Логико-математические игры и упражнения "Волшебные фигуры"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: способствовать интеллектуальному развитию детей посредством решения логико-математических задач, обобщить и систематизировать знания детей о природе.

Задачи:

  • Формировать умение детей различать и правильно называть геометрические фигуры.
  • Развивать умение сравнивать и классифицировать предметы по свойствам (форма, размер, материал, и т.д.) с выделением одновременно двух-трёх свойств.
  • Закрепление понятий: “размер”, “цвет”, “форма”, “фигура”.
  • Развивать конструктивные способности.
  • Закреплять навыки счета в пределах 10.
  • Формировать умение создавать постройку из предложенного материала (блоки Дьенеша), используя алгоритм действия, воссоздавать модель по образцу, развивать комбинаторские способности;
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, речь. Развивать связную речь детей, умение отвечать полными ответами на вопросы педагога.

Оборудование и материалы: интерактивная доска (ИД), д/и на каждого ребенка: Танграм”, “Палочки Кюизенера”, “Сложи квадрат”, “Блоки Дьенеша”, схема жар птицы, листы цветной бумаги.

Деятельность педагога Деятельность детей
Педагог: Здравствуйте ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино)

Буратино приветствует детей и сообщает, что ему необходимо попасть на Поле чуде, где его ожидают кот Базилио и лиса Алиса. Но как туда попасть, он не знает.

Педагог: Ребята, давайте поможем Буратино и вместе с ним отправимся в путешествие на Поле чудес! А вот на чем же мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку:

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
Светится она искрится,
А зовут ее Жар.... ( Птица)

Педагог: Посмотрите, ребята, вот наша птичка на схеме нарисована. Давайте оживим ее - соберем из геометрических фигур!

Ребята, посмотрите внимательно, из каких геометрических фигур состоит Жар-птица??

Дети здороваются, слушают загадки и отгадывают их, отвечают на вопросы, соглашаются помочь Буратино и отправиться в путешествие, выполняют задание
Основная часть
Д\И “Танграм”
Педагог: Ребята, вы умеете рисовать геометрические фигуры на нашей волшебной доске. (Выполнение задания на интерактивной доске). Давайте создадим нашу Жар-птичку, оживим ее.

Игра “Танграм”.

Молодцы, ребята! Садитесь на Жар-птицу, держитесь крепче, мы отправляемся в полет! Посмотрите, какие облака!

  • Какой они формы?
  • Какого цвета?
  • Какие они по величине?
Дети слушают педагога и по образцу поочередно выкладывают жар-птицу из геометрических фигур на ИД.

 

 

Дети принимают предложение отправиться в полет, отвечают на вопросы.

Д/и “Геометрические деревья
Педагог: Наша волшебная птица опускается на необычную полянку, на которой растут деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры.
  1. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? (Шесть деревьев).
  2. Покажите дерево, с кроной похожей на квадрат? (круг, треугольник, овал прямоугольник,).
  3. Какое по счету дерево с овальной кроной (треугольной, круглой, прямоугольной, квадратной)?
Дети слушают педагога, отвечают на вопросы, считают деревья, называют геометрические формы крон деревьев.
3. Д/и “Время суток”
Педагог: Ребята, мы с вами так долго летели, что на улице уже стало смеркаться, солнышко зашло за тучи, и выглянула луна. Как вы думаете, какое время суток наступило? Сейчас мы определим, как вы знаете различное время суток

Перед вами лабиринты, я задам вопрос, а вы с их помощью определите правильность ответа.

- Какое сейчас время суток?

- Какие части суток вы знаете?

- Как вы узнаете, что уже наступило утро?

- Назовите все части суток, начиная с вечера.

- Луна появляется на небосклоне ночью, а когда светит солнышко?

Игра “Когда это бывает?” (дети с помощью схемы соединяют цветовые символы с картинками).

Дети слушают задание, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Дети последовательно распределяют картинки, объясняя свой выбор.

Д/и “Блоки Дьенеша”
Педагог: Посмотрите, наступила ночь, а мы еще не добрались до Поля чудес. Как же быть? Придется остаться на ночлег в лесу, а у нас нет никакого жилья. Давайте построим домик для ночлега.

Д/и “Блоки Дьенеша”. Педагог предлагает детям построить дом с помощью алгоритма действий, представленного на ИД.

Педагог: Молодцы, ребята! Вот какой цветной, красивый дом у нас получился.

Дети строят дом из предложенного материала с использованием алгоритма действий, представленного на ИД.
Физминутка
Педагог: Ребята, вот и утро наступило! А по утрам мы обязательно делаем зарядку. Давайте вместе с Буратино поиграем!

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Дети выполняют ритмично движения в соответствии с текстом
6. Д/и “Палочки Кюизенера”
Педагог: Ой, ребята, а перед нами шумная и быстрая река. Как же нам перебраться на другой берег?

Людям нужны мосты, чтобы перебираться с одного берега на другой.

На ваших столах находятся коробочки с палочками! Скажите, чем палочки отличаются друг от друга? (цветом и длиной).Чем палочки похожи? (формой)

Д/и “Палочки Кюизенера”. Дети строят мост из предложенного материала по инструкции педагога:

- Какая ступенька короче (длиннее)?

- Какая палочка по счету краснаяя (зеленая)?

- Какая находится между белой и синей?

- Какая сверху (снизу)?

Дети внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы и выполняют задание за столами.
7. Д\и Оригами
Педагог: Какой хороший мостик у нас получился! Посмотрите ребята, сколько рыбок в шумной, быстрой речке! Давайте их сосчитаем! И попробуем сделать таких же красивых рыбок!

Д/И оригами

Дети слушают педагога, считают рыбок и изготавливают небольшую рыбку из бумаги
Д/и “Разложи по форме”
Педагог: Вот и добрались мы до Поля чудес , нас встречают кот Базилио лиса Алиса. Да не с пустыми руками, а с целой корзинкой вкусных пирожков: вареньем, с творогом, с ягодой, с картошкой. Все они разных размеров, разной формы и разного цвета. А пока наши друзья дожидались нас, все пирожки перепутались. Давайте поможем, каждому раздадим любимый пирожок: пирожки с вареньем круглой формы оставим Буратино, а остальные пирожки отдадим коту Базилио и лисе Алисе.

Дети садятся за столы.

- У каждого в тарелочках лежат пирожки, рассмотрите их и скажите какого они цвета? Размера? Формы?

- А теперь на тарелочку положите все пирожки (овальной формы) для Буратино.

- Какие по цвету, пирожки вы отложили для Буратино?

- А какой формы они?

- Сколько у вас пирожков сосчитайте?

- Теперь положите на тарелочку пирожки для кота и лисы

- Какие пирожки по форме вы положили на тарелочку?

- А какого цвета они?

- Сколько их? Посчитайте.

Дети слушают, соглашаются помочь и выполняют задание: поочередно раскладывают пирожки в корзину и на поднос, отвечают на вопросы педагога.
Заключительная часть
Педагог: Молодцы ребята, мы помогли Буратино встретится со своими друзьями, и теперь они могут сами продолжить свой путь домой!

Педагог спрашивает детей, какие задания им понравились, а какие вызвали трудности.

Что нового и интересного узнали дети

Дети обсуждают, как им удалось справиться с заданиями и что им больше всего понравилось, а где они затруднялись