Занятие "Зимняя феерия" (образовательная область "Музыка")

Разделы: Работа с дошкольниками


Часть I.

Интеграция образовательных областей:

  • “Музыка”, “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Чтение художественной литературы”.

Виды детской деятельности:

  • коммуникативная, восприятие художественной литературы, репродукций художников, игровая, музыкально-художественная.

Цели:

  • На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии.
  • Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы.

Задачи.

Образовательные:

  • Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки и настроения, характер музыки в пении, в движении.
  • Закрепить знания детей различных средствах музыкальной выразительности в раскрытии образа зимы.
  • Закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.
  • Расширять словарный запас детей, пополнить его новыми терминами, оборотами, эпитетами.

Развивающие:

  • Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.
  • Способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности: игра жестами.
  • Развивать воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности (музыкально-пластической, рассказе, выразительном исполнительстве в пении).
  • Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей эмоциональное отношение к живописи, поэзии, классической музыке, искусству слова.
  • Формировать интерес к окружающему миру, эмоционально-целостное отношение к нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.

Предварительная работа.

  • Чтение художественных произведений и разучивание стихов, пословиц о зиме.
  • Разучивание песен и танцев, игр.
  • Слушание музыки, и проведение бесед о времени года зима;
  • Наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание морозных узоров на окнах.
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимней природы.

Планируемый результат.

  • Систематизация знаний детей о времени года зима, развитие психических процессов: память, мышление, речь, воображение.
  • Развитие мелкой моторики рук, коммуникативных и рефлексивных умений и навыков, способности к самоанализу.

Материал и оборудование к занятию.

  • Музыкальный зал: выставка на центральной стене репродукций художников - классиков зимней природы
  • Мольберт для просмотра иллюстраций.
  • Репродукции картин с зимними пейзажами, разными по колориту и настроению выставка книг по теме “Зима”, разных по содержанию.
  • Музыкальный центр.
  • Фортепиано.
  • Ноутбук, слайды о зиме.

Предварительная работа:

  • Песня “Снежная песенка” музыка Львова-Компанейца,
  • Песня из оперы Римского-Корсакова “Здравствуй гостья зима”
  • П.И. Чайковский “Декабрь
  • А.Вивальди “Вьюга”
  • П.И. Чайковского “Зимние грезы”
  • Г.В. Свиридов “Метель”
  • Игра-хоровод “Мы в снежки играем” музыка Рустамова.
  • Прокофьев “Фея Зимы” (балет “Золушка”

Часть II

Содержание организованной образовательной деятельности с детьми.

Звучит в записи спокойная мелодия, дети свободно входят в зал.

Музыкальный руководитель поёт приветствуя детей.

- День добрый!

Дети. День добрый!

М. Р.

Здравствуй Оля, Наташа.
Здравствуй Коля и Маша.
Здравствуйте все дети,
Рада вас видеть сейчас!

(по приглашению педагога дети подходят к выставке).

(Вместе с детьми рассматривает картины , дети определяют, что они все о зиме!).

Давайте споем знакомую песню по вашему желанию о зиме.

Дети исполняют песню “Здравствуй, гостья зима!” русская народная песня (обработка Римского – Корсакова)

А давайте создадим альбом иллюстраций – книгу о зиме.

(выдвигает столик, на нем большая обложка книги)

Давайте вспомним все, что мы знаем о зиме – пословицы, приметы, поговорки, загадки.

Выгляну в оконце – лежит белое суконце.
Всю зиму лежит, а весной убежит. (Снег).

Растет вниз головой,
Не летом растет, а зимой.
Чуть солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка).

Вырос лес – белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Морозный узор на стекле)

(Заготовленные листы с текстами вкладываются в бутафорскую книгу).

М.Р. Какой первый зимний месяц? (Декабрь). Начинает зиму декабрь. Он завершает год и поддает стужи. Его в народе прозвали “студень”, “стужайло”, “многоснежный”. Но капризна и переменчива погода зимой, особенно в нашем крае. Выпавший снег смывается неожиданным дождем, и вновь сильный ветер может нагнать снежные тучи. Бывают и ясные, теплые дни. Зимы тоже бывают разными, и год на год не похож. От смены погоды, меняется и наше настроение. Когда выпавший снег полежит-полежит, порадует нас своей белизной и красотой и вдруг растает, бывает грустно, тоскливо. Но вот опять заснежило, и повалил густой, пушистый снег. Поднимается у вас от этого настроение? (Ответы детей). Каким становится наше настроение? (Радостным, веселым, праздничным).

