Конспект занятия по приобщению детей к здоровому образу жизни.
Цель: Дать элементарные представления об органах слуха, научить через опытно-элементарную деятельность развивать силу, высоту, тембр звуков.
Интеграция О.О
- О.О Познание. Обучение детей элементарным способам сохранения слуха.
- О.О Физическое развитие. Воспитание бережного отношения к своему здоровью, обучение элементам самомассажа ушной раковины.
- О.О Речевое развитие. Закреплять умение образовывать прилагательные, пользоваться доказательной речью, развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес.
Активизация словаря.
- Ушная раковина, внутренне ухо, звук, слух, барабанная перепонка.
Материал:
- карточки, полоски, папиросная бумага, вата, платок,
- ноутбук с видеозаписью.
Предварительная работа
- Рассматривание плаката “Если хочешь быть здоров” книга В. ВАристов, Л.Д Гальперштейн “Моя первая энциклопедия”, д/и “Угадай, кто позвал, что звучит”.
Ход Образовательной деятельности
1. Просмотр отрывка мультфильма на ноутбуке без звука
Восп.: О чем говорили герои мультфильма?
Почему у всех разное мнение?
2. Просмотр того же отрывка со звуком
Восп.: Какой орган чувств помог нам услышать речь героя? (Уши.)
Давайте посмотрим друг на друга. Где расположены уши?
Как вы думаете, почему они расположены с разных сторон?
Вспомните, как проверял ваш слух врач?
Посмотрите на ухо друг друга. Снаружи у волос расположена ушная раковина. Она такая, чтобы улавливать звук и посылать его вглубь уха, а уж потом звук идет к мозгу, мы слышим и думаем.
Природа позаботилась о человеке и спрятала главный орган внутри. Почему?
Игра “Угадай звук”
Демонстрация звука в аудиозаписи.
Восп.: Что же такое звук? Хотите узнать?
Воспитатель берет балалайку, перебирает струны, а затем одну струну оттягивает и резко отпускает, дети слушают звук и видят дрожащие струны.
Восп.: Оттого, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это?
ОПЫТ 1.
Восп.: Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. Что вы чувствуете? (Бумажная трубочка дрожит, пальцам щекотно). Звук заставляет дрожать трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали?
ОПЫТ 2.
Восп.: Теперь прислушайтесь к своему телу. Ладонями обхватите горло и произнесите свое имя и фамилию. Что вы почувствовали? Это дрожат голосовые связки.
Восп.: Наш голос как звучит? (По-разному). Что мы можем с ним сделать? (Мы можем сделать его тихим и громким, низким и высоким). Давайте произнесем одну и ту же фразу по-разному.
Выходят трое детей и демонстрируют 3 разных голоса (договариваются самостоятельно).
Игра “Угадай, что услышал”
Дети слушают звуки, которые доносятся с улицы, коридора. Угадывают и описывают, что услышали.
Физминутка – ритмический танец.
Название этапа | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
Первый этап Подготовительный мотивационный |
Воспитатель предлагает детям послушать историю, которая сопровождается показом фотографии. Была осень ,в д/с дети вместе с воспитателем вышли на улицу и ждали остальных детей. Последним выбежал Илюша, он был веселый и радостный, а воспитатель посмотрела на него расстроенным взглядом. Послушайте еще раз эту историю. | |
Второй этап Мозговой штурм |
Как вы думаете, почему? | 1. Я думаю, что он долго одевался. 2. Мне кажется что он баловался 3. Я думаю, потому что он выбежал на улицу не одетым. 4. Воспитатель переживала, что он может простудить свои уши. |
Третий этап Принятие решения |
Вы сказали много разных вариантов, подумайте, какой бы вариант выбрали вы? | Мы думаем, что воспитатель переживала за то, что у мальчика могут простудиться уши |
Четвертый этап Оценочно-рефлексивный |
Теперь вы поняли,что в холод опасно
открывать уши? Как вы будете беречь свои уши? |
- Я буду всегда плотно одевать шапку на
уши - Я буду носить шапку с завязками - Если будет сильный ветер, я накину капюшон - Я никогда не буду выбегать на улицу раздетым, без шапки |
Но если все таки у вас простудились уши? как можно их вылечить? (можно закапать капли, погреть синей лампой, сделать компресс) Давайте мы сейчас сделаем компресс друг другу(практическое выполнение детьми компресса)
Восп.: Звуки приносят нам много радости, но бывают и глухие люди, которые их не слышат. Давайте закроем уши. Понравилось ли вам ничего не слышать?
Чтобы уши были здоровыми, надо за ними ухаживать, беречь их.
Предлагаю детям разделиться на 2 команды и разработать правила ухода за ушами. (Дети в командах придумывают правила, затем один из них называет их).
Правила ухода за ушами:
- Не сморкаться сильно
- Нужно каждый день чистить уши специальными ватными палочками
- Не засовывать палочку глубоко в ухо
- Нельзя использовать острые предметы – можно повредить внутреннее ухо и остаться глухим
- Нельзя слушать очень громкую музыку
- Нужно беречь уши в холодное время года от холода и ветра
- Нельзя, чтобы в уши попадала вода
Восп.: А еще полезен массаж ушей:
- Загнуть ушную раковину вперед всеми пальцами, прижать и резко отпустить (способствует улучшению состояния всего организма).
- Оттягивание ушных раковин. Кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки 5-6 раз (полезно для закаливания горла и полости рта).
- Растирание ушей ладонями.
Восп.: Посмотрите, как покраснели у всех уши и разогрелись.
А еще есть слух музыкальный. Он есть у всех наших детей.
Дети исполняют песню “Журавушка”.
Восп.: Очень красивая и нежная мелодия, и вы ее исполнили музыкально. Молодцы!
Звучит тихая мелодия.
Восп.: Как здорово, что мы можем слышать эти звуки! Как замечательно, что звуки помогают нам чувствовать красоту окружающего мира. Для этого нужно совсем немногое – научиться слушать эту красоту. Прислушайтесь! И вы поймете, как прекрасен этот мир.