Байкал нам дарит чудеса

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


Предмет Окружающий мир
Тип урока Открытие новых знаний
Форма урока Важный репортаж
Тема урока Путешествие по России. Байкал нам дарит чудеса
Цель урока Познакомить обучающихся с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.

Создать условия для творческого применения полученных знаний.

Используемые технологии Технология проблемно-ориентированного обучения

Здоровьесберегающие технологии

Кейс-технологии

ИКТ

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения Развитие умения работать с информацией.

Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта).

Знать местонахождение озера Байкал, показывать его на карте. Перечислять особенности озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Составлять рассказ об уникальных особенностях Байкала, его флоре, фауне и особых экологических проблемах

Оформлять наглядный материал для презентации своего рассказа в классе

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:  Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных  ситуациях.

Понимать значение озера как уникального природного явления не только России, но и мира, уметь искать информацию о нём в различных источниках.

Уметь работать сообща и дружно в коллективе, формировать коммуникативные способности детей; формировать чувство уверенности в своих возможностях.

Регулятивные действия:  Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные действия:  Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные действия:  Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:  Индивидуальная, коллективная.
Оснащение урока -географическая карта озера Байкал;

- игрушка – кораблик;

- аудиозапись шума волн;

- работы учащихся (опережающее д/з) по кейс-наравлениям;

- презентация;

- атласы;

Средства обучения: Презентация с музыкальным сопровождением

Проектор

Методическая литература Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. 2-я ч.: Просвещение, 2015

Выставка книг и публикаций о Байкале

 

Структура урока Деятельность учителя и учащихся
1. Мобилизующее начало урока.

(Определение темы урока по приёму “Яркое пятно”).

Всем добрый день!

Сегодня я приглашаю вас посетить уникальный уголок нашей Родины, природный символ России.

Определите этот природный объект, прослушав легенду.

“С незапамятных времён появились в этих краях люди. Их восхитила чудесная природа этих мест. Назвать бы это место раем на земле. Да не было воды здесь. Встретили люди странника, рассказали ему о месте чудесном, спросили совета. А он им в ответ : “ Не надо счастья от счастья искать”. Не послушались люди его и пошли дальше. Ходили долго они – нет такого места. Снова встретился странник. Набросились на него люди со злостью. А он поднялся на высокую гору, вынул сердце из своей груди и бросил его в эту долину. Прожгло сердце землю, хлынула вода кристально чистая. Стало это место с тех пор самое глубокое на планете”. А люди стали его называть: “Славное море – священный ...... (Байкал)

Правильно, это и есть природная святыня России.

А есть ещё легенда о чудесах, которые Байкал дарит людям.

Вы слышали об этих чудесах? (Нет)

Так давайте же посвятим этому наш урок и назовем его:

“Байкал нам дарит чудеса”. (слайд 1)

2. Актуализация знаний и определение проблемы урока Нет в мире озера, которое пользовалось бы такой же громкой славой, как Байкал.

Не случайно Байкал включён в список Всемирного природного наследия Юнеско в 1996 году как уникальный ПК планеты. Он принадлежит не только России. Байкал принадлежит всему человечеству. (слайд 2)

Вот перед вами высказывание Л.С.Берга: “Байкал — это уникальное явление нашей планеты, чудо природы во всех отношениях”.

На основе данного высказывания определите проблему, над которой мы будем сегодня работать и, которая была бы вам интересна.

Как бы вы её обозначили? Ваши предложения?

(Почему Байкал называют уникальным чудом природы?)

(слайд 3)

3. Цели урока Молодцы! Проблему определили. Приступаем к поиску её решения.

Главная цель для нас сегодня узнать и понять, в чём уникальность Байкала?

Какие экологические проблемы есть и как решить их?

4. Что мы знаем о Байкале?

Подводящий диалог

В огромной каменной “чаше”, в центре Азии, разлил свои воды Байкал.

(слайд 4)

Скажите, а что вам известно сегодня о Байкале? (Это самое глубокое озеро.

Это самое древнее озеро. Это озеро пресной воды. и т.д.)

Хорошо, но, поверьте, что это лишь малая доля того, что может рассказать о себе Байкал.

И чтобы решить поставленную нами проблему, давайте-ка сейчас и отправимся в гости к Байкалу.

5.Актуальный репортаж для СМИ.

Инструктаж

Представьте, что мы – это научная экспедиция, в состав которой входят ведущие специалисты - байкаловеды.

Нам предстоит подготовить для СМИ “актуальный репортаж” “Слово о Байкале”, а для этого вы заранее изучали и собирали информацию о Байкале по выбранным направлениям. Каждая группа представила свой стенд. (слайд 5)

Чистой-чистой хрустальной чашей
Он лежит меж обрывистых скал,
Голубая жемчужина наша,
Легендарное море Байкал.

