Часть I.
Интеграция образовательных областей:
- “Музыка”, “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Чтение художественной литературы”.
Виды детской деятельности:
- коммуникативная, восприятие художественной литературы, репродукций художников, игровая, музыкально-художественная.
Цели:
- На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии.
- Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы.
Задачи.
Образовательные:
- Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки и настроения, характер музыки в пении, в движении.
- Закрепить знания детей различных средствах музыкальной выразительности в раскрытии образа зимы.
- Закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.
- Расширять словарный запас детей, пополнить его новыми терминами, оборотами, эпитетами.
Развивающие:
- Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.
- Способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности: игра жестами.
- Развивать воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности (музыкально-пластической, рассказе, выразительном исполнительстве в пении).
- Развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей эмоциональное отношение к живописи, поэзии, классической музыке, искусству слова.
- Формировать интерес к окружающему миру, эмоционально-целостное отношение к нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.
Предварительная работа.
- Чтение художественных произведений и разучивание стихов, пословиц о зиме.
- Разучивание песен и танцев, игр.
- Слушание музыки, и проведение бесед о времени года зима;
- Наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание морозных узоров на окнах.
- Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимней природы.
Планируемый результат.
- Систематизация знаний детей о времени года зима, развитие психических процессов: память, мышление, речь, воображение.
- Развитие мелкой моторики рук, коммуникативных и рефлексивных умений и навыков, способности к самоанализу.
Материал и оборудование к занятию.
- Музыкальный зал: выставка на центральной стене репродукций художников - классиков зимней природы
- Мольберт для просмотра иллюстраций.
- Репродукции картин с зимними пейзажами, разными по колориту и настроению выставка книг по теме “Зима”, разных по содержанию.
- Музыкальный центр.
- Фортепиано.
- Ноутбук, слайды о зиме.
Предварительная работа:
- Песня “Снежная песенка” музыка Львова-Компанейца,
- Песня из оперы Римского-Корсакова “Здравствуй гостья зима”
- П.И. Чайковский “Декабрь
- А.Вивальди “Вьюга”
- П.И. Чайковского “Зимние грезы”
- Г.В. Свиридов “Метель”
- Игра-хоровод “Мы в снежки играем” музыка Рустамова.
- Прокофьев “Фея Зимы” (балет “Золушка”
Часть II
Содержание организованной образовательной деятельности с детьми.
Звучит в записи спокойная мелодия, дети свободно входят в зал.
Музыкальный руководитель поёт приветствуя детей.
- День добрый!
Дети. День добрый!
М. Р.
Здравствуй Оля, Наташа.
Здравствуй Коля и Маша.
Здравствуйте все дети,
Рада вас видеть сейчас!
(по приглашению педагога дети подходят к выставке).
(Вместе с детьми рассматривает картины , дети определяют, что они все о зиме!).
Давайте споем знакомую песню по вашему желанию о зиме.
Дети исполняют песню “Здравствуй, гостья зима!” русская народная песня (обработка Римского – Корсакова)
А давайте создадим альбом иллюстраций – книгу о зиме.
(выдвигает столик, на нем большая обложка книги)
Давайте вспомним все, что мы знаем о зиме – пословицы, приметы, поговорки, загадки.
Выгляну в оконце – лежит белое суконце.
Всю зиму лежит, а весной убежит. (Снег).Растет вниз головой,
Не летом растет, а зимой.
Чуть солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка).Вырос лес – белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Морозный узор на стекле)
(Заготовленные листы с текстами вкладываются в бутафорскую книгу).
М.Р. Какой первый зимний месяц? (Декабрь). Начинает зиму декабрь. Он завершает год и поддает стужи. Его в народе прозвали “студень”, “стужайло”, “многоснежный”. Но капризна и переменчива погода зимой, особенно в нашем крае. Выпавший снег смывается неожиданным дождем, и вновь сильный ветер может нагнать снежные тучи. Бывают и ясные, теплые дни. Зимы тоже бывают разными, и год на год не похож. От смены погоды, меняется и наше настроение. Когда выпавший снег полежит-полежит, порадует нас своей белизной и красотой и вдруг растает, бывает грустно, тоскливо. Но вот опять заснежило, и повалил густой, пушистый снег. Поднимается у вас от этого настроение? (Ответы детей). Каким становится наше настроение? (Радостным, веселым, праздничным).
