Цель: рассмотреть случаи вычитания вида 15-....
Задачи.
- Составить таблицу вычитания для случаев вида 15 – ... и провести работу, направленную на ее запоминание
- Способствовать развитию умения анализировать, обобщать, делать выводы.
- Развивать умение детей контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.
- Совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания.
- Развивать логическое мышление, память, внимание.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Формировать:
личностные УУД:
- работать в парах;
- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
- не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
познавательные УУД:
- самостоятельно осуществлять поиск и выделять информацию, заданную с помощью рисунков и схем;
- составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
- читать и анализировать тексты простых задач.
- установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждений; формирование умения выделять существенные признаки и свойства.
коммуникативные УУД:
- активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
- планировать способы взаимодействия с учителем и одноклассниками;
- сотрудничать в поисках информации.
регулятивные УУД:
- принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
- принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий);
- выполнять работу в паре, помогая друг другу;
- участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе.
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся научатся:
- выполнять вычитание с переходом через десяток в случаях 15-...;
- составлять таблицы вычитания чисел для изученных случаев;
- выполнять задания творческого и поискового характера;
- применять знания и способы действий в измененных условиях;
- контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Технологии, методы и приемы: системно - деятельностный метод, частично - поисковый, проблемный диалог, практическая работа.
Тип урока. Урок комплексного применения знаний.
Оборудование.
- Интерактивная доска, раздаточный материал для индивидуальной работы (карточки с разноуровневыми заданиями), проектор, компьютеры - макбуки (задание в программе “Перволого”), флипчарт, математические веера, учебник-2 часть (УМК “Школа России” Математика в 2-х частях, Москва “Просвещение” 2013 г., под редакцией М.И. Моро), рисунки капелек (радостная и задумчивая).
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие гостей. - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, нам на уроке нужно хорошее настроение. - Покажите свои умные глазки, ровные спинки. Начнём урок математики. Запишите число в тетрадях.
2. Актуализация знаний. Устный счёт.
Решите цепочки в тетрадях и расставьте ответы в порядке уменьшения. Разноуровневые задания в тетради (карточки).
17-5-4+6= а 11-3+5-8+7= п
7+8-4= л
20-10-4+9= к
11-5+6-3= я
17-7-2+6= а 11-3+4= п
7+8-4= л
20-10-1+6= к
10-4+3= я
На доске учащиеся расставляют числа в порядке убывания: 15,14,12,11,9. Какое число лишнее? (Однозначное-9). Получают слово капля. Сегодня на уроке мы будем путешествовать с капелькой воды.
Она просит нас зашифровать 15. 15 это 7 и..., 6 и...., 8 и..., 9 и .... (Работа с веерами.)
Капелька приготовила задачу. Пчела Майя собрала в ведёрко 4 капли нектара. Она хочет отдать 2 капли своей подружке, но у неё 2 ведерка: на 1 каплю и на 3капли. Как отлить только 2 капли?
(Рассуждения 3-1=2).
3. Новая тема.
Капелька приготовила игру с волшебным квадратом: заполните окошки, чтобы на каждой стороне получилось 15.
Таблица 1
3 5 15 3 4
Учащиеся у доски предлагают 2 способа вычислений.
15-6=9 15-6=9 ^ ^ 6 и 9 5 и 1 15-7=8 15-7=8 ^ ^ 7 и 8 5 и 2 15-8=7 15-8=7 ^ ^ 7 и 8 5 и 3 15-9=6 15-9=6 ^ ^ 6и9 5 и 4
Чему мы с вами учились? (Вычитать из 15 однозначные числа).
Давайте составим таблицу вычитания из 15. (Практическая работа на компьютерах в парах в программе Перволого -3,0).
4. Закрепление. Работа по учебнику.
С.86 №4 (устно). Учащиеся объясняют другие способы вычислений. 15-6= 10+5-6= 10-6+5=9 и т.п.
5. Повторение. Решение задач (флипчарт)
Куда же отправилась капелька? Отгадайте загадку.
Из под снега побежал,
Заворчал и зажурчал,
Я кораблик смастерю,
И ему я подарю.
Ручей. Наша капелька путешествует с ручьём. Ручеёк придумал задачу. Прочитай краткое условие и придумай вопрос, чтобы задача решалась сложением, а теперь вычитанием.
- Улитки - 9ж.
- Рачки - 6ж.
Сколько всего животных?
На сколько больше улиток, чем рачков?
Самостоятельная работа по вариантам.
Решение задачи
- 1 вариант - на сложение,
- 2 вариант - на вычитание.
Прочитайте ответы. Взаимопроверка в парах.
Путешествие капельки продолжается.
6. Физминутка.
Потрудились, отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот,
3 наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять,
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
7. Закрепление и повторение изученного.
Перекаты, повороты
Мели и водовороты,
Размывая берега,
Мчится быстрая.....
Река попросила нас узнать: сколько всего уток и лебедей на реке?
На реке плавало 11уток, а лебедей на 3 меньше, чем уток. Сколько всего уток и лебедей на реке?
Учащиеся находят главные слова для составления условия. Комментируют ход решения задачи.
8. Работа в парах в программе “Перволого”.
Наше путешествие подходит к концу. Узнайте. О чём нас просит капелька.?
Учащиеся подставляют ответы с буквами. Капелька просит беречь воду.
15-7= | 8б | 11-9=2в |
15-6= | 9е | 12-9=3о |
15-9= | 6р | 13-9=4д |
11-2= | 9е | 11-10=1у |
12-5=7г | ||
13-8=5и | ||
5и, 7г,6р, 8б, 9е, 2в,4д,1у, 3о |
Почему воду нужно беречь?
9. Итог. Чему мы сегодня учились?
10. Рефлексия учебной деятельности. Кому было интересно на уроке, всё удавалось, поднимут голубую капельку с улыбкой. У кого были трудности - капелька задумчивая.