Цели:
- Углубить представления учеников об обособлении; обобщение и закрепление ЗУН по теме.
- Отрабатывать умение правильно использовать обособленные члены в тексте, различать обособленные члены предложения между собой и обособлять их. Развивать и совершенствовать навыки работы со связным текстом.
- Воспитывать любовь к русскому языку и интерес к чтению, толерантное отношение к окружающим; стимулировать переживание радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; прививать культуру учебного труда.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методические приёмы: повторение, тренировочные упражнения, самостоятельная работа с текстом, в котором использованы предложениями с обособленными членами.
Межпредметные связи: связь с русской литературой.
Оборудование: учебник “Русский язык. 9 класс” (С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др., М.: 2007), презентация (См. Приложение №1), проектор, компьютер, индивидуальный маршрутный лист (См. Приложение №2), карточка для индивидуальной работы у доски, портрет Пушкина (репродукция картины).
Парты составлены так, чтобы ученики сидели группами лицом друг к другу.
ХОД УРОКА
1. Оргминутка. Определение темы урока (вопросы к классу):
- Какой раздел науки о языке мы изучаем с вами на протяжении уже довольно долгого времени? – вопрос для первой группы (Синтаксис).
- О какой синтаксической единице идёт речь на уроках? (вопрос для второй группы)
(Предложение).
- Что значит: простое предложение осложнено? (В нём могут быть однородные, обособленные члены предложения, вводные конструкции, обращения) – для третьей группы (сильные ученики).
Посмотрите на схему и скажите, какого средства осложнения не хватает. (Слайд №1). Это и будет темой сегодняшнего урока. (Слайд №2. Запись темы урока в тетрадь). На уроке мы обобщим изученное по теме “Обособленные члены предложения”. Лексические темы – Пушкин, книга.
2. Устный опрос – проверка теоретических знаний. (В это время у боковой доски ученик работает с заранее написанным предложением с обособленными определениями и расставляет знаки препинания).
- Что значит обособление? – для 1-й группы обучающихся (Выделение интонацией и знаками препинания на письме каких-либо второстепенных членов предложения).
- Кто придумал термин “обособление”? – для второй группы обучающихся (Александр Матвеевич Пешковский (русский лингвист конца XIX - нач. XX века).
- Какие обособленные определения вы знаете? - для 3-й группы обучающихся (Согласованные и несогласованные, распространённые и нераспространённые).
- Закончите фразу: “Определение, выраженное именем существительным в том же падеже, что и определяемое слово, называется… (приложением)” - кто быстрее ответит.
- Каким может быть приложение по составу? - для первой группы обучающихся (Одиночным и распространённым).
- Чем может быть выражено обособленное обстоятельство? - для второй группы обучающихся (деепричастием, деепричастным оборотом, оборотом с “несмотря на”).
- Какие члены предложения носят характер уточнения? - для третьей группы обучающихся (Обособленные обстоятельства места и времени, обособленные дополнения).
3. Слово учителя: Теперь проверим, как вы можете применять теоретические знания на практике. Начнём с обособленных определений. Слайд-подсказка №3.
Проверим выполнение задания на доске. Чтение вслух кем-то из учеников высказывания А.И. Герцена о книге: “Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место”. [2] Этот же ученик определяет тему высказывания и отвечает на вопрос учителя: Что имел в виду писатель, когда сравнивал книгу с завещанием, советом, приказом? Ученик, выполнивший у доски задание, объясняет расстановку знаков препинания в предложении.
Вопрос к классу: В каком случае причастный оборот не обособляется? Какое исключение есть из этого правила?
Задание классу: Найти в маршрутном листе задание №1 (слайд-сопровождение №4) и выполнить его по вариантам:
- 1 вар. Обласканный русским царём француз Дантес чувствовал себя в России как дома.
- 2 вар. Пробитый пулей Дантеса сюртук поэта стал бесценной реликвией Пушкинского музея в Петербурге.
Дополнительное задание двум ученикам: Определите лексическое значение слова “реликвия”: один ученик - по Словарю русского языка С. И. Ожегова [4], а другой находит определение в Интернете.
Задание к классу: Сравнить статью словаря и “интернетное” определение слова “реликвия”. Выбрать более полный вариант.
Обратимся к тексту в ваших маршрутных листах. Он дополнит тему отношений Пушкина и Дантеса. (Слайд – иллюстрация №5):
“Двадцать четвёртого января 1837 года в 4 часа 30 минут пополудни в Петербурге у Комендантской дачи расположенной на Черной речке остановились почти одновременно двое саней. Данзас секундант Пушкина и д’Аршиак секундант Дантеса отправились отыскивать место удобное для дуэли и очень скоро нашли его. Кустарник крупный и густой окружавший здесь площадку мог скрывать от глаз оставленных на дороге извозчиков всё, что здесь произойдёт. Избрав это место секунданты утоптали снег ногами на пространстве нужном для поединка и позвали противников. Данзас махнувший шляпой подал сигнал и противники стали сходиться… Дантес выстрелил не дойдя до барьера”. [1]
Определите тему данного текста (задание для 1-ой группы), тип речи (задание для второй группы). (Дуэль Пушкина и Дантеса. Повествование). К какому стилю отнесём данный текст? – вопрос для третьей группы (Художественный).
С помощью слайда-сопровождения №6 ученик отвечает устно (остальные – в маршрутном листе): В данном тексте найдите обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Сколько их в тексте? (5). Расставьте знаки препинания, подчеркните обособления.
