Урок истории по теме "Экономическое развитие в годы правления Александра III". 8-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


УМК: А.А.Данилов “История России в XIX веке”8 класс, М., “Просвещение”, 2010 г., Рабочая тетрадь “История России 19 век 8 класс” изд-во “Экзамен”, М.2013 г.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • Образовательная: Сформировать представление о личности Александра III, показать, что сущностью внутренней политики Александра III является корректировка реформ предшествующего царствования.
  • Воспитательная: способствовать становлению таких качеств, как умение выслушать чужую точку зрения, формировать умения вступать в диалог. Продолжать формирование ценностного отношения учащихся к нравственным качествам выдающихся государственных деятелей.
  • Развивающая: способствовать развитию у учащихся аналитического мышления, развивать навыки составления характеристики исторического деятеля.

Формирование УУД

Регулятивные Коммуникативные Личностные
1. Формирование умения целеполагания в учебной деятельности как умения самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи.

2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения

1. Развитие умения коммуникативной рефлексии

2. Формирование собственного мнения и позиции

3. Умение организации и планирования учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, способов взаимодействия

1. Формирование целостного представления о периоде правления Александра III

2. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

3. Умение работать с различными источниками информации

Средства обучения, включая ИКТ: перфокарты,проектор, мультимедийный проектор, презентация, документ-камера, литература по теме, карта “Россия в пореформенный период”.

Репродуктивный уровень:

  • выделять основные мероприятия внутренней политики;
  • знать термины и даты

Продуктивный уровень:

  • определять режим Александра III как авторитарный
  • давать оценку исторической личности

Творческий уровень: вести дискуссию о роли личности в истории

Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России

От Великой французской революции к Франции буржуазной. Наполеон Бонапарт. Россия при Александре I.Отечественная война 1812 года

Ожидаемые результаты:

  • Знание учащимися основных реформ Александра III
  • Умение проанализировать личность царя и ее влияние на проведение внутренней политики (исторические события)
  • Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

Формы контроля:

  1. Оценочное суждение
  2. Отметка за предоставленный опережающий материал

ХОД УРОКА

Организационный момент. (Учащиеся записывают дату). СЛАЙД 1

Учитель: Как вы думаете, почему прежде чем изучать деятельность царя, политического лидера, мы подробно рассматриваем саму личность?

Учитель: Исходя из ваших ответов и темы Экономическое развитие в годы правления Александра III”, поставьте цель урока.

Ответ учащихся: цель: Сформировать представление, какой характер носила политика Александра III, и понять, чем это было обусловлено. Разные точки зрения историков, а какой же он был на самом деле?

Проверка усвоения ранее изученного материала (работа с перфокартами, см. в приложении)

СЛАЙД 2 Учащиеся отвечают на 5 вопросов, отмечая галочкой правильный ответ в нужном отверстии. По окончании учитель, собрав листочки, протыкает шилом в нужном месте и сразу сообщает учащимся оценки.

1. Для разработки проекта крестьянской реформы Александр 2 в 1857 г. создал

А. Негласный комитет

Б. Секретный комитет

В. Редакционную комиссию

Г. Государственный совет

Д. Святейший синод

2. Выберите причину отмены крепостного права

А. Военно-техническая отсталость Российской империи от передовых промышленных держав

Б. Социальное расслоение крестьянства

В. Формирование рынка наемного труда

Г. снижение крестьянского движения против помещичьего гнета

Д. ликвидация угрозы возможного революционного переворота

3. Разработкой проекта отмены крепостного права руководил

А. Н.А.Милютин

Б. К.Д.Кавелин

В. А.М.Унковский

СЛАЙД 3

4. Отметьте, о какой реформе историк Р.Пайпс писал: “Она являлась по общему признанию наиболее успешной из Великих реформ и единственная дожила до конца царского режима без того, чтобы быть искромсанной всякими оговорками”.

