Цели урока:
Образовательные:
- выявить общие признаки внешнего строения и поведения хищных млекопитающих;
- сравнить представителей различных семейств Отряда Хищные и сделать выводы на основе сравнения.
Развивающие:
- развивать логическое мышление и учебные умения – работать с дополнительными источниками информации, умение делать выводы;
- продолжить развитие умений анализировать, а именно сравнивать, обобщать; умение публичного выступления;
- развивать навыки самостоятельной работы учащихся.
Воспитательные:
- воспитать бережное отношение к окружающей среде и обосновать необходимость охраны животного мира.
Планируемые результаты:
Предметные
- расширение представлений учащихся о роли хищных млекопитающих в природе, их особенностях и многообразии;
- систематизация и обобщение знаний учащихся об отрядах млекопитающих, в том числе хищных;
- определение семейства по конкретным признакам животных.
Метапредметные
- планирование учебной деятельности при изучении темы;
- владение устной и письменной речью, строить монологическое высказывание;
- отображать в речи содержание совершаемых действий.
Личностные
- развивать представление о многообразии живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint.
Технологии: информационно-коммуникационные, развивающие.
Ход урока
1. Организационный момент
- Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Изучение нового материала.
На предыдущем уроке класс был разбит на команды. Каждой команде было предложено подготовить презентацию об определенном семействе Отряда Хищные.
1. Вступительное слово о теме и целях урока.
2. Беседа с учащимися
Отряд хищные – это плотоядные, плацентарные млекопитающие. Представители отряда отличаются по внешнему виду, физическим характерам и образу жизни. Длина тела варьируется от 11 см (ласка) до 6,5 м (морской слон), масса от 100 г (ласка) до 3500 кг (морской слон). Большинство видов хищники или всеядные с преимущественно мясной диетой. Некоторые ластоногие питаются в основном моллюсками. Медведи, обитающие в теплом климате, питаются растительной пищей, а большая панда – вегетарианец. Многие животные ведут наземный образ жизни, но известны полуводные (выдры), водные (ластоногие), полудревесные и подземные виды. К этому отряду относят семь семейств, из них наибольшее значение имеют Волчьи (Собачьи), Кошачьи, Куньи. Из-за нерационального промысла многие виды попали в Красную Книгу:
Псовые
- Красный волк (Cuon alpinus)
Медвежьи
- Белый медведь (Ursus maritimus)
Куньи
- Амурский степной хорь (Mustela eversmanni amurensis)
- Перевязка (Vormela peregusna)
- Кавказская выдра (Lutra lutra)
- Калан (Enhydra lutris)
Кошачьи
- Камышовая кошка (Felis chaus)
- Манул (Felis manul)
- Амурский тигр (Panthera tigris)
- Дальневосточный леопард (Panthera pardus)
- Переднеазиатский леопард (Panthera pardus saxicolor)
- Снежный барс (Uncia uncia)
3. Задания командам.
Каждая команда, используя материал параграфа, готовит сообщение об одном из семейств по плану:
- Представители;
- Общие признаки семейства;
- Значение в природе и жизни человека.
Представитель от каждой команды знакомит класс с одним из семейств. Выступление сопровождается демонстрацией презентации.
После выступления каждой команды учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу:
Название семейства | Характеристика | Представители |
4. Закрепление.
Закрепление проводится в виде игры между командами.
Задание №1.
Из перепутанных букв составить названия хищных животных:
- Допелар (леопард)
- Девдемь (медведь)
- Сарб (барс)
- Лунам (манул)
- Цунаки (куница)
Задание №2.
Найди ошибки в предложениях:
Волк подбирается к жертве незаметно, так как у него втяжные когти. Волки охотятся стаями. Они относятся к Семейству Куньих. У волков хорошо развито зрение.
Задание №3. “Четвертый лишний” (назвать лишнее животное и объяснить, почему оно лишнее):
- Кошка, гепард, соболь, снежный барс.
- Песец, норка, горностай, хорь.
- Собака, шакал, гепард, песец.
Задание №4. Разгадай ребусы.
5. Оценочно-рефлексивный аспект.
“Ребята что вам запомнилось? Что было наиболее интересным?”
Ответы детей показали, что цель урока достигнута, ребята узнали много нового о семействах Отряда Хищные и их отличительных признаках.
“Все молодцы. Спасибо за урок”