Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения письма, его видами и формирование навыков правильного написания письма как жанра литературного текста.
Задачи урока:
Образовательные:
- дать понятие “эпистолярный жанр”;
- раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии;
- познакомить с разными видами писем по цели общения;
- ознакомить со смысловыми частями письма;
- развитие практических навыков правильного оформления письма и конверта;
- совершенствование умения выделять обращение на письме и в речи;
- показать роль общения в письме
- научить составлению личного письма.
Развивающие:
- овладение навыком постановки знаков препинания при обращении;
- закрепление навыков употребления прописной буквы в именах собственных;
- развитие образного и логического мышления путем составления письма;
- развитие умений различать стили речи, выражать приветствия, поздравления, свои мысли, чувства;
- развитие творческих способностей учащихся, умения работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
- работа над развитием устной и письменной речи учащихся.
Воспитательные:
- воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
- формирование этического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову;
- воспитывать культуру речи и любовь к языку, его красоте и многозначности;
- воспитание грамотного адресата и адресанта.
- приобщать к искусству слова.
Оборудование:
Для учителя | Для учащихся |
|
|
План урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Актуализация знаний учащихся.
- Изучение нового материала.
- Закрепление полученных знаний.
- Подведение итогов урока. Д/з
Список источников информации:
- Ладыженская Т.А. “Русский язык, 5 класс”
- Львова С.И. “Уроки словесности” 5-9 классы
- Маршак С.Я. “Почта”
- Ресурсы интернета (иллюстрации, материалы)
- Толковый словарь С.И. Ожегова, 26-е издание, изд. “ОНИКС” (пояснения слов и терминов)
- Энциклопедия “Все обо всем”
Этапы урока | Содержание работы | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент: приветствие учителя, объявление целей урока | - Сегодня на уроке мы будем продолжать
учиться умению общаться друг с другом, умению
правильно выражать свои мысли и чувства устно и
письменно. Для начала я загадаю вам загадку: |
|
2. Сообщение темы и цели урока | Заклеили клеем прочно И ко мне прислали срочно. Я его не пожалею: Получу и вмиг расклею. - Правильно конверт, а что находится внутри? (демонстрация конверта с письмом). |
- конверт
- письмо |
- Тема нашего урока: “Письмо” (слайд 1) - Сегодня на уроке мы будем учиться писать письмо, правильно его оформлять. - Запишем в тетрадях дату, тему урока, эпиграф (на доске). - За каждые правильные и развернутые ответы вы будите получать по “звездочке”, набираете за урок больше 5 “звездочек”, получаете оценку “5”. |
Эпиграф к уроку: Письмо - это
птица: |
|
3. Актуализация знаний учащихся | Слово учителя с элементами беседы - Ребята, с какой целью мы пишем письмо? - Когда мы пишем письма? Для чего мы их пишем? Ответы детей. - Почему возникла необходимость писать письма? - Молодцы, все ответы верные. - Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии. |
|
4. Изучение нового материала | (слайд 2) - Мы живем среди людей, и главную прелесть человеческого существа составляет возможность устного и письменного общения, при помощи которого мы передаем свои мысли, чувства, эмоции, получаем и сообщаем информацию. До середины ХХ века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, а сейчас – Интернет, вследствие чего, к сожалению, письмо все реже используется людьми как средство общения. Письмо можно хранить годами, время от времени перечитывая его и вспоминая того, кто его писал. Не зря в музеях хранится переписка великих людей (поэтов, писателей, ученых), так как по письму можно судить о характере, взаимоотношениях человека с другими людьми. В литературе существует эпистолярный жанр (от греч. epistolэ – послание, письмо) – художественные произведения в виде писем, посланий. Работа со словарями - Давайте обратимся к толковому словарю, прочитаем определение письма. Появляется на экране: (слайд 3) Письмо - написанный текст, посылаемый для