А. Отмена крепостного права

Б. земская

В. городского самоуправления

Г. судебная

Д. военная

5. Закончите определение: “Крепостное право – это…”

А. повинность крестьян за право работать на земле

Б. возможность свободного ухода и переезда с места на место при отказе от земли

В. личная зависимость крестьянина от помещика, возможность быть избитым, проданным

Г. отсутствие у крестьянина всякой собственности и всех личных прав

Ключи: 1-б, 2-а, 3-а, 4-г, 5-г.

3. Работа по новой теме.

СЛАЙД 4 Рассказ заранее подготовленного ученика об Александре III с использованием презентации.

Александр III Александрович – выдающийся русский император. Правил Российской империей неполных четырнадцать лет. За годы его правления Россия стала могущественной и влиятельной державой. Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны стала настоящим всенародным праздником. СЛАЙД 5 Через Красную площадь торжественная процессия проследовала к Успенскому собору в Кремле. В соборе после прочтения молитв Александру III подали большую и малую императорские короны, и он возложил их на себя и на Марию Федоровну. После церемонии коронации царь вышел на Красное крыльцо и трижды поклонился русскому народу, отцом которого он теперь стал не только по велению своей души и сердца, но и по священному закону, утвержденному обрядом коронации. Торжества длились более двух недель. Тогда же, в Москве был освящен Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя был построен в память о победе русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Позже около храма установили памятник Александру III – императору, при котором Россия достигла вершины своего развития и величия.

СЛАЙД 6 Александр III справился с трудностями. Вопреки советам повысить налоги с крестьян, он отменил подушную подать. Казалось казна совсем останется без денег, но царь приказал создать Крестьянский банк, чтобы помочь крестьянам кредитами для выкупа земли у помещиков, а сами выкупные платежи уменьшить, но повысить сборы с торговли водкой, табаком, сахаром и ввести новые налоги на продажи дорогого имущества и на торговлю акциями. На недоуменные вопросы Александр III в шутку отвечал, что он – “мужицкий царь”. Император считал, что если будет богат крестьянин, будет богата и Россия. СЛАЙД 7 Писатель Тургенев, после встречи и беседы с царем, написал, что Александр III будет первым русским крестьянским царем.

Александр III очень много сделал для развития русской науки и искусства. Во время правления императора в России жил и работал гениальный ученый - Дмитрий Иванович Менделеев. СЛАЙД 8 Император Менделеева, знал его лично и часто советовался с ним, а когда было нужно, оказывал ему помощь и содействие. Всегда защищал ученого. Он говорил недоброжелателям: “Ничего не могу поделать. Менделеев у меня один”. Александр III обрадовался, когда узнал, что Менделееву, не избранному в России академиком, в Англии присвоили почетную степень доктора Оксфордского и Кембриджского университетов, что стало всемирным признанием достижений русской науки.

СЛАЙД 9 Александр III имел хороший музыкальный слух. С детских лет занимался музыкой и играл на нескольких инструментах в любительском оркестре. Узнав, что Чайковский оказался в трудном материальном положении и просит в счет будущих гонораров кредит – три тысячи рублей, тут же передал ему эту сумму безвозмездно из своих личных денег. А потом подарил дорогой перстень и назначил пожизненную пенсию – три тысячи рублей серебром. Когда Чайковский умер, его похороны оплатили за счет императора.

В.А.Жуковский был воспитателем его отца Александра II. Стихи Жуковского он называл “поэзией умного сердца”. Жена Александр III императрица Мария Федоровна по стихам Жуковского учила русский язык. К М.Ф.Достоевскому Александра III расположил патриотизм писателя и служение родине. Он пригласил Достоевского к себе на обед в Аничков дворец. Позже оказывал Достоевскому материальную помощь. Похоронили писателя в Александро-Невской лавре. Похороны оплатили за государственный счет, а вдове назначили пенсию в две тысячи рублей в год.