Да, именно морем называли с незапамятных времён Байкал и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в 17 веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь перед его величественной неземной красотой.

Чудеса Байкала

Инструктаж

Итак, отправляемся в гости к Байкалу.

Вы готовы к работе? (Да)

Настало время выяснить, а что за чудеса дарит Байкал людям? (слайд 6)

Он уникален, наш Байкал.
К нему, красивейшему в мире,
Стремятся все: и стар и мал.
Чисты, прозрачны его воды,
По глубине им равных нет.
Такой вот памятник природа
Произвела на белый свет.

Итак, байкальская экспедиция начинает свою работу.

Каждый из вас является специалистом. Вы сегодня имеют свои кейсы для изучения и подготовки соответствующей информации. Каждый специалист готовит свой отчёт для актуального репортажа.

Начинаем открывать чудеса Байкала. Я желаю успехов вам!

Открываем знания о Байкале.

Самостоятельное открытие знаний по проблеме

(слайд 7) Самостоятельная работа. Консультация учителя.

(Работаем с мини-кейсами)

Что в имени твоём, Байкал?

Отчёт 1 группы экспедиции для озвучивания.

(слайд 8) Итак, слушаем “актуальный репортаж”: “Слово о Байкале”

(1 группа).

Что в имени твоём, Байкал? В чём загадка?

В научной литературе существует множество версий происхождения названия озера Байкал. Наиболее распространённой является версия, что Байкал – слово тюрко-язычное и обозначает “богатое озеро”.

Байкал у разных народов имеет разное значение: по-алтайски — это золотое озеро, по-китайски—северное море, по-бурятски — огненное озеро, по-якутски — богатое озеро.

Первым исследователем Байкала считают Курбата Иванова.

Он побывал на западном берегу Байкала и открыл остров Ольхон.

Точное происхождение и значение слова “Байкал” до сих пор является нерешённой проблемой.

Вопросы к кейсу.

1.Что означает слово Байкал?

2. Кого считают первым исследователем Байкала?

Параметры Байкала

Отчёт 2 группы экспедиции для озвучивания

(слайд 9) Озеро Байкал — величайшее творение природы. Необычайной красоты ландшафты, кристально чистая вода, удивительная и уникальная природа делают Байкал настоящим сокровищем планеты.

Открываем чудо первое: параметры Байкала.

Приложение 2

Возраст Байкала до сих пор точно не установлен. Есть следующие версии.

1) Озеро образовалось 20 — 25 млн. лет назад.

2) В таком виде, как предстаёт перед нами сейчас Байкал, он образовался 200 —2 50 тысяч лет назад.

3) Большинство исследователей определяют его возраст 25-30 млн. лет назад.

Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры.

Длина озера 636 км, ширина – от 20 до 80 км. Площадь зеркальной водной поверхности 31,5 кв.км. Абсолютная высота над уровнем моря — 456 м.

Объём воды составляет 23 тысячи куб.км. Максимальная глубина — 1741 м, а средняя глубина — 730 м.

Среди озёр мира по площади занимает 8 место, а среди пресных озёр мира — 6 место.

Какой вывод можно сделать?

Вывод. Именно параметры озера делают Байкал уникальным чудом на всей планете.

Вода Байкала

Отчёт 3 группы экспедиции для озвучивания.

Слайд 10.

Мать-Природа мудра. Она спрятала подальше, в самый центр Сибири, этот последний живой колодец планеты.

Чудо второе: байкальская вода.

Байкал — это самое чистое на земле естественное хранилище пресной питьевой воды. Байкальская вода близка к дистиллированной, так как в ней очень мало растворённых минеральных веществ. Солёность составляет меньше 1% (промили). Байкальская вода отличается обилием кислорода.

Байкал собирает воды с огромной территории — в него впадают 550 рек и речек. Самая полноводная из них — река Селенга.

На озере - 22 острова, из них самый крупный – Ольхон.

Вывод. Уникальность Байкала как чудо — это, прежде всего, чистота и прозрачность пресной воды, а также огромный объём водной массы.

Вопросы к кейсу.

1. Чем отличается вода Байкала от других озёр?

2  Сколько рек впадают в озеро? А вытекает?

Флора и фауна Байкала

Отчёт 4 группы экспедиции для озвучивания.

Слайд 11.

Байкал называют неповторимой природной лабораторией, в которой происходят таинственные процессы жизнетворчества.

Чудо третье: уникальность органического мира Байкала

Приложение 4.

70% обитателей озера — это эндемики, то есть организмы, нигде больше не встречающиеся, только на Байкале. Такое обилие живых разновидностей объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30% жира. Обитает в озере и единственное млекопитающее — байкальская нерпа или тюлень. Пресноводный тюлень—это загадка для зоологов.Но главные смотрители за чистотой и прозрачностью воды рачок-бокоплав эпишура. Они встречаются только в Байкале и надежно хранят чистоту воды, а вместе с ней всю байкальскую неповторимость.

