Урок математики "Вычитание вида 15 - П". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: рассмотреть случаи вычитания вида 15-....

Задачи.

  • Составить таблицу вычитания для случаев вида 15 – ... и провести работу, направленную на ее запоминание 
  • Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Развивать умение детей контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.
  • Совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Формировать:

личностные УУД:

  • работать в парах;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
  • не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению. 

познавательные  УУД:

  • самостоятельно осуществлять поиск и выделять информацию, заданную с помощью рисунков и схем;
  • составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 
  • читать и анализировать тексты простых  задач.
  • установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждений; формирование умения выделять существенные признаки и свойства.

коммуникативные УУД: 

  • активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; 
  • планировать способы взаимодействия с учителем и одноклассниками; 
  • сотрудничать в поисках информации. 

регулятивные УУД:

  • принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; 
  • принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий); 
  • выполнять работу в паре, помогая друг другу;
  • участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе.

Прогнозируемые результаты.

Учащиеся научатся:

  • выполнять вычитание с переходом через десяток в случаях 15-...;
  • составлять таблицы вычитания чисел для изученных случаев;
  • выполнять задания творческого и поискового характера;
  • применять знания и способы действий в измененных условиях;
  • контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Технологии, методы и приемы: системно - деятельностный метод, частично - поисковый, проблемный диалог, практическая работа.

Тип урока. Урок комплексного применения знаний.

Оборудование.

  • Интерактивная доска, раздаточный материал для индивидуальной работы (карточки с разноуровневыми заданиями), проектор, компьютеры - макбуки (задание в программе “Перволого”), флипчарт, математические веера, учебник-2 часть (УМК “Школа России” Математика в 2-х частях, Москва “Просвещение” 2013 г., под редакцией М.И. Моро), рисунки капелек (радостная и задумчивая).

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие гостей. - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, нам на уроке нужно хорошее настроение. - Покажите свои умные глазки, ровные спинки. Начнём урок математики. Запишите число в тетрадях.

2. Актуализация знаний. Устный счёт.

Решите цепочки в тетрадях и расставьте ответы в порядке уменьшения. Разноуровневые задания в тетради (карточки).

17-5-4+6= а

11-3+5-8+7= п

7+8-4= л

20-10-4+9= к

11-5+6-3= я

17-7-2+6= а

11-3+4= п

7+8-4= л

20-10-1+6= к

10-4+3= я

На доске учащиеся расставляют числа в порядке убывания: 15,14,12,11,9. Какое число лишнее? (Однозначное-9). Получают слово капля. Сегодня на уроке мы будем путешествовать с капелькой воды.

Она просит нас зашифровать 15. 15 это 7 и..., 6 и...., 8 и..., 9 и .... (Работа с веерами.)

Капелька приготовила задачу. Пчела Майя собрала в ведёрко 4 капли нектара. Она хочет отдать 2 капли своей подружке, но у неё 2 ведерка: на 1 каплю и на 3капли. Как отлить только 2 капли?

(Рассуждения 3-1=2).

3. Новая тема.

Капелька приготовила игру с волшебным квадратом: заполните окошки, чтобы на каждой стороне получилось 15.

Таблица 1

3   5
  15  
3   4

Учащиеся у доски предлагают 2 способа вычислений.

15-6=9 15-6=9
^ ^
6 и 9 5 и 1
15-7=8 15-7=8
^ ^
7 и 8 5 и 2
15-8=7 15-8=7
^ ^
7 и 8 5 и 3
15-9=6 15-9=6
^ ^
6и9 5 и 4

Чему мы с вами учились? (Вычитать из 15 однозначные числа).

Давайте составим таблицу вычитания из 15. (Практическая работа на компьютерах в парах в программе Перволого -3,0).

4. Закрепление. Работа по учебнику.

С.86 №4 (устно). Учащиеся объясняют другие способы вычислений. 15-6= 10+5-6= 10-6+5=9 и т.п.

5. Повторение. Решение задач (флипчарт)

Куда же отправилась капелька? Отгадайте загадку.

Из под снега побежал,
Заворчал и зажурчал,
Я кораблик смастерю,
И ему я подарю.

Ручей. Наша капелька путешествует с ручьём. Ручеёк придумал задачу. Прочитай краткое условие и придумай вопрос, чтобы задача решалась сложением, а теперь вычитанием.

  • Улитки - 9ж.
  • Рачки - 6ж.

Сколько всего животных?

На сколько больше улиток, чем рачков?

Самостоятельная работа по вариантам.

Решение задачи

  • 1 вариант - на сложение,
  • 2 вариант - на вычитание.

Прочитайте ответы. Взаимопроверка в парах.

Путешествие капельки продолжается.

6. Физминутка.

Потрудились, отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот,
3 наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

7. Закрепление и повторение изученного.

Перекаты, повороты
Мели и водовороты,
Размывая берега,
Мчится быстрая.....

Река попросила нас узнать: сколько всего уток и лебедей на реке?

На реке плавало 11уток, а лебедей на 3 меньше, чем уток. Сколько всего уток и лебедей на реке?

Учащиеся находят главные слова для составления условия. Комментируют ход решения задачи.

8. Работа в парах в программе “Перволого”.

Наше путешествие подходит к концу. Узнайте. О чём нас просит капелька.?

Учащиеся подставляют ответы с буквами. Капелька просит беречь воду.

15-7= 11-9=2в
15-6= 12-9=3о
15-9= 13-9=4д
11-2= 11-10=1у
12-5=7г    
13-8=5и    
5и, 7г,6р, 8б, 9е, 2в,4д,1у, 3о    

Почему воду нужно беречь?

9. Итог. Чему мы сегодня учились?

10. Рефлексия учебной деятельности. Кому было интересно на уроке, всё удавалось, поднимут голубую капельку с улыбкой. У кого были трудности - капелька задумчивая.