Урок русского языка на тему "Письмо" (р/р). 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения письма, его видами и формирование навыков правильного написания письма как жанра литературного текста.

Задачи урока:

Образовательные:

  • дать понятие “эпистолярный жанр”;
  • раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии;
  • познакомить с разными видами писем по цели общения;
  • ознакомить со смысловыми частями письма;
  • развитие практических навыков правильного оформления письма и конверта;
  • совершенствование умения выделять обращение на письме и в речи;
  • показать роль общения в письме
  • научить составлению личного письма.

Развивающие:

  • овладение навыком постановки знаков препинания при обращении;
  • закрепление навыков употребления прописной буквы в именах собственных;
  • развитие образного и логического мышления путем составления письма;
  • развитие умений различать стили речи, выражать приветствия, поздравления, свои мысли, чувства;
  • развитие творческих способностей учащихся, умения работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
  • работа над развитием устной и письменной речи учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
  • формирование этического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову;
  • воспитывать культуру речи и любовь к языку, его красоте и многозначности;
  • воспитание грамотного адресата и адресанта.
  • приобщать к искусству слова.

Оборудование:

Для учителя Для учащихся
  • презентация;
  • интерактивная доска
  • образцы писем из литературных произведений, из жизни великих людей.
  • наглядный материал;
  • учебник русского языка;
  • конверты и бумага;
  • образец оформления конверта, опорная схема написания письма;
  • словари;
  • фрагменты подвижной музыки
  • конверты;
  • бумага для писем
  • рабочие тетради;
  • ручки;
  • наградные значки за ответы

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Актуализация знаний учащихся.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление полученных знаний.
  6. Подведение итогов урока. Д/з

Список источников информации:

  1. Ладыженская Т.А. “Русский язык, 5 класс”
  2. Львова С.И. “Уроки словесности” 5-9 классы
  3. Маршак С.Я. “Почта”
  4. Ресурсы интернета (иллюстрации, материалы)
  5. Толковый словарь С.И. Ожегова, 26-е издание, изд. “ОНИКС” (пояснения слов и терминов)
  6. Энциклопедия “Все обо всем”
Этапы урока Содержание работы Деятельность учащихся
1. Организационный момент: приветствие учителя, объявление целей урока - Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться умению общаться друг с другом, умению правильно выражать свои мысли и чувства устно и письменно.

Для начала я загадаю вам загадку:

 
2. Сообщение темы и цели урока Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею.

- Правильно конверт, а что находится внутри?  (демонстрация конверта с письмом).

- конверт

 

- письмо

- Тема нашего урока: “Письмо” (слайд 1)

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать письмо, правильно его оформлять.

- Запишем в тетрадях дату, тему урока, эпиграф (на доске).

- За каждые правильные и развернутые ответы вы будите получать по “звездочке”, набираете за урок больше 5 “звездочек”, получаете оценку “5”.

Эпиграф к уроку:

Письмо - это птица:
Может весь мир облететь.
Письмо, как родная матушка,
Может сердце любовью согреть.

3. Актуализация знаний учащихся Слово учителя с элементами беседы

- Ребята, с какой целью мы пишем письмо?

- Когда мы пишем письма? Для чего мы их пишем?

Ответы детей.

- Почему возникла необходимость писать письма?

- Молодцы, все ответы верные.

- Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии.

 
4. Изучение нового материала (слайд 2)

- Мы живем среди людей, и главную прелесть человеческого существа составляет возможность устного и письменного общения, при помощи которого мы передаем свои мысли, чувства, эмоции, получаем и сообщаем информацию.

До середины ХХ века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, а сейчас – Интернет, вследствие чего, к сожалению, письмо все реже используется людьми как средство общения.

Письмо можно хранить годами, время от времени перечитывая его и вспоминая того, кто его писал. Не зря в музеях хранится переписка великих людей (поэтов, писателей, ученых), так как по письму можно судить о характере, взаимоотношениях человека с другими людьми.

В литературе существует эпистолярный жанр (от греч. epistolэ – послание, письмо) – художественные произведения в виде писем, посланий.

Работа со словарями

- Давайте обратимся к толковому словарю, прочитаем определение письма. Появляется на экране: (слайд 3)

Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.
С. И.Ожегов.

Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями.

- Различают деловые (служебные) и личные письма (схема на экране, слайд 4)

- О служебных более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления.

- Но прежде всего, давайте обратимся к истории письма, узнаем, откуда оно произошло, что собой представляли первые письма.

