Методическая разработка логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности «В гости к Лунтику»

Разделы: Работа с дошкольниками


Коррекционно-образовательные цели:

  • Уточнение и расширение словаря по теме “Фрукты”, “Насекомые”, “Цветы”.
  • Расширение представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых.
  • Расширение представлений о растениях луга и сада.
  • Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование относительных прилагательных).
  • Совершенствование навыка слогового анализа слов.
  • Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).
  • Стимулирование речевой активности.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие связной речи
  • Развитие фонематических представлений
  • Развитие слухового, зрительного внимания
  • Развитие тонкой и общей моторики

Оборудование:

  • Разрезная картинка с изображением ромашки, картинка с изображением этого же цветка с наклеенными магнитами, предметные картинки с изображением цветов, фруктов, блюд, приготовленных из фруктов.
  • Изображения героев сказки, большое дерево, дощечки для мостика, вазы для слогового анализа слов, разноцветные кружочки с наклеенными буквами и словами на эту букву.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Каждый ребёнок получает от логопеда часть цветка.

Логопед: Назовите части цветка, которые вы взяли.

Дети: стебель, листик, лепестки, сердцевина.

Что это за цветок?

Дети: ромашка!

Логопед: Составьте ромашку.

2. Объявление темы занятия.

Логопед: Этот цветок волшебный. Он поможет нам перенестись в сказку.

Закройте глазки. Однажды на Луне родился необычный малыш. И случилось так, что он попал на землю, где нашёл много новых друзей.

Сегодня на занятии мы вспомним сказку о Лунтике и его друзьях насекомых.

3. Тренировка двигательных мышц глаз.

Логопед: Проследите за полётом насекомых, не двигая головой. Следим только глазками.

На картинку с изображением ромашки прилетают бабочки и Пчелёнок.

4. Составление предложений с предлогами.

Логопед: Каких друзей Лунтика вы видите?

Дети: Кузнечик Кузя, Баба Капа, бабочки, гусеницы Пупсень и Вупсень, шмель Генерал Шер.

Логопед: Составьте предложения про насекомых, используя маленькие слова-предлоги.

Дети:

Пчелёнок сидит в цветке.
Бабочка летает над ромашкой.
Кузнечик Кузя сидит на листочке.
Пчела баба Капа летит к ромашке.
Гусеницы ползают под ромашкой.
Паук дядя Шнюк сидит на паутине.

5. Деление слов на слоги.

Логопед: Лунтик приглашает всех друзей в гости в домик на дереве. Мы отправляемся в путешествие. Кого же мы встретили?

Дети: Это божья коровка Мила.

Логопед: Мила очень любит цветы. Сколько цветов она нарвала на лугу и в саду! (каждый получает цветок).

Назовите свои цветы.

Дети: У меня мак. У меня клевер, ромашка, василёк, тюльпан, роза.

Логопед: За какими цветами Мила летала в сад?

Дети: роза, тюльпан.

Логопед: Поможем расставить цветы в вазы.

Дети отхлопывают количество слогов в названии цветов и ставят цветок в соответствующую вазу.

Мак клевер ромашка
  тюльпан василёк
  роза  

6. Физ. минутка.

Логопед: Дом Лунтика на высоком дереве. Как это дерево далеко! Перед нами глубокий ручей.

Как друзья Лунтика переберутся через него? Вспомните и покажите, кто как передвигается.

Пчела – летает  
Бабочка – порхает дети показывают действия.
Кузнечик – прыгает  
Лунтик – ходит, бегает.  

Логопед: Только Лунтик не смог перебраться через ручей. Надо помочь Лунтику. Построим мостик.

Подберите слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? Каждое слово - дощечка для мостика.

Лунтик какой?

Дети: добрый, смешной, весёлый, любопытный, пушистый.

Дети переходят “ручей” по дощечкам.

7. Выделение первого звука в названиях картинок.

Логопед: На берегу ручья мы встретили тётю Мотю.

Тётя Мотя – черепаха.

Она рассыпала свои бусы. Определите первый звук в названии картинки на бусине и рядом вставьте бусину с соответствующей буквой:

  • Носок
  • Игрушки
  • Пуговица
  • Кот
  • Улитка
  • Мороженое

Назовите гласные звуки.

Дети вешают на доску “бусины” с буквами рядом с соответствующими картинками.

8. Пальчиковая гимнастика.

Вот мы и пришли в гости к Лунтику. Баба Капа делает вкусное угощение. Поможем ей.

Тесто ручками помнем (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками)
А верхушку сладким кремом (по плоскости стола)
И кокосовою крошкой мы присыплем торт немножко.

9. Повторение темы “Фрукты”. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Баба Капа приготовила вкусные блюда из фруктов.

Каждый ребёнок получает фрукт и картинку с угощением.

Логопед: У кого фрукт – круглый, красный, гладкий? Ребёнок: Это яблоко!

Логопед: Из яблока приготовили повидло. Повидло какое? Ребёнок: Яблочное.

(прицепляет картинку на доску).

Логопед: Этот фрукт – овальный, синий, маленький. Ребёнок: Слива.

Логопед: Из сливы сварили компот. Компот какой? Ребёнок: Сливовый.

Логопед: Этот фрукт – круглый, бархатистый, сочный. Ребёнок: Персик.

Логопед: Из персиков сварили варенье. Варенье какое? Ребёнок: Персиковое.

Логопед: Про следующий фрукт отгадайте загадку:

“Ты на лампочку похожа.
У тебя румяный бок,
А откусишь – брызнет сок”.

Дети: Груша!

Логопед: Сок из груши какой? Ребёнок: Грушевый.

Логопед: Следующий фрукт – жёлтый, продолговатый, сладкий.

Ребёнок: Банан. Из банана сделали пюре – банановое.

Логопед: Остался последний фрукт. Это лимон. Опишите его сами.

Ребёнок: жёлтый, овальный, кислый. Из лимона сделали пирог – лимонный.

Дети постепенно вешают “угощение” на доску и “накрывают” на стол.

10. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед и дети вспоминают, каких героев сказки они встретили. Логопед положительно оценивает работу каждого ребенка.