Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: урок концерт.
Цель: развитие метапредметных общеучебных умений осознанного, правильного, изучающего чтения, способности получать и анализировать информацию и делать выводы.
Задачи:
образовательная
- учить обобщать и анализировать содержание прочитанного литературного произведения, прослушанного музыкального отрывка и просмотренного мультфильма, сопоставлять литературные, художественные и музыкальные образы;
развивающая
- формировать навык правильного, осознанного и выразительного чтения на основе выборочного чтения, интерес к классической музыке;
- осуществлять интеграцию учебных предметов и межпредметные связи: литература и музыкальная литература, развитие речи, музыка, изобразительное искусство, ИКТ;
- развивать монологическую речь и творческие способности учащихся, фантазию и воображение;
воспитательная – воспитывать духовно-нравственные понятия: любви к ближнему, помощи больному; воспитывать эстетическое чувство прекрасного, т.е. умение показать красоту окружающего мира средствами литературы, музыки и живописи;
Планируемые образовательные результаты урока соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). В ходе урока создаются условия для формирования следующих универсальных учебных действий учащихся (УУД):
Личностные УУД
- развитие творческой активности учащихся,
- осознание роли чтения в саморазвитии и достижении жизненных целей,
- опыт оценки содержания произведения и смысла поступков героев с точки зрения духовно-нравственных норм,
- формирование интереса к классической музыке, навыка правильного, осознанного и выразительного чтения,
- воспитание эстетического чувства прекрасного, умения видеть красоту окружающего мира средствами литературы, музыки и живописи;
Познавательные УУД – обобщение и анализ содержания прочитанного литературного произведения и прослушанного музыкального отрывка, сопоставление литературного и музыкального произведения через интеграцию учебных предметов и межпредметные связи: литература и музыкальная литература, развитие речи, музыка - игра на музыкальных инструментах – умение посредством выразительного исполнения музыкальных произведений передать настроение героев, изобразительное искусство, ИКТ;
Коммуникативные УУД – формирование умения работать в парах и группах, умение давать точные развёрнутые ответы с опорой на прочитанное произведение, умение вести диалог с учителем;
Регулятивные УУД – умение принимать и сохранять учебную задачу, определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности и оценивать результат.
Оборудование и материалы:
- учебник Л.Ф. Климанова и др. “Литературное чтение” 3 класс УМК “Школа России”, М. “Просвещение”, 2014г. и книги с рассказом А.Куприна “Слон” (классическая проза);
- портрет Куприна А. и страницы его биографии (справочный материал для учителя)
- CD-диски: П.И. Чайковский “Детский альбом”, op.39 - “Вальс”; “Октябрь. Осенняя песня” из фортепианного цикла “Времена года” ор. 37b;
- фортепиано
- иллюстрации учащихся к рассказу А. Куприна (картинный план);
- Фортепианная музыка в исполнении учащихся:
- П.И. Чайковский “Детский альбом”, ор.39 – сборник фортепианных пьес: “Сладкая Грёза”, “Утреннее размышление”, “Марш деревянных солдатиков”, “Новая кукла”, “Игра в лошадки”, “Болезнь куклы”, “Мама”. Р.Шуман - “Веселый крестьянин”. М.Парцхаладзе - “В цирке”. Д. Кабалевский “Клоуны”.
В ходе урока все музыкальные произведения, исполняемые учащимися в “живую”, звучат без объявления их названий. Это сделано в целях улучшения эмоционального восприятия прочитанного произведения.
ИКТ: музыкальный мультфильм “Девочка и слон”
Ход урока
1. Организационный этап: Проверка готовности к уроку. Сообщение темы
CD Звучит фоновая музыка “Октябрь. Осенняя песня”.
Учитель: - Мы познакомились с замечательным рассказом А. И. Куприна “Слон”. Сегодня мы будем подробно анализировать его содержание, поговорим о чувствах, которые он вызывает. Для этого посмотрим музыкальный мультфильм “Девочка и слон”, созданный по мотивам рассказа А.И. Куприна. В мультфильме не сказано ни единого слова, а звучит только музыка. Столько возможностей есть у человека для выражения собственного отношения к окружающему миру: поэзия, литература, театр, живопись. Сегодня мы погрузимся в удивительный мир звуков и найдём новые музыкальные произведения для иллюстрации рассказа и мультфильма. Ведь музыка говорит обо всем на уровне сердец наших и души, пробуждая в человеке лучшие качества, его духовность. Давайте, посмотрим, как эта замечательная музыка позволяет лучше понять содержание рассказа.
2. Актуализация опорных знаний на основном этапе урока.
Просмотр отрывка мультфильма с комментариями учителя.
Учитель (комментирует): - Девочка мечтала увидеть настоящего слона. Дважды родители собирались отвести её в зверинец на цирковое представление, но не получилось. Во время уроков музыки и танцев малышка думала о слоне.
Учитель: - Какое фортепианное произведение подходит к этому фрагменту мультфильма?
Учащийся: Мечты девочки звучат в “Сладкой грёзе” П.И. Чайковского.
Учащийся исполняет “Сладкую грёзу”. Дети смотрят фрагмент мультфильма со звучанием “живой” фортепианной музыки.