Выступление подготовленных учеников (одно на выбор)

Где и как появилась почтовая служба? (стр. 256-258, книга “Все обо всем”) (сообщение ученика).

Сегодня мы считаем вполне обычным делом отправить по почте письмо, а ведь когда-то это было очень хлопотно. Например, для переправки писем в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы — гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 километров! Но будь они посыльными в Вавилоне, где писали на глиняных табличках, им бы пришлось нелегко.

Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия “ПОНИ-ЭКСПРЕСС”. Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент всего за неделю. А ведь это 3200 км.

Какими только способами не переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием.

Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже воспользовался “бутылочной” почтой. Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года.

Почтальонами работали голуби. И даже пчелы, которые хорошо ориентировались в полетах и легко могли найти свой улей, расположенный за много километров. Теперь же вы свободно можете написать письмо хоть в Австралию.

(слайд 5)

Как идет почта? (стр. 215-216, книга “Все обо всем”) (сообщение ученика).

Для нас абсолютно привычно находить в почтовом ящике письма издалека, преодолевшие сотни километров. Но задумывались ли вы, как они дошли до вас?

Итак, сначала письмо опускают в почтовый ящик, затем приходит почтальон и собирает письма изо всех ящиков квартала и относит их в центральное почтовое отделение. Гашение марок и штемпелевание происходит с помощью машины. Затем письма сортируются. Это очень кропотливая работа: нужно учитывать различные области, районы и города нашей страны и зарубежных стран. Почта, которую приходится отправлять самолетом, упаковывается в специальные мешки, их отвозят в аэропорт. Обычная почта отвозится на грузовиках на вокзалы. В поездах дальнего следования существуют специальные вагоны, и там почта сортируется согласно месту назначения. Так упаковки с письмами передаются с вокзала на вокзал. К вокзалам подъезжают грузовики и развозят письма по почтовым отделениям в зависимости от адресов, указанных на конвертах. Там письма сортируются в последний раз и разносятся почтальоном каждому конкретному адресату.

- Сегодня на уроке я упоминала о художественных произведениях эпистолярного жанра, т.е. написанных в форме письма.

- А сейчас мы послушаем стихотворение о почте. Написал его замечательный поэт С.Я.Маршак.

(Стихотворение читают подготовленные учащиеся, а на экране демонстрируются иллюстрации к стихотворению, слайд 6)

Обучение написанию письма.

- Ребята, как же нужно написать письмо, чтобы оно было понятно тому, кому ты его пишешь?

Ответы детей

- Правильно, письмо надо писать разборчиво, аккуратно, без ошибок.

- Сейчас мы напишем словарный диктант. Мы запишем слова, которые часто употребляем в письмах.

Объяснительный словарный диктант.

Здравствуйте, дорогой, уважаемый, привет, здоровье, счастье, до свидания, до скорой встречи.

- Обратимся к письму. Перед вами план письма (на экране).

- Кому мы чаще всего пишем письма?

С какой целью?

Ответы детей.

- Правильно, нашим близким, родным, друзьям. Для того чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями. Через письма мы узнаем о жизни тех, кому пишем, рассказываем о себе.

Работа с учебником. Анализ текста.

А теперь, ребята, давайте обратимся к учебнику. Прочитаем текст письма Н.Островского к своей матери (упражнение 213 стр.88)

 
5. Закрепление полученных знаний - К какому стилю речи относится текст?

- Какие ещё есть стили? (повторение стилей языка)

Разговорный стиль - делимся с кем-то своими мыслями, чувствами.

- Основная мысль текста?

- О чем этот текст? (ответы детей). Автор переживает за свою маму и заботливо к ней относится. Ведь мама - самый дорогой на свете человек. Вы всегда должны помнить об этом.

Любое письмо строится по определенной схеме:

1. Зачин.

2. Основная часть.

3. Концовка.

(слайд 7)

- Зачин обычно начинается с обращения к адресату.

- Вспомните, какие знаки препинания ставятся при обращениях?

- разговорный

- научный

- художественный

- Каким словом обычно начинаем мы письма?

- Учтите, что в этом слове имеется непроизносимый согласный звук (в), который произносится в словах “здравие, здоровье”

- Обращаясь к кому-либо по имени или имени и отчеству, не забывайте о том, как пишутся имена собственные. (С прописной буквы).

- В основной части содержится та информация, которой вы хотите поделиться с адресатом.

- Концовка обычно содержит формулу прощения, употребле6ния слов “До свидания”, “о встречи”, дату написания письма и вашу подпись.

- Каждый из вас не раз уезжал из родного дома. Давайте попробуем написать примерное письмо. Ведь все мы испытываем одинаковые чувства, когда находимся вдали от дома.

