Уровень образования (класс) основное общее образование (6 классы)
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов - 17
Интеллектуальное направление “В стране слов” по русскому языку
Форма: индивидуальная работа, работа творческих групп.
Вид деятельности: познавательная.
Направление воспитания: познавательное.
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу “В стране слов” составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для активной практики овладения русским языком. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся. Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.
Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем, увлекателен, разнообразен мир русского слова. Широкое привлечение занимательных игровых элементов помогает в этом, не снижая обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
Цели программы
Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе “Лексика и фразеология”; формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц.
Задачи программы
Обучающие:
- Развитие интереса к русскому языку;
- Углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии;
- Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;
- Формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
- Развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- Совершенствование общего языкового развития учащихся;
- Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
- Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- Воспитать культуру обращения с книгой;
- Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- Воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
- Развить смекалку и сообразительность;
- Приобщить школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- Развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- Учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Общеителлектуальное направление | |
Цель | Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности |
Задачи | Формирование представления о
самопознании и его месте в самовоспитывающей
деятельности. Развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию. Повышение активности обучающихся в интеллектуально-творческих проектах, конкурсах, викторинах, олимпиадах, интеллектуальных играх и т.п. |
Формы реализации программы | Участие учащихся класса в работе
кружков общеинтеллектуальной направленности, Повышение активности участия в викторинах, познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально-творческих проектах, в т.ч. дистанционных. |
Ожидаемые результаты | Организация занятости учащихся в
свободное от учёбы время. Интерес учащихся в разносторонней интеллектуальной деятельности. Повышение мотивации к участию в викторинах, познавательных играх, предметных неделях, олимпиадах, внешкольных интеллектуально-творческих проектах. |
Актуальность программы
Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно-исследовательском направлении.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание программы (17 ч)
1. Организационное занятие (1 ч) – Слово в словах
2. Руководитель знакомит обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы.
3. Занятие по разделу “Лексика и фразеология”.
Слово в словах | 1 час |
В царстве смыслов много дорог | 1 час |
О многозначности слова | 1 часа |
Как и почему появляются новые слова | 1 час |
Разгадывание кроссворда | 1 час |
Дидактическая игра “Перевертыши” | 1 час |
Дидактическая игра “Шеренга” | 1 час |
Дидактическая игра “Аукцион” | 1 час |
Сказка-игра “Оловянные солдатики” | 1 час |
Библейские выражения | 1 час |
Ребус | 1 час |
Викторина “Отгадай фразеологизм по картинке” | 1 час |
Загадки народов мира | 1 час |
Метаграмма и анаграмма | 1 час |
Зашифрованное донесение | 1 час |
Презентация “Узнай новое” | 1 час |
Творческий проект “Что я узнал нового” | 1 час |
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок, анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- анализ и просмотр проектов;
- составление проектов.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
- самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Форма | Даты 6 “А” | Даты 6 “В” |
1 | Слово в словах | 1 час | Беседа | 08.09.16 | 07.09.16 |
2 | В царстве смыслов много дорог | 1 час | Дискуссия | 15.09.16 | 14.09.16 |
3 | О многозначности слова | 1 часа | Работа со словарем | 22.09.16 | 21.09.16 |
4 | Как и почему появляются новые слова | 1 час | Лекция | 29.09.16 | 28.09.16 |
5 | Разгадывание кроссворда | 1 час | Кроссворд | 13.10.16 | 12.10.16 |
6 | Дидактическая игра “Перевертыши” | 1 час | Игра | 20.10.16 | 19.10.16 |
7 | Дидактическая игра “Шеренга” | 1 час | Игра | 27.10.16 | 26.10.16 |
8 | Дидактическая игра “Аукцион” | 1 час | Игра | 10.11.16 | 09.11.16 |
9 | Сказка-игра “Оловянные солдатики” | 1 час | Игра | 17.11.16 | 16.11.16 |
10 | Библейские выражения | 1 час | Работа со словарем | 24.11.16 | 23.11.16 |
11 | Ребус | 1 час | Ребус | 01.12.16 | 30.11.16 |
12 | Викторина “Отгадай фразеологизм по картинке” | 1 час | Викторина | 08.12.16 | 07.11.16 |
13 | Загадки народов мира | 1 час | Конкурс | 15.12.16 | 14.12.16 |
14 | Метаграмма и анаграмма | 1 час | Игра | ||
15 | Зашифрованное донесение | 1 час | Игра | ||
16 | Презентация “Узнай новое” | 1 час | Презентация | ||
17 | Творческий проект | 1 час | Проект |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000г
- Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991
- Волина В.В. Вес?лая грамматика, Москва, Знание, 2005г
- Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г
- Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова, Ростов–на–Дону, 2007г
- Чачина Т.М., Денисова А.А. Гарцов, А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
- Шанский Н.М. Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007