Цели: расширение кругозора, развитие познавательной активности, коммуникативных способностей; совершенствование навыков групповой работы.
Оборудование: карточки с буквами названий команд; карточки с вопросами; карточки с цифрами; детали ракеты для аппликации в конвертах, клей; круги из картона зеленого, красного, желтого, белого цветов; звезды красного и синего цветов с написанными на них вопросами; небольшие предметы (по 10 шт.)
В игре принимают участие учащиеся 11-12 лет.
Ход игры
12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин первым на Земле полетел в космос и облетел нашу планету на космическом корабле. Теперь такими полетами уже никого не удивишь. Сегодня и мы с вами полетим в космос.
Наши команды превращаются в космические экипажи, и мы повторим подвиг великих космонавтов. Нам предстоит выполнить задания, которые нас ждут в путешествии.
1. Конкурс «Построение и представление экипажей»
Название корабля участники составляют из карточек с написанными на них буквами. У каждой команды получается название, например, «Аэлита», «Комета», «Сатурн». Команды должны представиться друг другу.
2. Конкурс «Вопросы из конверта»
Ведущий наугад вытягивает карточку с вопросом из конверта. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к соперникам.
- Сколько планет в Солнечной системе? (Девять)
- Естественный спутник Земли? (Луна)
- Сколько воды в лунных морях? (На Луне нет воды)
- Как называется помещение, откуда астрономы ведут наблюдения за звездным небом? (Обсерватория)
- Основной инструмент астронома? (Телескоп)
- С помощью какой звезды находят стороны света? (С помощью Полярной звезды)
- Это космическое тело состоит из льда, газа, пыли. (Комета)
- Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)
- Изобретатель первых советских космических кораблей? (С.П. Королев)
- Назовите дату первого полета человека в космос. (12 апреля 1961г.)
- Первый человек, покоривший космос? (Ю.А.Гагарин)
- Как назывался космический корабль, на котором Ю.А.Гагарин совершил полет в космос? («Восток»)
- Сколько длился полет Ю.А.Гагарина? (108 минут)
- Первая в мире женщина-космонавт? (В.В. Терешкова)
- Кто первым вышел в открытый космос? (А.А.Леонов)
- Самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? (Луноход)
- Когда Земля ближе к Солнцу: зимой или летом? (Зимой)
- Как называется наша галактика? (Млечный Путь)
- Ближайшая к Земле звезда? (Солнце)
- Кто побывал в космосе до полета человека? (Собаки)
3. Конкурс «Живой кроссворд»
Капитаны команд получают карточки с цифрами 1-5. Игроки прикрепляют их на грудь, и каждый запоминает свой номер. Ведущий читает текст, в котором встречаются цифры, а ребята должны перестроиться так, чтобы получилось названное число. Например:
От нашего дома до космодрома расстояние немаленькое — 543 км. На космодром отправилась группа ребят в количестве 12 чел. Они очень спешат, ведь сегодня стартует ракета № 21-35. Полет будет длиться 3514 часов.
4. Конкурс «Космонавты-умельцы»
Один из членов каждой команды получает задание «сконструировать» ракету из деталей, вырезанных из цветной бумаги и находящихся в конверте. За 2 минуты нужно создать аппликацию. Победит та команда, чья аппликация совпадет с той, что находится у ведущего.
5. Игра «Цветофон»
Пока представители команд выполняют задание-аппликацию, экипажи играют в игру «Цветофон».
У ведущего находятся 4 круга из картона: зеленый, красный, желтый, белый. Эти цвета обозначают: зеленый — Земля, желтый — Луна, красный — Марс. Дети по цвету должны назвать планету. При белом цвете должны молчать.
6. Конкурс « Кресло космонавта»
Сложно работать на борту космического корабля в состоянии невесомости. Попробуем воспроизвести ситуацию «кресло космонавта». Кресло космонавта у нас заменит стул. Для участия в конкурсе приглашаются по одному представителю от команды. Каждый садится на стул и по команде ведущего старается собрать расположенные вокруг стула 10 предметов, не покидая его. Чья команда быстрее справится с заданием?
7. Конкурс «Переводчики»
Как мы будем общаться с инопланетянами, если придется их встретить? С помощью жестов. Приглашаются «переводчики» от каждой команды, которые с помощью пантомимы могут показать фразу, выбрав по жребию:
- Я хочу с вами познакомиться.