Вопросы к кейсу.

1. В чём особенности растительного и животного мира на Байкале?

Вывод. Органический мир Байкала есть уникальное чудо планеты.

Байкальские берега

Отчёт 5 группы экспедиции для озвучивания.

Слайд 12

Никого не оставят равнодушными Байкальские берега.

Чудо четвёртое: байкальские берега.

Приложение 5.

Котловина Байкала со всех сторон окружена хребтами.

Именно горы, окаймляющие Байкал, прежде всего определяют характер его берегов. Берега большей частью каменистые, высокие и крутые.

Формирование его берегов не закончилось до сих пор; на озере часто происходят землетрясения, колебания отдельных участков берегов. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью до 2 см в год.

Исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном. Почему так считают учёные?

Приведите аргументы

Вот аргументы.

1.Громадная масса воды.

2.Глубины.

3.Сильные штормы.

4.Магнитные аномалии.

5.Внутренние волны.

Тайга вокруг Байкала

Отчёт 6 группы экспедиции для озвучивания

Слайд 13

Чудом по праву можно назвать тайгу вокруг Байкала.

Чудо пятое: тайга Байкала.

Приложение 6.

Горнолесную страну вокруг озера называют старинным русским словом Подлеморье. Кедры, пихты, ели достигают здесь огромной высоты. Кедр — это главный символ тайги. Ценность кедра не столько в стоимости его бревна, сколько в самом живом дереве, источнике жизни для птиц и зверей. Но прежде всего тайга – царство соболя. Его называют жемчужиной сибирской тайги. В северной части Байкала тайга подходит вплотную к самому озеру и поэтому здесь довольно разнообразен животный мир. Конечно, главным промысловым зверем является соболь.

Вопросы к кейсу.

1.Как называют территорию вокруг Байкала?

Вывод. Байкал – это уникальная природная лаборатория.

Экология Байкала

Отчёт 7 группы экспедиции для озвучивания

Слайд 14

Байкал — величайший памятник природы мирового значения, национальное сокровище и гордость России. Байкал кормит и поит человека, так как является огромным резервуаром пресной воды. Сегодня Байкалу нелегко живётся на планете вместе с человеком.

Никто не сомневается, что Байкал — настоящий Божественный дар Природы. Это единственный на Земле источник чистой питьевой воды.

Вот почему мы обязаны его сберечь для последующих поколений.

Вопросы к кейсу.

1.Какие аргументы по спасению уникального природного объекта предлагают экологи?

2. А какое ваше мнение? Какие ваши предложения?

“Паспорт” Байкала Слайд 15

Результатом работы экспедиции над актуальным репортажем для СМИ стал паспорт Байкала, подтверждающий его уникальное значение на нашей планете. Что вас удивило в паспортных данных Байкала? (Не определён тип природного объекта).

Действительно, этот вопрос до сих пор остаётся открытым среди учёных-географов с исторической точки зрения..

Байкал – это море или озеро?

Отчёт 8 группы экспедиции для озвучивания

Слайд 16

Назовите отличительные черты Байкала как моря? Как озера?

Вот черты Байкала как моря.

А вот черты Байкала как озера.

Сделайте вывод. В чём же состоит уникальное чудо Байкала?

Байкал имеет признаки и моря, и озера. В этом и состоит его уникальное чудо.

Решена ли поставленная вами в начале урока проблема? Почему вы так считаете?

Да. Открытые пять чудес подтверждают его уникальность.Молодцы!!

6. Рефлексия Слайд 17

Байкальская экспедиция завершила свою работу. Актуальный репортаж о Байкале состоялся. Осталось лишь поставить точку в своём мнении об этом уникальном природном объекте, природном символе России.

Подведём итоги нашей работы. Что же узнал сегодня каждый из нас о Байкале? Какой материал показался наиболее интересным? Какие открытия для себя сделали?

Ваше слово! (Ответы участников урока по цепочке)

Я благодарю каждого из вас:

  • за интерес и неравнодушие к поставленной проблеме,
  • за активную работу на уроке,
  • за умение работать в команде.
7. Заключение Слайд 18 А вот и закат - это, значит, пришло время прощаться.

В чаше огромной меж скал,
Любимым планеты питомцем
Раскинулся светлый Байкал!
С ним ничему не сравниться
Один на земле он такой,
Дар божий в ладонях зарницы
С чистой кристальной водой.
Н.Маркаков

Давайте поклонимся мысленно матери – природе сотворившей этот заповедный мир и скажем: Не кончаются чудеса Байкала! До свидания, Байкал!