сообщения чего-нибудь. Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями. - Различают деловые (служебные) и личные письма (схема на экране, слайд 4) - О служебных более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления. - Но прежде всего, давайте обратимся к истории письма, узнаем, откуда оно произошло, что собой представляли первые письма. Выступление подготовленных учеников (одно на выбор) Где и как появилась почтовая служба? (стр. 256-258, книга “Все обо всем”) (сообщение ученика). Сегодня мы считаем вполне обычным делом отправить по почте письмо, а ведь когда-то это было очень хлопотно. Например, для переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы — гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 километров! Но будь они посыльными в Вавилоне, где писали на глиняных табличках, им бы пришлось нелегко. Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия “ПОНИ-ЭКСПРЕСС”. Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент всего за неделю. А ведь это 3200 км. Какими только способами не переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием. Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже воспользовался “бутылочной” почтой. Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года. Почтальонами работали голуби. И даже пчелы, которые хорошо ориентировались в полетах и легко могли найти свой улей, расположенный за много километров. Теперь же вы свободно можете написать письмо хоть в Австралию. (слайд 5) Как идет почта? (стр. 215-216, книга “Все обо всем”) (сообщение ученика). Для нас абсолютно привычно находить в почтовом ящике письма издалека, преодолевшие сотни километров. Но задумывались ли вы, как они дошли до вас? Итак, сначала письмо опускают в почтовый ящик, затем приходит почтальон и собирает письма изо всех ящиков квартала и относит их в центральное почтовое отделение. Гашение марок и штемпелевание происходит с помощью машины. Затем письма сортируются. Это очень кропотливая работа: нужно учитывать различные области, районы и города нашей страны и зарубежных стран. Почта, которую приходится отправлять самолетом, упаковывается в специальные мешки, их отвозят в аэропорт. Обычная почта отвозится на грузовиках на вокзалы. В поездах дальнего следования существуют специальные вагоны, и там почта сортируется согласно месту назначения. Так упаковки с письмами передаются с вокзала на вокзал. К вокзалам подъезжают грузовики и развозят письма по почтовым отделениям в зависимости от адресов, указанных на конвертах. Там письма сортируются в последний раз и разносятся почтальоном каждому конкретному адресату. - Сегодня на уроке я упоминала о художественных произведениях эпистолярного жанра, т.е. написанных в форме письма. - А сейчас мы послушаем стихотворение о почте. Написал его замечательный поэт С.Я.Маршак. (Стихотворение читают подготовленные учащиеся, а на экране демонстрируются иллюстрации к стихотворению, слайд 6) Обучение написанию письма. - Ребята, как же нужно написать письмо, чтобы оно было понятно тому, кому ты его пишешь? Ответы детей - Правильно, письмо надо писать разборчиво, аккуратно, без ошибок. - Сейчас мы напишем словарный диктант. Мы запишем слова, которые часто употребляем в письмах. Объяснительный словарный диктант. Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи. - Обратимся к письму. Перед вами план письма (на экране). - Кому мы чаще всего пишем письма? С какой целью? Ответы детей. - Правильно, нашим близким, родным, друзьям. Для того чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Через письма мы узнаем о жизни тех, кому пишем, рассказываем о себе. Работа с учебником. Анализ текста. А теперь, ребята, давайте обратимся к учебнику. Прочитаем текст письма Н.Островского к своей матери (упражнение 213 стр.88) |
|
