Презентация 3. ppt. 13, 14 слайды).

Одежда. Тенденции моды. Вся одежда в стиле хиппи изготавливается только из природных материалов – хлопка, льна, ситца, шерсти, кожи и тому подобных. Расцветка – яркая, насыщенная, главным образом здесь используются кислотные цвета, но и натуральные, пастельные не являются исключением. В качестве рисунка на одежде хиппи используются национальные узоры, цветочные принты, изображения геометрических и абстрактных фигур, символы мира, женского и мужского начала, любви и дружбы. (Приложение 2), (Презентация 3. ppt. 15, 16, 17 слайды).

Обувь в стиле хиппи – это простые босоножки, шлёпанцы и сандалии без малейшего намёка на каблук, с плетёными ремешками и тесёмками. Также к данному стилю подходят стоптанные туфли-лодочки, спортивные тапочки, которые обуваются на босую ногу. В холодное время года это могут быть грубые ботинки на шнуровке или свободные сапоги, также старые, побитые и со стоптанной подошвой. (Презентация 3. ppt. 18 слайд).

Важной деталью гардероба в стиле хиппи являются аксессуары. Приверженцы данного течения невероятно любят разного рода украшения и носят их в огромном количестве. Прежде всего, это элементы, позаимствованные из индийской, азиатской и южно-американской культур – бусы, серьги, браслеты, кольца, платки, повязывающиеся не только на голову и шею, но и на запястья, локти и даже лодыжки. Волосы украшаются плетёными ремешками, живыми либо искусственными цветами, очень часто в косы вплетаются нитки мулине и даже бусинки. Бижутерия в стиле хиппи изготавливается из природных материалов – дерева, кожи, высушенных плодов и растений. Вместо бус можно подобрать обыкновенный плетёный ремешок или шнурок с характерным кулоном в форме пацифика, знака инь или янь и им подобных. Кроме того, стиль хиппи предполагает ношение большого количества разнообразных фенечек ручной работы из бисера, ниток мулине и даже кожи, которые символизируют знак любви и дружбы, и очень часто эти фенечки изготавливаются именно для того, чтобы выказать симпатию кому-либо. (Презентация 3. ppt. 19 слайд).

Диагностика модели (Презентация 2. ppt. 20 слайд). Инструкционно-технологическая карта образного макияжа в стиле 70-х годов. Хиппи (Презентация 3. ppt. 21, 22, 23 слайды). Модель в образе 70-х годов. Стиль “Хиппи” (Презентация 3. ppt. 24, 25 слайды).

В ходе демонстрации слайдов звучит музыка 70 – х годов.

А сейчас вашему вниманию предлагается индивидуальный проект на тему: “Создание образа в стиле 80 – х годов XX столетия” (проект защищает подготовленная студентка).

(Презентация 4. ppt. 1, 2 слайды)титульный лист, цели и задачи проекта.

Главной характеристикой направления является чрезмерность: представители поколения в одежде предпочитали броские модели, очень короткую длину, слишком узкий или слишком объемный крой. Также чрезмерность проявлялась в макияже и выборе аксессуаров.

Наиболее типичные образы 80-х гг. – бизнес-леди, агрессивная сексуальность, романтическая красавица, идеальная спортивная фигура. (Презентация 4. ppt. 3 слайд).

Молодежь, которая является поклонниками рок – музыки и продолжателями этих традиций создают образы, сочетающие кожаные куртки с кроссовками и шляпами, спортивные бейсболки с обувью на каблуке. А те, кто любит поп-музыку того десятилетия, предпочитают наряды в стиле диско, яркие, сверкающие и немного космические. (Презентация 4. ppt. 4 слайд).

Особенности стиля. (Презентация 4. ppt. 5 слайд).

Прически и макияж.

Макияж – яркие тени, подводка для глаз, румяна, помада с перламутром. Макияж 80-х не придерживался каких - либо определённых правил, поэтому щёки у девушек даже днём пылали розовыми, а то и красными оттенками. (Приложение 3). Губы в 80-х красили преимущественно насыщенными оттенками-красный, коралловый, коричневый и даже фиолетовый, так же не обходилось без перламутрового блеска. (Приложение 2), (Презентация 4. ppt. 6 слайд).

Прическа – химическая завивка, начесы, зафиксированные лаком, обесцвеченные, мелированные, или выкрашенные в яркие цвета волосы. (Презентация 4. ppt. 6 слайд).

