Занятие в подготовительной группе на тему "Уши"

Разделы: Работа с дошкольниками


Конспект занятия по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Цель: Дать элементарные представления об органах слуха, научить через опытно-элементарную деятельность развивать силу, высоту, тембр звуков.

Интеграция О.О

  • О.О Познание. Обучение детей элементарным способам сохранения слуха.
  • О.О Физическое развитие. Воспитание бережного отношения к своему здоровью, обучение элементам самомассажа ушной раковины.
  • О.О Речевое развитие. Закреплять умение образовывать прилагательные, пользоваться доказательной речью, развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес.

Активизация словаря.

  • Ушная раковина, внутренне ухо, звук, слух, барабанная перепонка.

Материал:

  • карточки, полоски, папиросная бумага, вата, платок,
  • ноутбук с видеозаписью.

Предварительная работа

  • Рассматривание плаката “Если хочешь быть здоров” книга В. ВАристов, Л.Д Гальперштейн “Моя первая энциклопедия”, д/и “Угадай, кто позвал, что звучит”.

Ход Образовательной деятельности

1. Просмотр отрывка мультфильма на ноутбуке без звука

Восп.: О чем говорили герои мультфильма?

Почему у всех разное мнение?

2. Просмотр того же отрывка со звуком

Восп.: Какой орган чувств помог нам услышать речь героя? (Уши.)

Давайте посмотрим друг на друга. Где расположены уши?

Как вы думаете, почему они расположены с разных сторон?

Вспомните, как проверял ваш слух врач?

Посмотрите на ухо друг друга. Снаружи у волос расположена ушная раковина. Она такая, чтобы улавливать звук и посылать его вглубь уха, а уж потом звук идет к мозгу, мы слышим и думаем.

Природа позаботилась о человеке и спрятала главный орган внутри. Почему?

Игра “Угадай звук”

Демонстрация звука в аудиозаписи.

Восп.: Что же такое звук? Хотите узнать?

Воспитатель берет балалайку, перебирает струны, а затем одну струну оттягивает и резко отпускает, дети слушают звук и видят дрожащие струны.

Восп.: Оттого, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это?

ОПЫТ 1.

Восп.: Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. Что вы чувствуете? (Бумажная трубочка дрожит, пальцам щекотно). Звук заставляет дрожать трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали?

ОПЫТ 2.

Восп.: Теперь прислушайтесь к своему телу. Ладонями обхватите горло и произнесите свое имя и фамилию. Что вы почувствовали? Это дрожат голосовые связки.

Восп.: Наш голос как звучит? (По-разному). Что мы можем с ним сделать? (Мы можем сделать его тихим и громким, низким и высоким). Давайте произнесем одну и ту же фразу по-разному.

Выходят трое детей и демонстрируют 3 разных голоса (договариваются самостоятельно).

Игра “Угадай, что услышал”

Дети слушают звуки, которые доносятся с улицы, коридора. Угадывают и описывают, что услышали.

Физминутка – ритмический танец.

Название этапа Деятельность взрослого Деятельность детей
Первый этап

Подготовительный мотивационный

Воспитатель предлагает детям послушать историю, которая сопровождается показом фотографии. Была осень ,в д/с дети вместе с воспитателем вышли на улицу и ждали остальных детей. Последним выбежал Илюша, он был веселый и радостный, а воспитатель посмотрела на него расстроенным взглядом. Послушайте еще раз эту историю.  
Второй этап

Мозговой штурм

Как вы думаете, почему? 1. Я думаю, что он долго одевался.

2. Мне кажется что он баловался

3. Я думаю, потому что он выбежал на улицу не одетым.

4. Воспитатель переживала, что он может простудить свои уши.

Третий этап

Принятие решения

Вы сказали много разных вариантов, подумайте, какой бы вариант выбрали вы? Мы думаем, что воспитатель переживала за то, что у мальчика могут простудиться уши
Четвертый этап

Оценочно-рефлексивный

Теперь вы поняли,что в холод опасно открывать уши?

Как вы будете беречь свои уши?

- Я буду всегда плотно одевать шапку на уши

- Я буду носить шапку с завязками

- Если будет сильный ветер, я накину капюшон

- Я никогда не буду выбегать на улицу раздетым, без шапки

Но если все таки у вас простудились уши? как можно их вылечить? (можно закапать капли, погреть синей лампой, сделать компресс) Давайте мы сейчас сделаем компресс друг другу(практическое выполнение детьми компресса)

Восп.: Звуки приносят нам много радости, но бывают и глухие люди, которые их не слышат. Давайте закроем уши. Понравилось ли вам ничего не слышать?

Чтобы уши были здоровыми, надо за ними ухаживать, беречь их.

Предлагаю детям разделиться на 2 команды и разработать правила ухода за ушами. (Дети в командах придумывают правила, затем один из них называет их).

Правила ухода за ушами:

  1. Не сморкаться сильно
  2. Нужно каждый день чистить уши специальными ватными палочками
  3. Не засовывать палочку глубоко в ухо
  4. Нельзя использовать острые предметы – можно повредить внутреннее ухо и остаться глухим
  5. Нельзя слушать очень громкую музыку
  6. Нужно беречь уши в холодное время года от холода и ветра
  7. Нельзя, чтобы в уши попадала вода

Восп.: А еще полезен массаж ушей:

  1. Загнуть ушную раковину вперед всеми пальцами, прижать и резко отпустить (способствует улучшению состояния всего организма).
  2. Оттягивание ушных раковин. Кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки 5-6 раз (полезно для закаливания горла и полости рта).
  3. Растирание ушей ладонями.

Восп.: Посмотрите, как покраснели у всех уши и разогрелись.

А еще есть слух музыкальный. Он есть у всех наших детей.

Дети исполняют песню “Журавушка”.

Восп.: Очень красивая и нежная мелодия, и вы ее исполнили музыкально. Молодцы!

Звучит тихая мелодия.

Восп.: Как здорово, что мы можем слышать эти звуки! Как замечательно, что звуки помогают нам чувствовать красоту окружающего мира. Для этого нужно совсем немногое – научиться слушать эту красоту. Прислушайтесь! И вы поймете, как прекрасен этот мир.