Учащийся исполняет “Утреннее размышление” П.И.Чайковского, учитель продолжает беседу: - От расстройства девочка заболела. Слышите? Музыка печальна. Она передаёт всю тревогу и отчаяние родителей о судьбе дочери. Врачи приходят, сменяя друг друга, количество лекарств растёт, но ничего не помогает. И только старый профессор понял, в чём дело. Прочитайте, что сказал доктор.
Ученики (чтение по ролям): “- Прощаясь, главный доктор говорит громко:
1 - Главное — не давайте ей скучать. Исполняйте все ее капризы.
2 - Ах, доктор, но она ничего не хочет!
1 - Ну, не знаю... вспомните, что ей нравилось раньше, до болезни. Игрушки... какие-нибудь лакомства...
2 - Нет, нет, доктор, она ничего не хочет...
1 - Ну, постарайтесь ее как-нибудь развлечь... Ну, хоть чем-нибудь... Даю вам честное слово, что если вам удастся ее рассмешить, развеселить, — это будет лучшим лекарством. Поймите же, что ваша дочка больна равнодушием к жизни, и больше ничем... До свидания, сударыня!”
Учитель: - Родители поняли причину болезни любимой дочки. Они готовы её развлечь. Посмотрите этот отрывок в мультфильме и послушайте, как меняется музыка. Какая она? Фрагмент мультфильма: папа бежит за подарками для дочки, чтобы её порадовать. Но ничто не радует больную девочку.
Учащиеся исполняют фортепианные произведения:
1. Марш деревянных солдатиков
2. Новая кукла
3. Игра в лошадки
Учащиеся: - Музыка становится бодрее. Она передаёт настроение родителей, их надежду на скорейшее выздоровление дочери.
Учитель: - Но вскоре музыка меняется, (учащийся исполняет “Болезнь куклы”) потому, что родителям не удалось развеселить девочку. С отчаянием отец выбегает на улицу. Прочитайте этот отрывок.
Учащиеся (выразительное чтение):- “...В переднюю выходит жена.
— Ты куда, Саша? — спрашивает она.
Он тяжело дышит, застегивая пуговицы пальто.
— Я сам, Машенька, не знаю куда... Только, кажется, я сегодня к вечеру и в самом деле приведу сюда, к нам, настоящего слона... И он исчезает, громко хлопнув входной дверью”.
3. Анализ содержания прочитанного:
Учитель: - Что случилось с девочкой?
Учащиеся: - Она заболела. Врачи не могут её вылечить... “Надя, больна какой-то странной болезнью, которой даже доктора не понимают, как следует. Она лежит уже месяц в кроватке, худеет, слабеет с каждым днем, ничем не интересуется, скучает и потихоньку гаснет. Доктора велят ее развлекать, но ей ничто не нравится; велят исполнять все ее желания, но у нее нет никаких желаний. Сегодня она захотела видеть живого слона. Неужели это невозможно сделать?”...
Во время исполнения фортепианного произведения “Мама”, учитель продолжает беседу: - Родители в отчаянии. Они готовы сделать всё, чтобы спасти дочь. Какое желание было у девочки? О чём она попросила?
Учащиеся: - Девочка попросила привести к ней настоящего слона.
Учитель: - Доведённый до отчаяния отец готов исполнить это желание дочери. Куда он отправляется?
Учащиеся: - Папа идёт к директору зверинца.
Учитель: - Какие слова он нашёл, чтобы уговорить директора? Найдите эти слова.
Выразительное чтение на фоне музыкального отрывка из мультфильма.
Учащиеся: - “ И он добавляет дрожащим голосом, взявши немца за пуговицу пальто:
— Ну, вот... Я, конечно, надеюсь, что моя девочка выздоровеет. Но... спаси Бог... вдруг ее болезнь окончится плохо... вдруг девочка умрет?.. Подумайте только: ведь меня всю жизнь будет мучить мысль, что я не исполнил ее последнего, самого последнего желания!..”
Учитель: - Немец согласился. Какая музыка может характеризовать этого героя рассказа?
Учащийся исполняет фортепианное произведение Р.Шумана “Веселый крестьянин”.
Учитель: - Слон приходит к Наде. Посмотрите этот отрывок и послушайте, какой весёлой и радостной становится музыка.
Просмотр отрывка мультфильма: “Чаепитие со слоном”.
Учащийся исполняет на фортепиано произведение “В цирке”.
Учитель: - О чём рассказ А. Куприна?
Учащиеся: - О любви родителей к своей дочери. О добре (добрые родители, добрый немец-хозяин зверинца, добрый слон). О вере в обязательное выздоровление девочки.
4. Итог урока и информация о домашнем задании
CD Звучит фоновая музыка: “Вальс” из “Детского альбома” П.И. Чайковского.
Учитель: - Вера, Надежда и Любовь вылечили девочку. Её удалось развеселить, исполнить самую заветную мечту! Родители, профессор, директор зверинца и слон Томми все вместе помогли девочке победить болезнь! Мы посмотрели чудесный мультфильм, послушали прекрасную музыку, которые помогли нам лучше понять содержание рассказа и замысел писателя. Музицирование закончилось, но внутри каждого из нас еще долго будет откликаться созданная нами музыкальная композиция. Пусть эта музыка поможет вам дома нарисовать иллюстрацию к рассказу. Из ваших рисунков мы составим картинный план для пересказа. Спасибо за урок!