М.Р. Давайте вспомним стихотворения о зиме, которые вы готовили к Новогоднему празднику.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
А.Пушкин
М.Р. А сейчас рассмотрим картину о зиме, которую нарисовал художник Иван Иванович Шишкин.
(педагог подводит детей к картине И.И.Шишкина “Зима”).
- Так о чем же нам рассказал художник? (ответы детей).
- Что покорило и удивило художника? (красота зимнего, заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега).
А вот еще одна картина.
Педагог дает возможность детям рассмотреть картину Янова “Зима”.
На этой картине художник Янов изобразил совсем другую зиму. Рано утром он выглянул в окно и ахнул! Что за сказочная картина открылась перед ним! Расскажите, что так порадовало художника. (Ответы 2-3 детей) Какая по настроению эта картина? (яркая, громкая, светлая, веселая).
М.Р. Вот какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своем впечатлении от картины. Репродукции картин этих знаменитых художников мы также вложим в нашу книгу о зиме.
(Один из детей вкладывает следующие страницы в бутафорскую книгу).
А сейчас исполним песенку о зиме, что предлагаете спеть?
Исполняют “Снежную песенку” Львова – Компанейца.
М.Р.Вот так по-разному зима поет свои песни: то морозную, суровую, звонкую, радостную, то разгульную, метельную, то тоскливо-унылую, печальную.
Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о зиме. Поэты в словах, композиторы – в звуках, художники в красках.
М.Р. Мы сейчас с вами вспомним, как композиторы воспевали в своих произведениях красоту зимней природы.
Вот хозяюшка сама, идет зимушка-зима.
Разнаряженная, разукрашенная.
В ярких звездочках, сережках,
Да в серебряных сапожках.
Дети слушают фрагмент произведения “Фея Зимы”
(из балета “Золушка” композитора Прокофьева)
М.Р.
- Неправда ли сказочная мелодия?
- Что вы представили себе, когда звучала эта музыка? (ответы детей)
- Подходит ли эта мелодия по смыслу к картине художника Жуковского “Зима”?
(М.Р. предлагает детям для просмотра репродукцию картины художника Жуковского “Зима”)
- Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину? (Стало сказочно, волшебно)
- Композитор и художник одинаково восхищаются зимой. Кажется, что зима это Снегурочка, украшающая свой снежинками, льдинками лес. Его ветки прикрыты пушистыми белоснежными шапками.
- Как музыка смогла передать красоту зимы в картине? Как она звучала? (спокойно, хрустально, тихо, сказочно).
- Какие инструменты помогли передать настроение и характер музыки? (скрипка, виолончель, флейта, дудочки)
- Какой оркестр исполнил это произведение? (симфонический).
- Вам понравилась картина, нарисованная музыкой? (ответы детей).
Это произведение написал композитор С.С.Прокофьев.
М.Р. Мы так соскучились по чудесам, по зимним приключениям, предлагаю еще раз посмотреть нашу зимнюю выставку и книгу о зиме.
На эту картину друзья вы взгляните
Закройте глаза и в нее попадите.
Звучит произведение А.Вивальди “Вьюга”.
А у нас есть рисунки о метели, которые вы нарисовали во время художественной деятельности. Вот эти рисунки мы и поместим в зимней книге.. Давайте добавим в нее эту вьюжную страничку.
(вставляют рисунки в страницу бутафорской книги).
Замечательная книга у нас получается.
М.Р. Что за снежные поляны нам приготовила зима?
Ты мороз, мороз, мороз.
Не показывай свой нос!
А мы хоровод свой заведем.
Игра-хоровод “Мы в снежки играем” музыка Рустамова.
М.Р. Ребята, вам понравилось быть издателями книги о зиме?
Все страницы перед вами. Возьмите снежинки и положите на ту страницу, которая вам больше понравилась.
Прощаемся как музыканты вот-так: до сви-да-ни-я!
Дети пропевают: До свидания!