Вопрос к классу: Чем ещё может быть выражено обособленное определение? (Несколькими одиночными определениями, стоящими до или после определяемого слова и связанными союзом или без союза). (Слайд – подсказка №7“Обособленные определения и приложения”).
В данном тексте найти и назвать ещё обособленные определения. Чем они выражены?
Оставим на время текст. Переходим к приложениям.
Вопросы к классу: Что такое приложение (для первой группы)? Какую важную орфограмму нужно помнить в связи с одиночными приложениями (для второй группы)? (Дефис). Посмотрите на слайд №8 и выполните в маршрутном листе под №3 словарный мини-диктант на правописание дефиса в приложениях:
Писатель (классик), поэт (современник), повесть Капитанская дочка, газета Калачеевские зори, музей (заповедник) Михайловское, теплоход Максим Горький, учёный (лингвист), Пушкин (историк), музей (квартира).
Слово учителя: Приложение в художественных текстах может быть использовано как средство выразительности – эпитет. Яна Б. на научно – практической конференции выступала с докладом о творчестве калачеевской поэтессы И.Лунёвой. В процессе работы были отмечены разные средства выразительности, в том числе приложения как эпитеты.
(Слайд №9 с одиночными приложениями из стихотворения Ирины Лунёвой).
Яна Б.: выразительное чтение отрывка из стихотворения (Слайда-цитата №10).
Найти в тексте стихотворения приложения, объяснить их написание.
Тьма очень долго голодала.
На небо-противень разбила
Луну-глазунью.
Сорвался ветер с пьедестала,
И туча блюдо проглотила,
Вздохнув всей грудью.
(И. Лунёва). [3]
Вопросы к классу задаёт ученица: Какие средства выразительности использует Ирина Лунёва в этом стихотворении? Какие получатся предложения, если из них исключить средства выразительности? (Слайд №10):
Учитель (третьей группе обучающихся): Продолжите фразу: Приложения бывают не только одиночные, но и… (распространённые). Слайд-подсказка №11.
Работа в маршрутном листе: В тексте о дуэли найти и обозначить обособленные приложения. Сколько их? (2)
Задание классу: На слайде-задании №12 – предложения, в которых употреблены приложения. Преобразуйте предложения так, чтобы приложения стали обособленными. Полученные варианты запишите в маршрутный лист.
- 1 вар. Автор знаменитого “Толкового словаря живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль был другом А. С. Пушкина.
- 2 вар. Великий русский поэт А.С. Пушкин родился в Москве.
Учитель: Переходим к обособленным обстоятельствам. (Слайд-подсказка№13). Обратимся к тексту о дуэли. Найдём обособленные обстоятельства. Чем они выражены? Чем ещё могут выражаться обособленные обстоятельства?
Вопрос к классу: О чём нужно помнить при построении предложений с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом? (Нужно следить за тем, чтобы основное и добавочное действие выполняло одно и то же лицо). Итак, поработаем над своей речью.
Упр. 322 – устно (редактирование предложений с ошибками в употреблении деепричастного оборота в речи).
Обратимся к тексту в последний раз и вспомним уточняющие обособленные члены предложения (обстоятельства времени и места, обособленные дополнения). Определим и расставим остальные пропущенные знаки препинания.
Заключительное слово учителя:
В конце урока обращаюсь к вам (слайд-обращение №14) словами известного писателя XX века К. Паустовского: Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг. Человек “глотающий” книги похож на путешественника знакомящегося со страной из окна вагона 4. вариант1 Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником…
Мощь мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим4. вариант2 (К. Г. Паустовский). [5]
Выпишите в рабочую тетрадь (по вариантам) выделенное предложение для синтаксического разбора в домашней работе. Знаки препинания расставьте самостоятельно.
4. Вывод по уроку (“сильный” ученик): Обособления часто встречаются в письменной речи и нужно правильно расставлять знаки препинания при них.
Д/З:
- Контрольные вопросы на стр. 162,
- синтаксический разбор переписанного из текста предложения;
- устное сообщение об обособлении дополнений.
ЛИТЕРАТУРА:
1. К. К. Данзас. Последние дни жизни и кончина Александра Сергеевича Пушкина в записи А. Аммосова. Источник: http://pushkin.niv.ru/pushkin/vospominaniya/vospominaniya-126.htm.
2. Н. Зайцева. Работа с текстом в 10-ом классе. Журнал “Русский язык”, №17, 2016г. rus.1sept.ru
3. Лунёва И. А. И за это спасибо тебе. Стихи. Эссе. – Москва: Маsка, 2013.
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд. 14, стереотипное. Под ред. Н. Ю. Шведовой. М: “Русский язык”, 1983.
5. Сенчук Ольга Михайловна. Урок русской литературы "Библейская мифология и литература. К.Г. Паустовский “Телеграмма”. Инфоурок/ Русский язык и литература / Конспекты. https://infourok.ru.
6. Шаблон презентации: elenaranko.ucoz.ru.
7. Комплект таблиц (электронная версия). Русский язык. Таблицы для старшей школы. 11 класс. 16 таблиц + методика. Издательство: Спектр (пособия).
Приложение
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Ф. И. ____________________________ Класс________ Вариант_____
ТЕМА УРОКА: (вписать) ________________________________________
Устный опрос:
Количество моих правильных ответов (+): _________________
Практическая часть урока:
Задания | Мои ответы на дополнительные вопросы |
1. Расставить знаки препинания в
предложениях, подчеркнуть обособление:
|
|
3. Словарный мини-диктант: | |
2. Текст для анализа:
|
|
4. | Выводы по уроку: |
Д/З: контрольные вопросы на стр. 162, разбор под ц. 4 выписанного предложения.