Император говорил, что если Толстой искренне заблуждается, то ему нужно посочувствовать, а если его поступки вызваны желанием прославиться, то он ответит за это перед Богом. Александр III не раз подчеркивал, что Толстой, как и Достоевский, - гениальный русский писатель и что оба они своим творчеством прославили Россию во всем мире.

СЛАЙД 10 Много сделал для русской живописи. Поддерживал художников – И.Н.Крамского, И.Е.Репина, В.А.Серова, В.Д.Поленова, скульптора М.М. Антокольского, В.И.Сурикова, В.В.Верещагина, В.М.Васнецова и особенно И.К.Айвазовского. Император лично присутствовал на открытии первой русской публичной картинной галереи Павла Михайловича Третьякова и с одобрением отозвался о ней. Император Александр III и императрица Мария Федоровна собрали уникальную коллекцию картин русских художников. Эта коллекция стала основой знаменитого Русского музея, носившего имя Александра III.

СЛАЙД 11 Император был образцовым семьянином, отцом четырех сыновей и двух дочерей. Он искренне любил свою жену и всегда находил время побыть с детьми. Его семейная жизнь служила примером для подданных. Александр III с неодобрением отзывался о тех, кто не мог навести порядок в собственной семье.

СЛАЙД 12 В 1888 году у станции Борки, недалеко от Харькова, тяжелый царский поезд на большой скорости сошел с плохо укрепленных рельсов и рухнул под откос. Александр III вместе с семьей в этот момент находился в вагоне-ресторане. Чтобы обвалившаяся крыша вагона не раздавила жену, детей и слуг, царь уперся в нее руками и удерживал эту невероятную тяжесть, пока все не выбрались из вагона. В катастрофе погибли несколько десятков человек, но все, кто оказался рядом с царем, остались живы.

СЛАЙД 13 Через несколько лет от ушибов, полученных во время катастрофы, у Александра III началось воспаление почек. Врачи отправили императора на лечение в Крым. Спустя некоторое время он умер в своем летнем дворце в Ливадии. Россия с горечью оплакивала кончину своего императора. Петр I создал Российскую империю, при Екатерине II она стала великой державой, а Александр III сделал ее богатой и могущественной.

По ходу рассказа учащиеся заполняют в тетради схему “Исторический портрет Александра III”. По мере дальнейшего изучения периода правления Александра, дети добавляют в схему изученные события.

Кто он? Внутренняя политика
Внешняя политика Итоги правления

СЛАЙД 14 Учитель предлагает учащимся добавить в исторический портрет из высказываний об Александре.

“Этот тяжелый на подъем царь не желал зла своей империи и не хотел играть с ней просто потому, что не понимал ее положения, да и вообще не любил сложных умственных комбинаций, каких требует игра политическая не менее, чем карточная. Правительство прямо издевалось над обществом, говорило ему: “Вы требовали новых реформ — у вас отнимут и старые””. (В.О. Ключевский)

Император Александр III был совершенно обыкновенного ума, пожалуй, ниже среднего ума, ниже средних способностей, ниже среднего образования; по наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний”. (С.Ю. Витте)

Замечаю совершенную индифферентность к делам. Занятия более профессиональные, чем умственные. — адмирал И.А.Шестаков об Александре III

У Александра Александровича <...> никогда не замечалось ни малейшей инициативы.  — Е.А.Феоктистов, “За кулисами политики и литературы” 

Учитель: Какие положения, черты вы добавили? Как вы думаете, почему он себя называл “мужицким царем”?

