Цель урока:
- изучение деятельности исторической личности Яна Гуса и анализ гуситского движения;
- развитие познавательных и коммуникативных умений учащихся;
- нравственное воспитание детей на примере патриота и гражданина.
Форма урока: учебное исследование.
Средства урока:
- Раздаточный материал с заданиями и текстом <приложение 1>,
- Учебник Искровская Т.В. “История средних веков”, п.26, п.3-4 – изд. Вентана-Граф, 2015 г.
- Карта “Гуситские войны”,
- картинки “Табориты в походе” <рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4>, “Портрет Яна Гуса” <рисунок 1>, “Ян Гус на Констанцком соборе” <рисунок 5>
- Презентация “Ян Гус и гуситское движение в Чехии” <приложение 2>.
Ход урока
1. Мотивационный блок.
Слова учителя: Мы с вами продолжаем наше путешествие по средневековой Европе. Сегодня мы побываем в Чехии. Что же мы здесь можем увидеть? Конечно, это королевский дворец. Но ещё в Праге на Старой площади стоит памятник Яну Гусу <приложение 2>. Что мы знаем о нем?
2. Целевой блок.
Слова учителя: давайте проведем небольшое расследование. Что же мы должны узнать?
Дети составляют вопросы расследования <приложение 2>:
1) Кто такой Ян Гус? Когда и где он жил? Что с ним произошло?
2) Каким он был внешне?
3) К чему он призывал?
4) Каким он был по характеру?
5) Кто такие гуситы? Когда и где были гуситские войны?
6) Кто входил в состав гуситов? Какую цель преследовал?
7) Против кого велись войны? Где были сражения? Кто победил? Почему?
8) Чего добились гуситы?
Слова учителя: Где можно найти эти сведения?
Дети: в тексте учебника, интернете, на карте “Гуситские войны”, в картинках, портрете.
3. Организационный момент.
Класс делится на группы по 3 человека. Каждая получает задание <приложение 1>.
4. Работа групп.
- 1 группа работает над внешним видом, где и когда жил Ян Гус <рисунок 1>.
- 2 группа над текстом: к чему призывал Ян Гус (страница 219-220)?
- 3 группа над текстом: каким был по характеру Ян Гус (текст о Констанцком соборе)? <Рисунок 5>
- 4 группа над текстом: что с ним произошло (страница 220-221)?
- 5 группа над текстом: кто такие гуситы, где они жили, боролись, когда были гуситские войны (стр.221)
- 6 группа: кто участвовал в гуситском движении и против чего выступал (стр.222)?
- 7 группа над картинками <рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4> и картой: против кого сражались гуситы, в каких городах они побеждали, чем вооружены, почему побеждали (стр.222-223, текст из интернета).
- 8 группа над текстом учебника: выпишите последствия гуситского движения.
5. Выступления групп с результатами работы. Обсуждение. <приложение 2>
6. Оценивание деятельности на уроке.
Вопросы учителя к детям для самоанализа:
- Что узнали на уроке?
- С какими трудностями столкнулись?
- Какие умения применили?
- Чему научились?
- Что не получилось?
- Как вы думаете, почему?
Оценивание работы своих товарищей: Как работали ваши товарищи? Какую оценку вы им поставите? Почему?
Оценка учителя /аргументированная/.
7. Домашнее задание:
Напишите рассуждение по вопросу “Был ли Ян Гус прав, жертвуя жизнью ради своих убеждений”? Почему вы так думаете? Приведите примеры верности героя своим убеждениям из повести А.Грина “Алые паруса”.