Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «В стране слов»

Разделы: Внеклассная работа


Уровень образования (класс) основное общее образование (6 классы)

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов - 17

Интеллектуальное направление “В стране слов” по русскому языку

Форма: индивидуальная работа, работа творческих групп.

Вид деятельности: познавательная.

Направление воспитания: познавательное.

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу “В стране слов” составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для активной практики овладения русским языком. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся. Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.

Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем, увлекателен, разнообразен мир русского слова. Широкое привлечение занимательных игровых элементов помогает в этом, не снижая обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

Цели программы

Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся  к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе “Лексика и фразеология”; формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц.

Задачи программы

Обучающие:

  • Развитие интереса к русскому языку;
  • Углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии;
  • Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;
  • Формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
  • Развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • Совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
  • Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • Воспитать культуру обращения с книгой;
  • Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • Воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

  • Развить смекалку и сообразительность;
  • Приобщить школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • Развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • Учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
  Общеителлектуальное направление
Цель Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности
Задачи Формирование представления о самопознании и его месте в самовоспитывающей деятельности.

Развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию.

Повышение активности обучающихся в интеллектуально-творческих проектах, конкурсах, викторинах, олимпиадах, интеллектуальных играх и т.п.

Формы реализации программы Участие учащихся класса в работе кружков общеинтеллектуальной направленности,

Повышение активности участия в викторинах, познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально-творческих проектах, в т.ч. дистанционных.

Ожидаемые результаты Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.

Интерес учащихся в разносторонней интеллектуальной деятельности.

Повышение мотивации к участию в викторинах, познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально-творческих проектах.

Актуальность программы

Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно-исследовательском направлении.

Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности  должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.

Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Содержание программы (17 ч)

1. Организационное занятие (1 ч) – Слово в словах

2. Руководитель знакомит обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы.

3. Занятие по разделу “Лексика и фразеология”.

Слово в словах 1 час
В царстве смыслов много дорог 1 час
О многозначности слова 1 часа
Как и почему появляются новые слова 1 час
Разгадывание кроссворда 1 час
Дидактическая игра “Перевертыши” 1 час
Дидактическая игра “Шеренга” 1 час
Дидактическая игра “Аукцион” 1 час
Сказка-игра “Оловянные солдатики” 1 час
Библейские выражения 1 час
Ребус 1 час
Викторина “Отгадай фразеологизм по картинке” 1 час
Загадки народов мира 1 час
Метаграмма и анаграмма 1 час
Зашифрованное донесение 1 час
Презентация “Узнай новое” 1 час
Творческий проект “Что я узнал нового” 1 час

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  • анализ и просмотр проектов;
  • составление проектов.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:

  • самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Календарно-тематическое планирование

Тема Количество часов Форма Даты 6 “А” Даты 6 “В”
1 Слово в словах 1 час Беседа 08.09.16 07.09.16
2 В царстве смыслов много дорог 1 час Дискуссия 15.09.16 14.09.16
3 О многозначности слова 1 часа Работа со словарем 22.09.16 21.09.16
4 Как и почему появляются новые слова 1 час Лекция 29.09.16 28.09.16
5 Разгадывание кроссворда 1 час Кроссворд 13.10.16 12.10.16
6 Дидактическая игра “Перевертыши” 1 час Игра 20.10.16 19.10.16
7 Дидактическая игра “Шеренга” 1 час Игра 27.10.16 26.10.16
8 Дидактическая игра “Аукцион” 1 час Игра 10.11.16 09.11.16
9 Сказка-игра “Оловянные солдатики” 1 час Игра 17.11.16 16.11.16
10 Библейские выражения 1 час Работа со словарем 24.11.16 23.11.16
11 Ребус 1 час Ребус 01.12.16 30.11.16
12 Викторина “Отгадай фразеологизм по картинке” 1 час Викторина 08.12.16 07.11.16
13 Загадки народов мира 1 час Конкурс 15.12.16 14.12.16
14 Метаграмма и анаграмма 1 час Игра    
15 Зашифрованное донесение 1 час Игра    
16 Презентация “Узнай новое” 1 час Презентация    
17 Творческий проект 1 час Проект    

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г
  2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991
  3. Волина В.В. Вес?лая грамматика, Москва, Знание, 2005г
  4. Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г
  5. Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов–на–Дону, 2007г
  6. Чачина Т.М., Денисова А.А. Гарцов, А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
  7. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007