- Здравствуйте!
- У вас у каждого на столе схема с опорными словами. С чего бы вы начали писать письмо? - С приветствия, обращения.
- Используйте предлагаемые “формулы” приветствия и знакомства.

Здравствуйте!
Добрый день (вечер, утро)!
Привет!
Здорово!
Приветствую вас!
Разрешите (позвольте) вас приветствовать!
Рад Вас приветствовать!
Я приветствую вас от имени...
Добро пожаловать!
Моё почтение!
Салют! Хэлло!
Приветик!
Здравия желаю!
Давайте знакомиться!
Хочу с вами познакомиться!
Мне хотелось бы с вами познакомиться! Разрешите (позвольте) с вами познакомиться!
Разрешите представиться... Меня зовут...
Познакомьтесь, пожалуйста!
Прошу любить и жаловать!
Очень приятно с вами познакомиться.

В оставшееся время учащиеся пишут письмо на одну тем (по выбору). Темы на экране (слайд 9)

1. Письмо моей семье (маме, папе, бабушке, дедушке – можно в отдельности)

2. Письмо другу.

3. Письмо ветерану.

Физминутка (слайд 10)

Сели мы писать письмо,
Очень важное оно.
Долго мы его писали
И немножечко устали.
Встанем, ручками встряхнем
И немножко отдохнем.
Пошагаем мы на месте
И попрыгаем все вместе,
Развороты вправо, влево.
На носочках потянулись,
Все друг к другу повернулись,
Очень мило улыбнулись.
Головою покачаем
Раз и два, поприседаем
И работу продолжаем!

- Прочитайте, кто желает, свои письма.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

 
6. Подведение итогов урока. Д/з Оформление конверта

- Письмо мы написали.

- Теперь что нужно сделать? Правильно, запечатать в конверт и подписать.

- Что при этом надо помнить?

- Почему так важно правильно подписывать?

- Правильно, значит, очень важно не ошибиться в написании адреса.

- А что означает слово “адрес”?

Мы сегодня знакомимся с новыми словами (слайд 11)

Слово “адрес” вошло в русский язык из французского (adresse) и обозначает надпись на письме, посылке, бандероли и т.п., указывающую получателя и место назначения.

  • Адресат – нем. Adressat < фран.> – получатель, тот, кому адресовано письмо, посылка телеграмма и т.д.
  • Адресант – нем. Adressant <фр.> – отправитель, тот, кто отправляет письмо, посылку и т.д.

Словарная работа: адрес, адресат, адресант, индекс.

(слайд 12)

- Посмотрите на экран. Перед вами образцы написания адресов отправителя и получателя письма (на мониторе).

- Когда мы подписываем конверт, надо знать почтовые правила: (слайд 13)

1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно.

2. Название города, поселка, областей, района и др. населенных пунктов в И.п.

Ф.И.О. отправителя в И.п.

Ф.И.О. получателя в Д.п.

3. Внизу пишется индекс предприятия связи (6 цифр - образец на конверте)

- Давайте правильно подпишем конверты.

Объяснение (слайд 14, 15, 16)

- Сначала адрес отправителя.

- Теперь адрес получателя. Адрес нашей школы

- Оформим до конца конверт.

 

 

- Чтобы оно дошло до того, кому пишешь.

Надо правильно оформить конверт.

- Итак, конверт мы подписали, чего не хватает?

Домашнее задание: написать письмо

(слайд 17)

- Для того чтобы проверить, научились ли вы правильно писать и оформлять письмо, для этого мне необходимо прочитать ваши письма. Если вы напишете кому-то другому, я не имею права их читать.

У нас есть одно правило, которое вы должны запомнить на всю жизнь: никогда нельзя читать чужие письма. Это правило порядочного человека.

- Вы спросите: “О чём писать?”. В этом году вы стали пятиклассниками. У вас новые учителя, появились новые предметы, изменились условия обучения. Поделитесь в письме своими впечатлениями. Какие трудности вы испытываете, в какой помощи нуждаетесь? Какие у вас пожелания, предложения?

Работа с эпиграфом.

- Ребята, согласны ли вы с этим высказыванием? (ответы детей)

Подведение итогов урока. Оценки за урок.

- Ребята, чему мы сегодня научились?

- Зачем нужны письма? Можно ли обойтись без писем в наше время информационных технологий?

- Какова их роль в жизни человека? В чем их преимущество?

- А вы пишите письма? Кому? По какому поводу?

(ответы детей).

- Письма.