“Игра – это огромное светлое
окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире”.
В.А.Сухомлинский.
Автор говорит об использовании в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста метода интеллект-карт.
Ключевые слова: интеллект-карта, изображение, схемы, символы, интеллект.
Интеллектуальное развитие детей направлено на развитие умственных способностей ребёнка в процессе различных дошкольных видов деятельности, в основном - в увлекательной игровой форме. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как научиться познавать мир. Одним из способов решения данной задачи, может стать использование в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста метода интеллект-карт. Применение метода интеллект-карт вполне вписывается в теорию о деятельностном подходе.
Интеллект-карта - это изображение информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.
Легко проследить взаимосвязи идей и поиск альтернативных решений. Интеллект-карта облегчает внедрение новых идей в последующем, а также может стать эффективным инструментом улучшения идей для их дальнейшего использования. Интеллект-карты могут составляться воспитателем в совместном взаимодействии с воспитанниками как иллюстрирование рассматриваемой в занятии темы или в ходе проектной деятельности, а так же при решении проблемных ситуаций. Кроме того, дети могут самостоятельно составлять карты как закрепление материала по определенной теме или объединить детей в команды по интересам, организуя деятельность необходимо давая возможность детям право выбора темы и товарищей по работе. Данный метод предлагает новый подход к проведению мозгового штурма. Идеи более оригинальные и эффективные. При организации работы с картами необходим определённый алгоритм.
1. На листе схематично, с помощью символов выкладываем в центре анализируемое понятие или проблему.
2. Используя стрелочки от центрального понятия, формируем связанные с проблемой ассоциации.
3.Детализируем далее стрелочки-отростки - каждый состоит из нескольких веточек, которые ведут к связанным понятиям.
4. Добавляем символы к ассоциациям картинки, используем разные цвета, варианты символов – чем ярче карта, тем больше воздействует на сознание ребенка.
Особенности интеллект-карт:
- Наглядность.
- Запоминаемость.
- Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
- Интеллект-карта стимулирует творчество,
- Умение работать в коллективе, находить нестандартные пути решения задачи.
Интеллектуальная карта – это интересный метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Интеллект-карты имеет ряд преимуществ
- Легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа.
- Видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные по периферии.
- Непосредственно распознаваемыми становятся связи между ключевыми понятиями благодаря их близкому расположению по отношению друг к другу и проведённым соединительным линиям.
- В результате всего вышесказанного информация будет восприниматься лучше и быстрее.
Результат использования интеллект-карт:
- Интеллект-карта - непроизвольное запоминание с использованием ключевых элементов.
- Информация запоминается уже усвоенной (понятой), устанавливаются связи с другими знаниями, понятиями, темами, что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память детей.
- Интеллект-карта позволяет увидеть информацию внутренним мысленным взором. Позволяет удерживать большой объем информации в поле зрения.
Использование в интеллект-карты даёт возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в “долгоиграющий восторг”.
Литература.
- http://webpedagog.ru/predstavlenie-v-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppe-zagadki-dereva.html
- Копыл В.И. Карты ума. /Издательство: Харвест, 2007, 66с
- Тони Бьюзен “Умные родители – гениальный ребенок”, Издательство: Попурри, 2005,