Предмет: русский язык
Класс: 5
Учебник: УМК под редакцией А.Д.Шмелева
Тип урока: урок открытия новых знаний
Целевые установки на достижение результата:
Личностные результаты: у обучающихся будут сформированы (в рамках ценностно-эмоционального компонентов) уважение к личности и ее достоинствам; потребность в самовыражении и самореализации; социальном признании;
Ученик получит возможность: для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: ученик научится целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Ученик получит возможность научиться: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД: ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять оценку действий партнера, уметь убеждать; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
Ученик получит возможность: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; развивать навыки самоконтроля.
Познавательные УУД: ученик научится делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Ученик получит возможность: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения.
Предметные результаты: ученик усвоит правило написания чередующихся -а- и -о- в корне слова, научится: применять знания и умения по орфографии в практике правописания; соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме; обнаруживать и исправлять орфографические ошибки; совершенствует навык различения чередующихся -а- и -о- в корне слова; выявит и освоит способы действия при выборе чередующихся -а- и -о- в корне слова; обозначать корни в словах.
Ученик научится: умению определять написание чередующихся -а- и -о- в корне слова.
Формы организации работы: фронтальная, групповая, самостоятельная
Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал, толковый словарь.
Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД |
Орг. момент | Учащиеся включаются в учебную деятельность. | Создание ситуации для психологического настроя обучающихся | Личностные УД: Самооценка готовности к уроку. |
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация | Приводят свои варианты цели и задач урока. | Задает вопросы по ранее изученному
материалу (фронтальная работа): Включает обучающихся во фронтальную предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения с целью самостоятельной постановки задачи: предлагает обучающимся вставить пропущенные буквы в словосочетания, написанные на доске: |
- Какой раздел науки о языке мы с вами
изучаем? - Что изучает морфемика? - Какие морфемы знаете? - Что такое чередование звуков? |
Регулятивные УД:
целеполагание; Коммуникативные: ответы на
вопросы. Познавательные: доказательства. |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока | Задает вопросы, подводит обучающихся к формулировке темы и цели. | уд...вляться чуду, перед...вать прогноз, тр...сти дерево, посв...тить свечой, предл...гать помощь, предл...жить дружбу - Какое правило применили? - Все ли слова смогли проверить? - Почему же не смогли проверить слова предложить и предлагать? - Если это правило не подошло, то какое тогда нужно применить правило? (если не определили сразу, то разобрать слова предложить, предлагать по составу и выделить в них корни ЛАГ-ЛОЖ - О чем мы будем с вами говорить на этом уроке? - Какая тема сегодняшнего урока? |
||
Актуализация знаний | Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, составляют алгоритм самостоятельно ( в парах, группах) | Организует деятельность обучающихся по
выявлению способов решения учебной задачи. Предлагает обучающимся составить алгоритм выбора букв о-а в корнях ЛАГ-ЛОЖ Предлагает проверить свою работу по слайду. 1. Выделить корень. 2. Определить значение корня. 3. Найти признак, определяющий выбор букв О или А. 4. Выбрать букву О или А. Учитель обобщает ответы учащихся. |
Познавательные УД: Устная работа по заявленным вопросам; работа с учебником; выполнение практических упражнений Регулятивные УД: работа в группах Коммуникативные УД: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; планирование общих способов работы; |
|
Первичное усвоение новых знаний | Дети высказываются, делают вывод о
правописании корней
Работают со словарем, составляют словосочетание |
Предлагает прочитать правило на
стр.188 учебника, сопоставить со своим алгоритмом
и сделать вывод о правописании гласных о-а в корнях ЛАГ-ЛОЖ Предлагает обучающимся найти значение слова полог в толковом словаре, составить с ним словосочетание. |
Познавательные: анализ объектов с
целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
|
Первичная проверка понимания | Учащиеся проговаривают в парах условия написания корней ЛАГ-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку. | Предлагает выполнить упр.97, оказывает консультативную помощь в использовании материалов, анализирует результаты работы | Задание упр.: выписать глаголы с безударной гласной в корне, подобрав к ним подходящие по смыслу существительные. | Познавательные: умение находить
нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. |
Динамическая пауза | Учащиеся выполняют упражнение | Игра “Хлопок”. Учитель диктует слова с чередующимися А и О в корне. Если в слове есть А – хлопок. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | |
Закрепление нового материала | Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку по слайду. |
Как проверить, усвоили вы новую тему
или нет? (нужно поработать самостоятельно). Организует деятельность по применению новых знаний |
1) Буквенный диктант (о-а). 1. сл...жение, нал...жить, пол...гать 2. перел...жить, сл...гать, зал...жить 3. прил...жить, пол...жить, прил...гательное. 2) Выполнение теста по теме “О и А в корне -лаг-лож-”. 1. В каких словах пишется О? 1) Отл...жить 2) Пол...жить 3) Изл...гать 2. В каких словах пишется А? Прил...гательное Предл...жение Прил...гать 3. В каких словах пишется О? 1) Сл...жить 2) Сл...гать 3) Перел...жить 4. В каких словах пишется А? 1) Распол...житься 2) Распол...гаться 3) Сл...гаемое |
Познавательные УД: выполнение задания; самостоятельная работа. Коммуникативные УД: возможность сотрудничества. Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока Личностные УД: успешно выполненные задания; самооценка и адекватное реагирование на свои результаты. |
Информация о домашнем задании | Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала. | Дает инструктаж по выполнению домашнего задания | Базовый: упр.98 Повышенный: творческое задание: сочинить сказку о корнях с чередованием |
Личностные: самостоятельный выбор домашней работы. Развитие регулятивных УД: выполнение всех требований к домашней работе КоммуникативныеУД: обсуждение возникающих затруднений по домашней работе |
Рефлексия (подведение итогов урока) | Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Предлагает ответить на вопросы: | - Какой из этапов урока вызвал
затруднение? - Что помогло решить проблему? Продолжите предложения: Я узнал... Мне понравилось... Я открыл для себя... Было интересно... |
Личностные: осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |
Выставляет оценки за урок, озвучивая критерии оценивания и отмечая динамику каждого ребенка. |