4.Учащимся предлагается самостоятельно ознакомиться с параграфом №31п.1, а затем вставить пропущенные данные в кластер. СЛАЙД 15

Обсуждение и проверка. СЛАЙД 16

Самостоятельное ознакомление с п.2, заполнение пропущенных данных в кластер СЛАЙД 17

Обсуждение и проверка. СЛАЙД 18

Самостоятельное ознакомление с п.3, заполнение пропущенных данных в кластер СЛАЙД 19

Обсуждение и проверка. СЛАЙД 20

Учитель предлагает рассмотреть все три схемы и найти схожие и различные черты в проведении экономических политик министрами финансов. На доске составляется табличка. СЛАЙД 21

Н.Х.Бунге И.А.Вышнеградский С.Ю.Витте
Схожее
Реформирование налоговой системы государства
Различие
Рост и развитие промышленности Реформирование денежного обращения Формирование транспортной сети страны

5. Закрепление изученного.

С помощью документ-камеры на экран проецируются задания (из рабочей тетради “История России 19 век 8 класс” изд-во “Экзамен”, М.2013г.) Самостоятельное выполнение учащимися заданий.

Задание 5.1.

  1. Александр III вступил на престол в ___________. (1881)
  2. Государственный деятель,обер-прокурор Синода, воспитатель Александра III, пользующийся сильным влиянием при дворе______________. (Победоносцев К.П.)
  3. Закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов был принят в ______(28.12.1881)
  4. Отмену подушной подати осуществил министр финансов ___________(Н.Х.Бунге)
  5. Выход крестьян из общины был ограничен законом____________ (1893- сохранение общины)
  6. Ночной труд женщин и несовершеннолетних детей был запрещен в _________ (1885)
  7. “Охранкой” называли__________ (отделения охранению порядка и общественной безопасности 80-е годы)
  8. Циркуляр “о кухаркиных детях” был принят в ____________ (1887)
  9. Закон о земских участковых начальниках был принят с целью________ (1889, для контроля общин самоуправления крестьян, разрешали земельные споры, незначительные ссуды)
  10. Новое Городское положение, повышающее имущественный ценз, усиливавший вмешательство властей в дела городского самоуправления, было опубликовано в ______ (1892)

Задание 5.2.

  1. Отметьте направления в политике Александра III, способствовавшие экономическому развитию страны.
  2. Учреждение Крестьянского банка
  3. Создание “Отделения по охранению порядка и общественной безопасности” при жандармерии
  4. Закон об ограничении штрафов, введение расчетных книжек, в которых указывались условия найма рабочего
  5. Закон об ограничении выхода крестьян из общины
  6. “Чистка” библиотек – изъятие книг, запрещенных цензурой
  7. Указ об обязательном выкупе наделов – прекращение временнообязанного состояния крестьян
  8. Строительство Транссибирской магистрали
  9. Новое городское положение, значительно повышавшее избирательный ценз и объявлявшее городских голов и членов управ состоящими на государственной службе
  10. Превышение вывоза российских товаров над ввозом иностранных

Ключи: 1, 6, 7, 9

Задание 5.3.

Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали промышленный переворот в России? Обведите цифры, под которыми эти черты указаны.

  1. строительство железных дорог
  2. появление первых бирж
  3. увеличение капиталовложений государства в науку
  4. высокие темпы развития мануфактур
  5. крепостное право
  6. быстрые темпы развития текстильной промышленности

Ключи: 1, 2, 6

Самопроверка выполненных заданий. На экран проецируются ответы. Учащиеся выставляют оценки согласно критериям правильных ответов:

  • 8-12 – “3”
  • 13-15 – “4”
  • 16-17 – “5”

6. Подведение итогов. СЛАЙД 22

Учитель предлагает ответить на вопросы:

В чем вы видите прогрессивность экономических реформ, проводимых в период правления Александра III? Какие из проводимых реформ подтверждают, что царь был действительно “мужицким”? Какие еще реформы могли предложить бы вы?

7. СЛАЙД 23 Домашнее задание:

  • Задание базового уровня: Назовите особенности промышленного переворота в России.
  • Задание повышенного уровня: Сравните положение русского и французского крестьянина во второй половине XIX века. В чем заключались основные различия?

Приложение 1.