М.Р. Давайте вспомним стихотворения о зиме, которые вы готовили к Новогоднему празднику.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
А.Пушкин

М.Р. А сейчас рассмотрим картину о зиме, которую нарисовал художник Иван Иванович Шишкин.

(педагог подводит детей к картине И.И.Шишкина “Зима”).

- Так о чем же нам рассказал художник? (ответы детей).

- Что покорило и удивило художника? (красота зимнего, заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега).

А вот еще одна картина.

Педагог дает возможность детям рассмотреть картину Янова “Зима”.

На этой картине художник Янов изобразил совсем другую зиму. Рано утром он выглянул в окно и ахнул! Что за сказочная картина открылась перед ним! Расскажите, что так порадовало художника. (Ответы 2-3 детей) Какая по настроению эта картина? (яркая, громкая, светлая, веселая).

М.Р. Вот какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своем впечатлении от картины. Репродукции картин этих знаменитых художников мы также вложим в нашу книгу о зиме.

(Один из детей вкладывает следующие страницы в бутафорскую книгу).

А сейчас исполним песенку о зиме, что предлагаете спеть?

Исполняют “Снежную песенку” Львова – Компанейца.

М.Р.Вот так по-разному зима поет свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то разгульную, метельную, то тоскливо-унылую, печальную.

Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты в словах, композиторы – в звуках, художники в красках.

М.Р. Мы сейчас с вами вспомним, как композиторы воспевали в своих произведениях красоту зимней природы.

Вот хозяюшка сама, идет зимушка-зима.
Разнаряженная, разукрашенная.
В ярких звездочках, сережках,
Да в серебряных сапожках.

Дети слушают фрагмент произведения “Фея Зимы”

(из балета “Золушка” композитора Прокофьева)

М.Р.

- Неправда ли сказочная мелодия?

- Что вы представили себе, когда звучала эта музыка? (ответы детей)

- Подходит ли эта мелодия по смыслу к картине художника Жуковского “Зима”?

(М.Р. предлагает детям для просмотра репродукцию картины художника Жуковского “Зима”)

- Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину? (Стало сказочно, волшебно)

- Композитор и художник одинаково восхищаются зимой. Кажется, что зима это Снегурочка, украшающая свой снежинками, льдинками лес. Его ветки прикрыты пушистыми белоснежными шапками.

- Как музыка смогла передать красоту зимы в картине? Как она звучала? (спокойно, хрустально, тихо, сказочно).

- Какие инструменты помогли передать настроение и характер музыки? (скрипка, виолончель, флейта, дудочки)

- Какой оркестр исполнил это произведение? (симфонический).

- Вам понравилась картина, нарисованная музыкой? (ответы детей).

Это произведение написал композитор С.С.Прокофьев.

М.Р. Мы так соскучились по чудесам, по зимним приключениям, предлагаю еще раз посмотреть нашу зимнюю выставку и книгу о зиме.

На эту картину друзья вы взгляните
Закройте глаза и в нее попадите.

Звучит произведение А.Вивальди “Вьюга”.

А у нас есть рисунки о метели, которые вы нарисовали во время художественной деятельности. Вот эти рисунки мы и поместим в зимней книге.. Давайте добавим в нее эту вьюжную страничку.

(вставляют рисунки в страницу бутафорской книги).

Замечательная книга у нас получается.

М.Р. Что за снежные поляны нам приготовила зима?

Ты мороз, мороз, мороз.
Не показывай свой нос!
А мы хоровод свой заведем.

Игра-хоровод “Мы в снежки играем” музыка Рустамова.

М.Р. Ребята, вам понравилось быть издателями книги о зиме?

Все страницы перед вами. Возьмите снежинки и положите на ту страницу, которая вам больше понравилась.

Прощаемся как музыканты вот-так: до сви-да-ни-я!

Дети пропевают: До свидания!