5. Закрепление полученных знаний | - К какому стилю речи относится текст? - Какие ещё есть стили? (повторение стилей языка) Разговорный стиль - делимся с кем-то своими мыслями, чувствами. - Основная мысль текста? - О чем этот текст? (ответы детей). Автор переживает за свою маму и заботливо к ней относится. Ведь мама - самый дорогой на свете человек. Вы всегда должны помнить об этом. Любое письмо строится по определенной схеме: 1. Зачин. 2. Основная часть. 3. Концовка. (слайд 7) - Зачин обычно начинается с обращения к адресату. - Вспомните, какие знаки препинания ставятся при обращениях? |
- разговорный - научный - художественный |
- Каким словом обычно начинаем мы
письма? - Учтите, что в этом слове имеется непроизносимый согласный звук (в), который произносится в словах “здравие, здоровье” - Обращаясь к кому-либо по имени или имени и отчеству, не забывайте о том, как пишутся имена собственные. (С прописной буквы). - В основной части содержится та информация, которой вы хотите поделиться с адресатом. - Концовка обычно содержит формулу прощения, употребле6ния слов “До свидания”, “о встречи”, дату написания письма и вашу подпись. - Каждый из вас не раз уезжал из родного дома. Давайте попробуем написать примерное письмо. Ведь все мы испытываем одинаковые чувства, когда находимся вдали от дома. |
- Здравствуйте! | |
- У вас у каждого на столе схема с опорными словами. С чего бы вы начали писать письмо? | - С приветствия, обращения. | |
- Используйте предлагаемые “формулы”
приветствия и знакомства. Здравствуйте! В оставшееся время учащиеся пишут письмо на одну тем (по выбору). Темы на экране (слайд 9) 1. Письмо моей семье (маме, папе, бабушке, дедушке – можно в отдельности) 2. Письмо другу. 3. Письмо ветерану. Физминутка (слайд 10) Сели мы писать письмо, - Прочитайте, кто желает, свои письма. - Молодцы, вы хорошо справились с заданием. |
||
6. Подведение итогов урока. Д/з | Оформление конверта - Письмо мы написали. - Теперь что нужно сделать? Правильно, запечатать в конверт и подписать. - Что при этом надо помнить? - Почему так важно правильно подписывать? - Правильно, значит, очень важно не ошибиться в написании адреса. - А что означает слово “адрес”? Мы сегодня знакомимся с новыми словами (слайд 11) Слово “адрес” вошло в русский язык из французского (adresse) и обозначает надпись на письме, посылке, бандероли и т.п., указывающую получателя и место назначения.
Словарная работа: адрес, адресат, адресант, индекс. (слайд 12) - Посмотрите на экран. Перед вами образцы написания адресов отправителя и получателя письма (на мониторе). - Когда мы подписываем конверт, надо знать почтовые правила: (слайд 13) 1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно. 2. Название города, поселка, областей, района и др. населенных пунктов в И.п. Ф.И.О. отправителя в И.п. Ф.И.О. получателя в Д.п. 3. Внизу пишется индекс предприятия связи (6 цифр - образец на конверте) - Давайте правильно подпишем конверты. Объяснение (слайд 14, 15, 16) - Сначала адрес отправителя. - Теперь адрес получателя. Адрес нашей школы - Оформим до конца конверт. |
- Чтобы оно дошло до того, кому пишешь. Надо правильно оформить конверт. |
- Итак, конверт мы подписали, чего не
хватает? Домашнее задание: написать письмо (слайд 17) - Для того чтобы проверить, научились ли вы правильно писать и оформлять письмо, для этого мне необходимо прочитать ваши письма. Если вы напишете кому-то другому, я не имею права их читать. У нас есть одно правило, которое вы должны запомнить на всю жизнь: никогда нельзя читать чужие письма. Это правило порядочного человека. - Вы спросите: “О чём писать?”. В этом году вы стали пятиклассниками. У вас новые учителя, появились новые предметы, изменились условия обучения. Поделитесь в письме своими впечатлениями. Какие трудности вы испытываете, в какой помощи нуждаетесь? Какие у вас пожелания, предложения? Работа с эпиграфом. - Ребята, согласны ли вы с этим высказыванием? (ответы детей) Подведение итогов урока. Оценки за урок. - Ребята, чему мы сегодня научились? - Зачем нужны письма? Можно ли обойтись без писем в наше время информационных технологий? - Какова их роль в жизни человека? В чем их преимущество? - А вы пишите письма? Кому? По какому поводу? (ответы детей). |
- Письма. |