Одежда и аксессуары. (Презентация 4. ppt. 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 слайды), (Приложение 3). Обувь. (Презентация 4. ppt. 14 слайд).

Стиль 80-х на современном подиуме. Неординарные и местами вычурные тренды 80-х с огромными подплечниками, невообразимыми начесами и “боевым раскрасом” на лице у современных девушек вызывают только недоумение. Однако, мы наблюдаем, как мода 80-х годов и ее отдельные элементы возвращаются на мировые подиумы. О бунтарском духе тех лет вспоминают Marc Jacobs, Gucci, Channel, MaxMara, Dsquared 2 и др. (Презентация 4. ppt. 15, 16, 17, 18 слайды), (Приложение 3).

Диагностика модели (Презентация 4. ppt. 19 слайд). Инструкционно-технологическая карта образного макияжа в стиле 80-х годов. (Презентация 3. ppt. 20, 21, 22 слайды). Модель в образе 80 – х годов. (Презентация 4. ppt. 23, 24 слайды).

В ходе демонстрации слайдов звучит музыка 80 – х годов.

А сейчас вашему вниманию предлагается индивидуальный проект на тему: “Создание образа в стиле 90 – х годов XX столетия. Стиль “Гранж”” (проект защищает подготовленная студентка).

(Презентация 5. ppt. 1, 2 слайды)титульный лист, цели и задачи проекта.

Слово “Гранж” имеет сленговое происхождение, в американском просторечии так называют что-то неприятное, отвратительное и отталкивающее.

В мир моды стиль “Гранж” пришел из рок-музыки. Родиной этого направления стал город Сиэтл, из которого вышли такие группы как Alice in Chains, Soundgarden, Pearl Jeam и Nirvana, именно они и создали новый взгляд на действительность, вылившийся в целую субкультуру и “гранжевое” отрицание. (Презентация 5. ppt. 3 слайд). (Приложение 3).

Особенности стиля. Стиль “Гранж” неоднороден, эклектичен, его задача – совмещать самые несовместимые фактуры, цвета, рисунки, линии. Все и сразу – таков смысл этого стиля. Представители этого направления в моде одновременно напоминали панков и хиппи. В их облике привлекали внимание длинные спутанные волосы, старая секондхендовская одежда, рваные джинсы, полинялые футболки, мятые куртки, рваные платья и вытянутые свитера, а также этнические детали, кеды и армейские ботинки. Эти люди были равнодушны к тому, как их воспринимают окружающие, им самим было все равно, как они выглядят. (Презентация 5. ppt. 4 слайд). (Приложение 3).

В Высокую моду “Гранж” пришел в начале 90-х благодаря творчеству американского модельера Марка Джейкобса. (Презентация 5. ppt. 5, 6, 7, 8, 9, 10 слайды). (Приложение 3).

  • Прическа стиля “Гранж”. (Презентация 5. ppt. 11, 12 слайды).
  • Макияж стиля “Гранж”. (Презентация 5. ppt. 13, 14 слайды).
  • Силуэт одежды стиля “Гранж”. (Презентация 5. ppt. 15 слайд).
  • Обувь и аксессуары стиля “Гранж”. (Презентация 5. ppt. 16 слайд).
  • Одежда стиля “Гранж”. 10 маст - хэвов. м (Презентация 5. ppt. 17, 18, 19, 20, 21, 22 слайды).и
  • Стиль “Гранж” на подиуме. (Презентация 5. ppt. 23, 24 слайды).
  • М Диагностика модели (Презентация 5. ppt. 25 слайд). Инструкционно-технологическая карта образного макияжа в стиле “Хиппи”. (Презентация 5. ppt. 26, 27, 28 слайды). Модель в образе
  • “Хиппи” (Презентация 5. ppt. 29, 30 слайды).

В ходе демонстрации слайдов звучит рок-музыка.

Подведение итогов урока.

Анализ работы обучающихся. Выставление оценок.

Домашнее задание. С помощью опорного конспекта подготовиться к устному ответу по одной из тем сегодняшнего урока.

Список основной литературы:

  1. Васильев А. Судьбы моды. - М: Альпина нон-фикшн, 2014
  2. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности. Сборник статей. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  3. Мода. Цвет. Стиль / Н.Найденская, И.Трубецкова. - М.: Эксмо, 2015
  4. Сыромятникова И. С. “Искусство грима и макияжа” - М.: Оникс, 2015.