- Как мне добраться до ближайшего поселения вашей планеты?
- Не бойтесь, я пришел к вам с миром.
- Сколько времени на вашей планете?
- В ваших реках водится рыба?
8. Конкурс «Звездный букет»
По игровому полю разбросаны звезды синего и красного цвета. Из каждой команды вызывается самый ловкий игрок. Им завязывают глаза — одному красной косынкой, другому — синей. Их задача - за определенное время собрать как можно больше звезд своего цвета. Члены команд при этом могут кричать: «Бери! Не бери!». Через 2 минуты игра останавливается и подсчитывается количество звезд, собранных представителями команд. Теперь команды должны ответить на вопросы, написанные на обратной стороне звезд. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.
Вопросы на звездах:
- В честь кого Марс получил свое название? (В честь древнегреческого бога войны)
- Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Нисколько. Горение в безвоздушном пространстве невозможно)
- Как по внешнему виду отличить серп растущей Луны от убывающей? (Если Луна похожа на букву С, то это старая, убывающая)
- На какой планете обнаружены русла высохших рек? (На Марсе)
- Какая планета Солнечной системы имеет кольца? (Сатурн)
- Самая большая планета Солнечной системы? (Плутон)
- Какую планету называют Утренней или Вечерней звездой? (Венеру)
- Самая удаленная от Солнца планета? (Плутон)
- Самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий)
- Какая планета красного цвета? (Марс)
9. Конкурс «Срочная инвентаризация»
К вам на космическую станцию прибыл грузовой корабль. Он полон самых различных предметов. Нужно быстро разобраться в космическом багаже и найти ему место. Приглашаются по 2 человека от команды к столу, накрытому салфеткой. На осмотр предметов, прибывших с Земли, дается 1 минута. Затем предметы закрываются. За 3 минуты участники должны составить список.
Пока участники выполняют задание, командам предлагаются загадки.
Раскинут ковер, рассыпан горох.
Ни ковра не поднять,
Ни горох не собрать.
(Звездное небо)За бесчисленной отарой
Ночью шел пастух усталый.
А когда пропел петух -
Скрылись овцы и пастух.
(Звезды и месяц)Украшал ночную синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только -
От него осталась долька.
(Луна)Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.
(Солнце)
10. Конкурс «Что бы это значило?»
В нашей речи часто встречаются выражения, связанные с темой космоса. Все ли из вас знают точный смысл этих выражений, мы сейчас проверим. Эти выражения будут зачитываться командам по очереди. Нужно раскрыть их смысл. Если команда не может дать правильный ответ, то вопрос переходит к другой команде.
- «Путеводная звезда» - то, что направляет, определяет чью-либо деятельность.
- «Звезда первой величины» - известный человек, прославившийся в какой-либо области знаний или деятельности.
- «Восходящая звезда» - человек, начинающий приобретать статус, получать известность в какой-либо области знаний или деятельности.
- «Звездный час» - переломный, решающий момент в жизни человека.
- «Родиться под счастливой звездой» - быть удачливым, счастливым, везучим во всем.
- «Хватать звезды с неба» - отличаться выдающимися способностями, из ряда вон выходящее.
- «Между небом и землей» - быть в неопределенном положении, без жилья, без крова, без пристанища.
- «Как небо и земля» - ничего похожего, полная противоположность.
- «Небо коптить» - жить бесцельно, без пользы для других, не делать ничего полезного.
- «Занять место под солнцем» - прочное высокое положение в обществе.
- «Как с Луны свалился» - не понимает того, что очевидно, что понятно всем.
- «Как будто с неба свалился» - неожиданно, внезапно появился.
Подведение итогов. Награждение.
Использованные источники.
- http://infourok.ru/klassnyy_chas_ko_dnyu_kosmonavtiki-153799.htm
- http://god-scenariev.ucoz.ru/news/scenki_shkolnoj_minuty_slavy/2013-04-22-436
- http://pandia.ru/text/78/234/98140.php
- http://forum.in-ku.com/printthread.php?t=130267&pp=50&page=5
- http://infourok.ru/scenariy-prazdnika-posvyaschyonnogo-dnyu-kosmonavtiki-polyot-k-zvyozdam-460134.html